Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.10.2007

Исторические известия о великоустюжском Спасо-Преображенском монастыре

В исторической части города Великий Устюг находятся два каменных храма, построенных в бытность существующего при этом прихода девичьего Спасо-Преображенского монастыря, Это церкви Спасо-Преображенская (летняя) и Сретенская (зимняя). В литературе, посвящённой памятникам архитектуры Великого Устюга, этому ансамблю отведено значительное место. Помимо того, довольно обширный материал сохранился в документах Великоустюжского архива, который, кстати сказать, с 1928 года расположен в том и другом здании бывшего девичьего монастыря.
      Первые сведения о монастыре можно встретить в "Великоустюжской летописи" А.А. Титова.1 Летописные данные об этом ансамбле содержатся и в статье А. Попова, опубликованной в 1875 году в "Вологодских епархиальных ведомостях". Эти же данные в более кратком изложении повторяются в историко-археологическом сборнике "Вологодская старина"2, составителем которого является И.К. Степановский.
      В послевоенный период более подробный анализ архитектуры Спасо-Преображенского ансамбля даёт в своей работе, изданной в 1973 году и переизданной в 1982 году, В.П. Шильниковская3.
      Наибольший интерес представляют архивные материалы, которые хранятся в архивах Великого Устюга, Вологды и Москвы. В данной статье частично использованы только материалы Великоустюжского архива.
      Судя по летописным данным, история Спасо-Преображенского девичьего монастыря начинается с 1422 года, но Спасо-Преображенская церковь уже существовала до его основания. Когда она была построена первоначально, неизвестно, но, судя по всему, она выполняла функцию как летнего, так и тёплого храма, так как тёплая деревянная Сретенская церковь была основана только в 1683 году4.
      После постройки тёплого деревянного храма в 1689 году начинается строительство каменной летней церкви, которое было закончено в 1696 году. Практически с этого периода церковь не перестаивалась и дошла до нашего времени почти в первоначальном виде, являясь ярким представителем архитектуры Великого Устюга XVII века. Аналогичные постройки в городе появляются несколько ранее - это летний собор Михаило-Архангельского монастыря, построенный в 1653 году и летний собор Троице-Гледенского монастыря 1658 года.
      Долгое время Спасо-Преображенская церковь не подвергалась никаким перестройкам и лишь в 1854 году, когда проводились работы по устройству нового иконостаса в тёплом храме, незначительные работы были выполнены и в холодном, но никаких изменений, касающихся архитектуры не выполняли, помимо переноса входа на южном фасаде на другое место.
      В 1894 году причт храма обратился с ходатайством о ремонте как летнего, так и зимнего храмов в Святейший Синод. Ходатайство рассмотрено 4 июля 1894 года и было удовлетворено. Предусматривались следующие работы: покраска полов и кровли храма масляной краской, золочение средней главы и крестов, поправка кровли на ограде и всех её столбах и покраска их масляной краской, перекладка всех трёх ворот ограды. Все ремонтные работы поручено выполнить мастеру Андрею Арапкову. 5 мая 1897 года притч храма опять обращается с ходатайством о ремонте летнего Спасо-Преображенского храма. Этим ходатайством были предусмотрены следующие работы: позолота иконостаса, устройство новых киотов, подновление живописи на всех иконах иконостаса, штукатурка в алтаре "с уничтожением прежней живописи", устройство нового иконостаса в трапезной. Таким образом, Спасо-Преображенский храм в 1897 году получил тот облик, который он имеет и в настоящее время, за исключением позолоты главки и крестов. Колокола сняты в 1928 году.
Второе здание комплекса - Сретенско-Преображенская церковь - было основано, как уже упоминалось, в 1683 году. После пожара 1715 года на месте деревянного было начато строительство нового каменного храма. В 1740 году его строительство было закончено, о чём свидетельствует запись в "Клировых ведомостях" за этот год. До 1857 года каких-либо упоминаний о ремонте церкви нет. В 1857 году были проведены значительные ремонтные работы: выполнен новый иконостас, сохранившийся до настоящего времени, стены отделаны под мрамор, а весь комплекс обнесён оградой с каменными столбами и довольно интересными двумя входными воротами. Проект ограды и ворот сохранился в документах архива. Помимо того, сохранились они и на многочисленных фотографиях, выполненных в конце XIX - начале XX века.

      Примечания:
      1 Титов А.А. Летопись Великоустюжская. М., 1889 г.
      2 Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда. 1890 г.
      3 Шильниковская В.П. Великий Устюг. Стройиздат. М., 1973. (Второе издание. М., 1987.)
      4 Титов А.А. Летопись Великоустюжская. С. 70.
     

Приложение: библиографические и архивные источники о Спасо-Преображенском монастыре в г. Великий Устюг
      I.
      Титов А.А. "Летопись Великоустюжская". Издание А.К. Трапезникова. М., 1889:
      "4422. При Преображенской церкви в городе Устюге открыт девичий монастырь.
      1683. Заложена деревянная зимняя церковь Сретения при Преображенской церкви".
      "4715. Июня в 24 день, в Устюге Великом, на Здыхальне, у котовика, по прозванию Баранникова, в 7-м часу дни загорелся дом, от которого так усилившись разошёлся огонь, что до собору все домы и архиерейские палаты погорели, а от собору вниз даже до Пятницы все церкви и дворы погорели, кроме Георгиевской улицы, да со собором Бог сохранил".
      "1764. Паки всё те же вотчины отобраны со всем по-прежнему и в полномочное владение отданы половникам, а половники причислены под ведомство экономическое, - и прочие все, которые прежде числились за домом архиерейским, за монастырями и церквями, те стали быть за экономиею.
      Того же года декабря 31 дня из Спасского Преображенского девичья монастыря переведены в Ивановский Предтеченский монастырь, который издревле был мужской, а игумен и монашествующие из того Ивановского монастыря по разным разчислены монастырям, а тот бывший Преображенский монастырь учинён приходской церковью".
      4798 Июня 17 дня, освящён вновь устроенный придел во имя праведных Иокима и Анны при церкви Преображения Господня (С.Л.)".
      II.
      Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. 1890 г.:
      "Спасопреображенская приходская церковь находится в 1-ой части города Устюга, на Преображенской площади, между Архангельской и Преображенской улицами, а с северной и с южной стороны между 19 и 17 кварталами.
      О первоначальном ея построении сведений не сохранилось. До 1422 года, по сказанию летописей, она была приходскою, а в 1422 году основан при ней женский монастырь. В 1869 году положено основание для здания каменной церкви во имя Преображения Господня. В 1764 году монастырь обращён в приходскую церковь. В настоящее время Спасо-Преображенская церковь принадлежит к числу лучших и богатых церквей города Устюга. Она состоит из двух отдельных, величественных каменных храмов: 1) холодного во имя Преображения Господня, с приделом во имя Богоотец Иоакима и Анны и колокольней, и 2) тёплого, во имя Сретения Господня, с приделом Казанской иконы Божеей Матери.
      Холодный Спасо-Преображенский храм. Стены и своды в алтаре украшены живописными изображениями 1756 г. По западной стене церкви под сводами построены деревянные столярные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей. Под хорами в двух клеймах написано: в первом - "В лето от Рождества Христова 1422 года учреждён был при сём приходе девичь монастырь, который под управлением разных игумений и существовал 342 лета; по утверждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведён при игуменье Марияне в Ивановский монастырь на Гору, а сей оставлен приходскою церквью". Во втором клейме: "В лето от Рождества Христова 1689 года в 25 день, при державе благочестивейших государей царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев, основана сия церковь в девичьем монастыре, во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, при игуменье Анисии, преосвящённым Александром архиепископом Великоустюжским и Тотемским с крёстным ходом из собора; а совершена и освещена 1697 года августа в 6 день преосвящённым Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским".
      Предалтарный иконостас весь резной, золочёный, лучшей старинной архитектуры современной построению храма. Между местными образами отличается древностью и богатством украшения образ Преображения Господня...
      Образа в иконостасе принадлежат к первой половине XVIII столетия.
      По южную сторону Преображенского храма придел во имя богоотец Иоакима и Анны. Образа иконостаса принадлежат к прошедшему столетию. Церковь от трапезной отделяется старинным резным золочёным иконостасом. В нём древняя икона мучениц: Параскевы, Екатерины, Варвары. Третий храм во имя Сретенья Господня.
      Предалтарный иконостас новейшей работы. Иконы в нём первой половины XVIII столетия. В северной стене трапезы устроен вход в придельный храм во имя Казанской иконы Божей Матери. Трапеза от церкви отделена иконостасом. В нём образа, писанные в прошедшем столетии. Кроме образов, поставленных в иконостасах, в разных местах храмов находится около 30 разных икон; между ними есть очень древние.
      В ризнице между различными вещами служат образчиками старинного узорочного украшения два покрова и воздух.
      В церковной библиотеке книг богослужебных, нравственно-духовных и «другого содержания около 130».
      III.
      Из "Клировых ведомостей" с 1790 по 1916 гг.:
      "1848 г. Церковь холодная, каменная, начата строением в 1689 году 25 июня по грамоте Преосвященного Александра архиепископа Великоустюжского и Тотемского в бывшем при сём приходе с 1422-го года девичьем монастыре, тщанием игуменьи Анисий с сестрами. Существование церкви должно относить ранее учреждения монастыря, но с которого времени, неизвестно. По штатам 1764 года обращено в приходскую. Одноэтажная, в связи с таковою же колокольнею, кончена и освящена 1696, 6-го августа. Тёплая каменная двухэтажная в другой отдельной связи, построена на место деревянной, сгоревшей в 1715 году (по другим сведениям, в 1725 году, приписано в более поздний период в «Клировых ведомостях», начиная с 1854 года») по указу из канцелярии Московского Св. Синода, который хранится в церковном архиве.
      2) Зданием церковь крепка, ветхости и повреждений нет.
      3) Св. Престолов четыре: в настоящей холодной во имя Преображения Господня; при сей в паперти на южной стороне во имя Богоотец Иоакима и Анны, освящён в 1797 году. В настоящей тёплой во имя Сретения Господня, освящён в 1740 году Пресвящённым Гавриилом архиепископом Устюжским, при сей на северной стороне в паперти во имя Казанския Божия Матери, когда освящён, неизвестно.
      Сретенский храм переосвящён в 1854 году после отделки стен, пола, нового иконостаса. 1854 году обнесён новой каменной оградой. Полы перестланы изъявившим на то усердием Никольского купца Ивана Грибанова. Стены выкрашены приличным образом".
      IV.
      Из «Клировых ведомостей церкви» за 1894 год:
      4894 год июня 4 дня.
      ... Слушали прошение Священника и церковного старосты Устюжской городской Преображенской церкви о разрешении им согласно желанию прихожан церкви произвести благоустройство приходского храма - вычистить иконостас и стены в тёплом Сретенском храме, поправить, загрунтовать и выкрасить за два раза масляной краской крыши и главки на обоих храмах, а главку на тёплом храме и средную главку на холодном храме и все кресты на обоих храмах вызолотить золотом лучшего достоинства, поправить крышу на ограде и ея столбах и выкрасить за два раза масляною краскою.
      ... Сверх сего при ремонте ограды перекласть все трои ворота, ведущие в ограду, по прилагаемому при сём рисунку, составленному для Устюжской городской Покровской церкви на средства церковного старосты Егора Вайчачева и дозволить им произвести указанные работы, кроме устройства ворот, поручить Устюжскому мещанину Андрею Арапкову за назначенную им цену 1135 рублей, разрешается произвести указанный в прошении градской Преображенской церкви.
      Резолюции: произвести ремонт приходских храмов, указанный в прошении, на средства прихожан через церкового мастера Андрея Арапкова, о чём для объявления по принадлежности и исполнению должно и послать указ местному благочинному с приложением листа о деньгах пожертвований прихожанами и оградного рисунка 1894 июня 4 дня»
      V.
      «1897 г. 5 мая. Ходатайство о разрешении проведения ремонтных работ в холодном Спасо-Преображенском храме.
      В наступающее лето произвести в обветшавшей от времени внутренности холодного Спасо-Преображенского храма следующие работы:
      1) Предалтарный иконостас в главном храме старейшей резной работы - перезолотить весь по мардану золотом лучшего достоинства с устройством в нижнем ставе иконостаса новых киотов со стёклами по размеру находящихся в оном икон;
      2) поновить живопись на Св. иконах, помещённых в сём иконостасе, с позолотою и чеканкою фона;
      3) поправить, где потребуется, штукатурку в главном храме и заново отштукатурить в алтаре главного храма с уничтожением прежней живописи на стенах и потолке, писанной на масле и от времени значительно пострадавшей, во всём приделе к главному храму с южной стороны и в примыкающей к ней трапезе (притворе) с увеличением в высоту девяти икон - в приделе и в притворе;
      4) выравнять каменный пол во всём храме с увеличением в главном храме солеи в ширину на один ряд и с переделкою двух рундуков при входе в храм».
      ВУФ. ГАВО, Ф. 584. Оп. 50. Ед. хр. 41-44. Св. 153-155.