Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.10.2007

Из истории новосибирской бумажной архитектуры

Проект Сибирь

Историю новосибирской бумажной архитектуры можно отсчитывать с 1982 года, когда группа студентов архитектурного факультета инженерно-строительного института (Виктор Смышляев, Вячеслав Мизин, Андрей Кузнецов, Андрей Тарасов при участии Евгения Бурова и под руководством Анатолия Воловика) выполнила вполне «бумажный» по духу проект для проводимого голландцами международного конкурса «Гастрольный театр». Юношеский радикализм авторов, выразившийся в выборе в качестве стройплощадки для театра главной площади Новосибирска, привел к тому, что проект не был отправлен на конкурс, а его авторы встали в програмную теперь уже оппозицию официальным архитектурным парадигмам, господствовавшим в тот период в Сибири.
В 1983 году появилась первая «бумажная» группировка в принадлежащем Облколхозпроекту подвале, где работали Сергей Гуляйкин, Сергей Гребенников и Андрей Чернов. Архитекторы участвуют в конкурсе проектов на застройку колхоза «Большевик». В 1984 году Виктор Смышляев, Андрей Кузнецов и Вячеслав Мизин, создали другую неформальную группировку, назвав ее «Новосибирская архитектурная секция» («Что есть архитектура – искусство или спорт? – Конечно, спорт!»). В том же году новосибирская бумажная архитектура впервые демонстрируется на крупной выставке, организованной в московском ЦДХ в связи с проведением Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Идет весьма активное (насколько это возможно в доинтернетовские времена) сотрудничество с московскими «бумажниками», в первую очередь с Юрием Аввакумовым и Михаилом Лабазовым, в столице у новосибирцев есть свой агент – переехавший в Москву Иван Шалмин. В 1986 г., после трагической гибели С. Гуляйкина и отъезда В. Смышляева на родину, центр «бумажного» движения перемещается в залы студенческого архитектурно-конструкторского бюро инженерно-строительного института и обрастает сторонниками. В движении принимают активное участие Татьяна Парамонова, Сергей Чертков, Борис Вихорев, Евгений Буров, Вячеслав Кан, Валерий Кламм, Алексей Степанов, присоединяются студенты: Виталий Дробиленко, Евгений Федин, Александр Ложкин, Игорь Беспамятных, Андрей Кравченко. В 1986 году проходят две выставки в Новосибирске и Барнауле, появляется большая публикация о Сергее Гуляйкине в «Архитектуре СССР».
Возникает идея проведения к 100-летию Новосибирска серии молодежных архитектурных семинаров под общим названием «Белые пятна города», первый из них при поддержке декана архитектурного факультета Геннадия Пустоветова и руководителя молодежной секции Новосибирской организации Союза архитекторов Сергея Митюшова состоялся в начале 1987 года. Работы новосибирских «бумажников» демонстрируются на I Международном архитектурном салоне в Париже, на IV Всемирной биеннале архитектуры в Софии, архитекторы участвуют в фестивале «Архитектурные альтернативы» во Фрунзе (Бишкек). В составе советской делегации в Париж на архитектурный салон едет Андрей Кузнецов. В этом же году А. Кузнецов, В. Мизин, В. Кламм и А. Степанов организовывают первое в Новосибирске негосударственное архитектурное бюро – предприятие «Аврора» при Фонде молодежной инициативы. О «бумажниках» пишет журнал «Советский Союз», ориентированный на зарубежную аудиторию. В 1988 году новосибирские работы участвуют в выставке бумажной архитектуры, проходившей в лондонской Architectural Association. В этом же году Сергей Гребенников, Александр Ложкин и Валерий Кламм участвуют в фестивале «Москва-Брюссель», в рамках которого в архитектурных школах Saint-Luc и Ecole Galerie состоялись выставки новосибирской архитектуры. В следующем году проводится второй молодежный архитектурный семинар (его тема «Необитаемый остров» – предмостная зона в Октябрьском районе Новосибирска). Черно-белая «траурная» выставка произвела большое впечатление на зрителей. О семинарах пишет «Архитектура СССР» («Что такое НАМС?» – № 2/1990). В 1990 г. вернувшаяся из Брюсселя выставка демонстрируется в барнаульском доме архитектора, работы новосибирцев экспонируются в берлинской галерее Aedes и кельнской Linssen. В 1991 году проходит третий, последний из молодежных семинаров, сибиряки участвуют в выставке современного искусства в московском Манеже.
Проекты новосибирских бумажников никогда не побеждали в международных конкурсах (впрочем, их, как правило, и не отправляли). Они художественны, если считать художественностью способность автора переживать события окружающей действительности и излагать их на листе. Но… Ощущение пространства вокруг (в Сибири) сильно отличалось от ощущений, которыми жил в тот момент остальной мир, ожидание организаторами конкурсов от наших авторов перестроечного оптимизма, конструктивистского задора или тургеневской задумчивости оказывались обманутыми – наши транслировали в Европу неустроенность городских окраин и промрайонов.
Большая часть новосибирских бумажных проектов выполнена не для концептуальных конкурсов, а для обычных, проводившихся на вполне реальные темы в разных городах СССР. Эти работы ближе к практике западных молодежных команд, но в условиях зарегламентированного советского проектирования их шансы быть реализованными равнялись нулю. Многие работы были сделаны специально для загранвыставок бумажной архитектуры, часто проходивших в конце 1980-х – начале 90-х в Европе. В 1990 году Иван Шалмин перевел в шелкографию ранние работы Гуляйкина, Гребенникова и Чернова, в 1994 году Вячеслав Мизин выполнил копии своих утраченных работ и некоторых работ Виктора Смышляева 1985–86 гг.
Бумажная архитектура в Новосибирске благополучно умерла в начале 90-х. Рыночные времена не оставляли времени на хобби, каковым она являлась. Из бывших активных «бумажников» лишь Е. Буров и В. Кан занимаются «большой» архитектурой, остальные участники проектируют интерьеры, преподают в школе, занимаются менеджментом в сфере культуры, ушли в актуальное искусство, издают архитектурный журнал.
Впрочем, наследие новосибирских «бумажников» по-прежнему востребовано при проведении выставок, посвященных этому явлению, ставшему, по словам С. Хан-Магомедова, этапом, «который чуть было не осуществил прорыв на уровень оригинального генерирования первичных формообразующих идей в мировом масштабе». Ряд работ опубликован в каталогах и монографиях, в 1997 г. в Екатеринбурге была издана книга «Неизвестная архитектура Новосибирска», в 1999 и 2000 годах в выставочных залах новосибирского филиала института «Открытое общество» (Фонд Сороса) и Новосибирской архитектурно-художественной академии состоялись выставки, демонстрировавшие максимально полную иконографию явления. Выставка, прошедшая в 2000 году в Центральном доме художника, получила специальный диплом жюри Арх-Москвы «за уникальный художественный материал».
Жаль, конечно, что это теперь всего лишь история…