Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2007

Обзор фотоматериалов комплексной экспедиции министерства культуры касср 1979-1980 гг. в фондах музея-заповедника «Кижи». Культовая архитектура

В 1981 г. в фонды музея-заповедника «Кижи» Министерство культуры КАССР передало фотоматериалы комплексной историко-архитектурной и этнографической экспедиции министерства культуры 1979-1980 гг. (далее – КЭМК), которая проводилась по инициативе и под руководством доктора архитектуры профессора В.П.Орфинского. В ходе нее была осуществлена масштабная инвентаризация деревянного зодчества республики с участием студентов Петрозаводского университета, сотрудников музеев и проектных организаций г. Петрозаводска, положившая начало научно обоснованной деятельности по охране памятников народной архитектуры в Карелии. Впервые в отечественной практике экспедиция провела сплошное, а не выборочное обследование всех селений республики, а также некоторых сопредельных регионов.

Маршрут экспедиции 1979 г. охватил территорию южной, частично средней Карелии в границах основных ареалов карельского, вепсского и русского населения, включая целиком Олонецкий, Прионежский и Пряжинский районы, а также восточную часть Суоярвского, Лахденпохского и Кондопожского, юг и запад Медвежьегорского, большую часть Пудожского районов. Маршрут экспедиции 1980 г. охватывал территорию северной, средней и частично восточной Карелии в границах Лоухского, Калевальского, Кемского, Беломорского, Муезерского, Сегежского районов целиком и Медвежьегорского, Суоярвского, Кондопожского и Пудожского районов частично001.

Таким образом, в течение летних месяцев 1979-1980 гг. экспедицией была обследована вся территория Карелии. Два отряда экспедиции зафиксировали объемно – планировочную структуру 670 деревень и 5555 традиционных построек002. В каждом из селений обследовались все традиционные постройки и отдельные детали, основные характеристики которых записывались в виде типологических формул.

Для культовых сооружений проводилась научная атрибуция и датировка всех реконструкционных этапов. При этом в ряде случаев ценные историко-архитектурные данные были получены в результате совместного анализа архитектуры культовых построек и их иконостасов – важное преимущество комплексного обследования памятников деревянного зодчества архитекторами и специалистами по древней живописи003.

Параллельно проводилась подробная фотофиксация объемно-планировочной структуры селений, сооружений культовой и гражданской архитектуры, сооружений некрокульта, предметов быта и прикладного искусства. Фотосъемка в ходе экспедиции выполнялась ее участниками.

В коллекцию фотоматериалов экспедиции входят 7345 черно-белых негативов с контрольными отпечатками, в том числе по Карелии – 7232 негативов, по Мурманской области – 113 негативов.

Часть собрания фотоматериалов (486 негативов) представлена изображениями культовых сооружений. На фотографиях запечатлены общие виды, фасады, архитектурные детали, декоративные элементы, интерьеры 130 культовых построек. В их числе: 30 церквей (119 негативов), расположенных в селениях Олонецкого, Муезерского, Кемского, Питкярантского, Пудожского, Кондопожского, Медвежьегорского, Беломорского районов Карелии и деревне Старая Ковда Мурманской области; 90 часовень (329 негативов) в Олонецком, Прионежском, Муезерском, Суоярвском, Кемском, Пудожском, Кондопожском, Медвежьегорском, Пряжинском, Беломорском районах.

Участниками экспедиции были зафиксированы и отсняты в районах Карелии часовни первоначально представлявшие собой однокамерные клетские сооружения. Например, в деревне Лазарево004 Медвежьегорского района – Ильинская часовня (XVI-XVII веков) (фото 1). В настоящее время памятник имеет позднюю пристройку трапезной (конец XIX века). В том же районе в деревне Кефтеницы – Георгиевская часовня (вторая половина XVII – постройка однокамерной часовни, вторая половине XVIII в. – пристройка трапезной)005 (фото 2), часовня в деревне Узкие (первая половина XVIII в. – постройка однокамерной часовни, вторая половина XVIII – перв. половина XIX вв. – пристройка притвора-трапезной)006 (фото 3). В Пряжинском районе в деревне Пенгисельга – часовня Дмитрия Солунского (конец XVIII – начало XIX вв – постройка однокамерной часовни, вторая половина XIX в. – пристройка сеней со звонницей)007 (фото 4).

Логическим завершением процесса усложнения и обогащения объемно-пространственного решения клетских сооружений явилась пристройка к ним шатровых колоколен, получившая распространения в Карелии во второй половине XVIII и в XIX веках008. В состав коллекции вошли негативы с изображением колоколен, пристроенных к клетским постройкам. Например, колокольня, пристроенная в 1860 г. к церкви Параскевы Пятницы, возведенной в 1830 г. в деревне Онежаны009 Медвежьегорского района (фото 5).

Развитие культовых сооружений путем пристроек трапезных и колоколен имело место не только в районах с русским, но также и с карельским населением. Показательные в этом отношении памятники обследовались членами экспедиции в Олонецком, Пряжинском, Кондопожском районах. Например, в фонд фотоматериалов экспедиции вошла фотофиксация северного фасада и звонницы часовни Михаила, Власия и Петра (середина XVIII – вторая половина XIX вв.) в деревне Новинка010 Олонецкого района (фото 6), общего вида и звонницы часовни Рождества Богородицы (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) в деревне Маньга011 Пряжинского района (фото 7), северного и южного фасадов часовни Михаила Архангела, Варвары Великомученицы и Иоанна Предтечи (XVII-XVIII-XIX вв.) в деревне Лукин Наволок012 Кондопожского района (фото 8).

Процесс заимствования карелами приемов и форм русской архитектуры никогда не был однозначным, а влияния односторонними – перенималось лишь то, что соответствовало специфическим вкусам и традициям карельского народа013. Как отмечает В.П.Орфинский, богатство архитектурной орнаментики карел и ее национальный характер наиболее убедительно раскрылся в XVIII-XIX вв. в южной части Карелии и прежде всего на территории современного Пряжинского района. Примером в культовой архитектуре может служить Варваринская часовня (XIX в.) в деревне Коккойла, продолговатая форма главок которой, напоминающая еловые шишки, не имеет ничего общего с маковками русских православных церквей и часовен. Даже чешуйки лемеха сделаны в виде стилизованных елочек, ярко отражая художественную сущность карельской архитектуры014. В процессе обследования памятника участниками экспедиции были отсняты его фрагменты: главка продолговатой формы, покрытая лемехом в виде «елочек» (фото 9), ограждение звонницы с простыми одинарными столбами, крыльцо (фото 10), причелины, полотенце (фото 11).

Самобытность культуры карел и взаимообогащающие культурные контакты с русскими поселенцами содействовали возведению шатровых храмов Прионежской школы. Первенцем этой школы является Петропавловская церковь на Лычном острове (Кондопожский район)015. В коллекцию входит 15 негативов с фотофиксацией памятника – фасадов (южного, западного и северного) и фрагментов (крыльцо, восьмерик, поток, причелины, водосток, шатровое покрытие, полотенце, фронтонный пояс) (фото 12, 13). Также в ее состав вошла фотофиксация шатрового храма Прионежской школы – Успенской церкви в г.Кондопоге (северный фасад).

В XVII в получил широкое распространение новый тип шатрового храма «восьмерик на четверике», ознаменовавший собой усиление декоративных начал в культовой архитектуре016. Примером храмов этого типа может служить Варваринская церковь (1650-1797 гг.)017 в селе Яндомозеро и Богоявленская церковь (1577-1605-1778 гг.)018 в селе Челмужи Медвежьегорского района. Фотофиксация (фасады) этих памятников вошла в коллекцию фотоматериалов КЭМК (фото 14, 15).

В XVII веке возник еще один тип храмов – кубоватые церкви, увенчанные своеобразным покрытием в виде шатра (обычно четырехгранного) с изогнутыми по килевидной кривой гранями.019 Одним из примеров кубоватых храмов в Карелии, зафиксированным в ходе экспедиции, является Петропавловская церковь (1625-1906 гг.)020 в поморском селе Вирма Беломорского района. На негативах – восточный, западный и южный фасады храма, увенчанного пятиглавым кубом, в вершине которого установлена центральная глава, а на ребрах – 4 боковых (фото 16). Другой, сохранившийся в Карелии кубоватый храм, – Ильинская церковь (1798 г.)021 Водлозерского погоста. Изображения северного фасада и фрагментов (главки, крыльца, звонница, дверь, окно) памятника также вошли в фотоматериалы КЭМК.

В коллекции представлены негативы с видами с северо-запада и с юго- востока церкви Фрола и Лавра (1613 г.) в селе Мегрега Олонецкого района (фото 17). Центральный объем сооружения – высокий четверик, перекрытый четырехфронтонной крестчатой крышей. На пересечении коньков поставлен небольшой восьмигранник с четкими повалами, увенчанный шпилевидным шатром с главкой. Стройный, прямоугольный в плане алтарь с повалами перекрыт крутой двускатной крышей, паралелльной фронтонам церковного покрытия022.

В коллекцию вошли 14 негативов с фотофиксацией интерьеров церквей и часовен в следующих районах Карелии: Медвежьегорском – окно в часовне Варвары в деревне Часовенская (фото 18), дверь в Георгиевской часовне в деревне Кефтеницы (фото 19); Пряжинском – главное помещение с иконостасом в виде полки с двумя иконами в часовне деревни Лахта (фото 20); Беломорском – фрагменты тябл с растительным орнаментом из часовни Преображения в деревне Пулозеро, деревянные детали из часовни в деревне Кевятозеро; Кондопожском – балки потолка, печь в церкви в деревне Уссуна; Пудожском – вид на трапезные церкви Ильинского погоста на Водлозере (фото 21) и церкви в деревне Тубозеро (фото 22).

В коллекции представлены негативы репродукций двух икон: «Никатирион» из села Кереть Лоухского района (фото 23) и «Богоматерь с младенцем» из д. Шокша Прионежского района (фото 24).

Также в негативный фонд материалов экспедиции вошли изображения оград погостов Пудожского района: Ильинского на Водлозере (фото 25), Лукоостровского, Колодозерского (фото 26), ворота на погост в деревне Колгостров Кондопожского района (фото 27) и в деревне Тамбицы Медвежьегорского района, ограда у церкви в деревне Старая Ковда Мурманской области.

В ходе экспедиции фиксировались культовые постройки малых форм – придорожные или поклонные кресты (37 негативов), сохранившиеся в некоторых селениях Карелии. Среди них: в селе Кереть (Лоухский район) – поклонный восьмиконечный крест, обвязанный ритуальными полотенцами (фото 28), поклонный восьмиконечный крест с шеломом и полицами, с резной надписью на верхней поперечной перекладине; в деревнях Пряжинского района: Кяргеля – резной крест в футляре с двускатной крышей, установленный в 1796 г. и Каменьнаволок – резной крест в футляре с двускатной крышей, установленный в 1898 г. (фото 29); в деревнях Медвежьегорского района: Гормельницы – поклонный крест с росписью, установленный под навесом с двускатной кровлей (фото 30), Кефтеницы – поклонный крест с буквенными аббревиатурами, вписанными в круг и Викитинская – резной поклонный крест; в деревне Воронова Сельга (Олонецкий район) – поклонный крест в футляре под двускатной крышей с гладкими причелинами (фото 31).

Кроме памятников архитектуры находящихся на государственой охране, участниками экспедиции были выявлены 48 новых памятников архитектуры, в том числе культовой архитектуры – 8. В список памятников, рекомендованных для постановки на государственный учет или перевозки в музеи-заповедники, вошли:

Пряжинский район.

1. Георгиевская часовня в деревне Пихта – Лахта (остров) (вторая половина XVIII в.)023. (фото 32). Фотофиксация: фасады – северный и восточный; фрагменты – причелины, вход с навесом, резные столбы, резные балясины, повал, звонница, окно, главка.

2. Часовня Смоленской Богоматери в деревне Кинерма (вторая половина XVIII–XIX вв.)024 (фото 33). Фотофиксация: вид с юго – запада.

3. Часовня в деревне Сяргилахта (XVIII в.(?))025 (фото 34). Фотофиксация: фасады – западный, южный, фрагмент восточного.

4. Часовня Дмитрия Солунского в деревне Пенгисельга (конец XVIII в.)026 (фото 4). Фотофиксация: фасады – восточный, южный, западный; фрагменты- (причелины, полотенце, главка).

5. Семеновская часовня в деревне Гутсельга (вторая половина XVIII в.)027 (фото 35). Фотофиксация: виды с юго-востока, с юго-запада; фрагменты (сруб с повалом).

Медвежьегорский район.

1. Часовня в деревне Узкие (XVIII в.)028 (фото 3). Фотофиксация: вид с северо-запада; звонница.

Кондопожский район.

1. Часовня Архангела Михаила в деревне Малое Лижмозеро (XVIII-XIX вв.)029 (фото 36). Фотофиксация: восточный фасад; фрагменты (вход, причелины, полотенце); звонница (общий вид, фрагмент перил и балясины, купол).

Пудожский район.

1. Спасо – Преображенская часовня в деревне Гольяницы (XVIII в.)030 (фото 37). Фотофиксация: северный и восточный фасады; фрагменты (окно, скат кровли, вход).

Полученные в ходе экспедиции материалы позволили проверить, и, в случае необходимости откорректировать ранее выявленные эволюционные тенденции, уточнить национальные особенности и региональную общность архитектуры карельского, вепсского и русского населения республики.

Раздел фотоколлекции по культовым сооружениям, является одной из составных частей коллекции фотоматериалов комплексной экспедиции 1979–1980 гг., которая дает возможность получить наглядное представление об архитектурном наследии, а также является достоверным источником информации для изучения деревянного зодчества Карелии.

001 ...
002 Научный архив музея-заповедника "Кижи". (Материалы КЭМК 1979-1980 гг. В 38 т. Т.А.С.9). Далее - Материалы КЭМК.
003 Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С.25.
004 Там же. С.73.
005 Там же. С.40.
006 Там же. С.45.
007 Там же. С.54.
008 Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. С.62.
009 Материалы КЭМК. С. 74, 76.
010 Там же. С.83.
011 Там же. С.88.
012 Там же. С.68.
013 Орфинский В.П. Деревянное зодчество карельского народа и его связь с архитектурой русского Севера // Архитектурное наследство. Вып.23. М, 1975. С.66.
014 Там же. С.67-68.
015 Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С.82.
016 Там же. С.75.
017 Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С. 74, 48.
018 Там же. С.74.
019 Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С.102.
020 Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С.64.
021 Там же. С.90.
022 Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С.92.
023 Материалы КЭМК. Т.XXXVIII. С.89.
024 Там же.
025 Там же.
026 Там же.
027 Там же.
028 Там же. С.79.
029 Там же. С.70.
030 Там же. С.92.