Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.10.2007

Новые данные о местонахождении древних ворот в древнем городе Владимире

Город Владимир был довольно сильно укреплен. Этому способствовали как выгоды его топографического положения на возвышенном участке в междуречье Клязьмы и Лыбеди, так и созданные его жителями оборонительные сооружения в виде насыпных валов и деревянных стен по верх них. Сообщение с внешним миром осуществлялось через крепостные ворота.
Ипатьевская летопись, говоря о строительстве ворот во Владимире в годы княжения Андрея Боголюбского, сообщает, что князь город «сильно устроил к нему же ворота златые доспе, а другы серебром учини» [1], т. е. в XII столетии упоминаются Золотые и Серебряные ворота.
В летописных сообщениях XIII в. есть сведения и о других воротах, существовавших в городе. Так, в рассказе о татаро-монгольском нашествии говорится следующее: «Татарове... взяша град до обеда, от Золотых ворот у святого Спаса внидоша по примету в город, а сюде от северныя страны от Лыбеди к Орининым воротам и к медяным а сюде от Клязьмы к Волжским воротам и тако вскоре взяша новый град» [2]. Упоминавшиеся здесь Медные и Иринины ворота, выходившие к Лыбеди, а также Волжские, выводившие к Клязьме, несомненно, существовали и в XII в., причем все они располагались в той части, которая называлась «Новым городом». Как известно, древний Владимир состоял из трех частей. Центральное ядро города — наиболее древнее. Печерний город, как он называется в летописях, — это город, основанный еще в 1108 г. Владимиром Мономахом. При Андрее Боголюбском, спустя полстолетия, с запада и с востока к этому древнему ядру присоединяются еще две части.
Поскольку в документах XVII в. восточная часть названа «Ветчаным» или «Ветшаным» городом [3], то наименование Нового города исследователи присвоили западной трети города. Связано это было прежде всего с тем, что владимирские краеведы XIX в. — председатель Владимирской ученой архивной комиссии К. Тихонравов и владимирский архитектор Н. Артлебен — полагали, что восточная треть города не являлась его древней частью, т. е. не входила в состав города в XII в.
В соответствии со своими взглядами, К. Тихонравов так располагает ворота в древнем Владимире [4]: Иринины — в конце современного Ерофеевского спуска, Медные — возле Никитской церкви, Волжские — в конце Муромской улицы, перед существовавшим ранее деревянным мостом через Клязьму, а Серебряные — при выезде из центральной части на восток, т. е. там, где опись владимирского кремля 1626 г. указывала Ивановские ворота [5]. Об этом же местоположении Серебряных ворот говорит и Н. Артлебен [6].

[3] Выпись с крепостных владимирских книг 1646 года о дворах и землях соборных в городе, на пасаде и в слободах.— Владимирские губернские ведомости (далее ВГВ), 1877, №8.
[4] Тихонравов К. Город Владимир в начале XVIII столетия.— ВГВ, 1871, № 15.
[5] Описная книга владимирского кремля-города 1626 г.— ВГВ, 1977, № 2.
[6] Артлебен Н. Владимирский кремль-город по описной книге 1626 г. — Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета, т. II. Владимир, 1878.

Используя те же источники, что и указанные выше авторы, т. е. описную книгу Кремля 1626 г и план города Владимира 1769 г., другой дореволюционный автор А. Бунин пришел к выводу, что восточная часть города, или Ветшаный город, тоже относится к XII в. Причем Серебренные ворота, по его мнению, располагались в восточной трети города [7].
Правда, под старым городом, или городом Мономаха Бунин понимал как восточную треть, так и центральную часть города, а сообщение летописи за 1194 г. о закладке Всеволодом III детинца представлял как обособление Кремля и устройство по его периметру насыпных валов с деревянными стенами.
Н. Н. Воронин опроверг эту точку зрения, доказав благодаря своим раскопкам, что детинец Всеволода занимал лишь часть Мономахова города [8]. В ряде своих работ Н. Н. Воронин дал исчерпывающий анализ истории планировочной структур Владимира [9].
Взяв за основу бунинскую схему размещения ворот в древнем городе, Н. Н. Воронин внес в нее небольшое изменение: он поместил Серебряные ворота гораздо севернее, нежели они показаны у Бунина т. е. на современную улицу им. Фрунзе, перед бывшим здесь мостом через р. Лыбедь. В то же время Н. Н. Воронин писал, ссылаясь на исследования владимирского геолога А. А. Добролюбова: «...в древности рельеф этой части города был иным: южнее современной улицы Фрунзе шла ложбина, по которой могла проходить дорога, ведшая к Серебряным воротам» [10].
Однако новые материалы, обнаруженные в фондах государственного архива Владимирской области, позволили установить, что современное направление эта улица получила лишь в 1834 г., когда через Владимир проводили линию московско-нижегородского шоссе, при этом для организации нового выезда из города пришлось прорезать древний вал, ограждавший эту часть города [11]. Новое направление центральной улицы показано на плане 1834 г., где написано: «Линия для шоссе» [12]. А старая дорога, как свидетельствуют документы Владимирского архива, осталась справа от нового шоссе. Она была столь узкой, что по ней с трудом могли разъехаться два экипажа, а расширить ее можно было, лишь срыв юго-восточную часть насыпного вала, на что не пошли устроители шоссе.
Следовательно, в конце этого старого направления большой улицы перед выездом из города надо искать Серебряные ворота, т. е. там, где они показаны на схеме А. Бунина. Серебряные ворота выходили на дорогу к Боголюбову, а затем — к Нижнему Новгороду. Золотые ворота — на Московскую дорогу, Волжские — на Муромскую. От современного Ерофеевского спуска начинается дорога на Юрьев-Польский. Здесь, несомненно, также находились какие-то ворота. Все исследователи помещают здесь Иринины ворота.
А куда выводили бы Медные ворота, если их разместить у Никитского спуска? Никаких дорог, выходивших за пределы Владимира, здесь никогда не было. В то же время, кроме перечисленных выше дорог, из Владимира выходила еще одна — на Суздаль. Современная Суздальская улица — небольшой участок ее, начинающийся почти у Лыбеди. Самый ближайший выход на нее — по Ивановскому спуску (ныне улица Ось-

[7] Бунин А. К исторической топографии города Владимира на Клязьме. — Тр. ВУАК. кн. II. Владимир. 1900.
[8] Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—ХV веков, т. I, гл. XVII, М. 1961.
[9] Воронин Н. Н. Социальная топография Владимира XII—XIII вв. и чертеж 1715 г.— СА, VIII, 1946; Воронин Н. Н. Из истории планировки города Владимира. — газета «Призыв», № 195, 219 за 1945 г.
[10] Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков, c. 515.
[11] Государственный архив Владимирской области, ф. 40, оп. 1, д. 9102, лист 3 об 4.
[12] ЦГИА. ф. 1293, оп. 168, д. 17.

мова). Весьма возможно, что именно в конце этого спуска и находилась Медные ворота.
Однако как же быть с указанием летописи на то, что Медные ворота находились в Новом городе? Поскольку восточная часть города появилась в одно время с западной, то обе они по отношению к центральной части, более древней, были новыми. Тогда местоположение Медных ворог не противоречит летописному указанию. Следовательно, завоеватели вначале проникли в западную и восточную трети города, а потом уже преодолели укрепления Мономахова города [13].

[13] Н. Н. Воронин, которому были известны изложенные здесь соображения, согласился с ними (см. письмо Н. Н. Воронина владимирскому краеведу Н. С. Сафронову от 10.IX.1975 г.).