пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Новости Пресса События События Библиотека Библиотека Библиотека
 
Хан-Магомедов С. О.
Хан-Магомедов С. О.  


Хан-Магомедов С. О.
Хан-Магомедов Селим Омарович

Селим Омарович Хан-Магомедов (9 января 1928, Москва, СССР — 3 мая 2011, Москва, Российская Федерация) — российский искусствовед, исследователь архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана. Заслуженный архитектор Российской Федерации (1992). Заслуженный деятель науки Дагестана. Доктор искусствоведения. Почётный член Российской академии художеств. Академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Международной академии архитектуры в Москве. Лауреат Государственной премии в области архитектуры.

Круг научных интересов С. О. Хан-Магомедова можно условно разделить на две большие части: исследование архитектуры народов Дагестана (лезгин, табасаран, агулов, лакцев, цахуров и других народностей) и истории советского авангарда 1920—1930 годов.

Селим Хан-Магомедов выявил, исследовал, обмерил и впервые ввел в научный обиход более 1000 памятников дагестанской архитектуры, расположенных в 130 горных аулах. Им опубликованы монографии: «Народная архитектура Южного Дагестана», «Лезгинское народное зодчество», «Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана», «Рутульская архитектура», «Цахурская архитектура», «Дагестанские лабиринты», «Агульская архитектура», «Дагбары и Дербентская крепость», «Лакская архитектура» и другие.

Селим Омарович вляется одним из крупнейших исследователей истории русского авангарда начала XX века. Лично им изучено около 150 личных архивов архитекторов, художников, дизайнеров и скульпторов этой эпохи. В работах Хан-Магомедова приводится множество неизвестных ранее фактов, оценок творчества представителей различных течений русского авангарда. С. О. Хан-Магомедовым написано более 450 научных трудов, среди которых монографии, брошюры, статьи, в том числе изданные за рубежом. Среди написанных им монографий можно выделить следующие: «Пионеры советской архитектуры», «Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова», «Пионеры советского дизайна», «Рационализм», «ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН», «Архитектура советского авангарда», «Сто шедевров советского архитектурного авангарда», «Конструктивизм — концепция формообразования», «Рационализм (Рацио-архитектура)», «Супрематизм и архитектурный авангард».

Под авторством С. Хан-Магомедова вышли монографии о творчестве крупнейших архитекторов русского авангарда Константина Мельникова, Александра Веснина, Николая Ладовского, Александра Родченко, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Ильи Голосова.

Хан-Магомедов неоднократно высказывался по вопросам сохранения советского культурного наследия, исчезающего в последнее время в Москве.

wikipedia.org



Некролог НИИТИАГ

3 мая 2011 года на 84 году жизни скончался Селим Омарович Хан-Магомедов – выдающийся российский ученый, историк и теоретик архитектуры, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН, почетный академик Российской академии художеств, академик МААМ, Заслуженный архитектор Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Дагестана, лауреат двух Государственных премий РФ, лауреат международной премии им. Чуми, член Союза архитекторов РФ и Союза дизайнеров РФ. 


Неоценим его вклад в изучение национального своеобразия народов Дагестана (лезгин, табасаран, агулов, лакцев, цахуров и др.) Он выявил, исследовал, обмерил и впервые ввел в научный обиход более 1000 памятников дагестанской архитектуры, расположенных в 130 горных аулах. Им опубликованы монографии: «Народная архитектура Южного Дагестана», «Лезгинское народное зодчество», «Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана», «Рутульская архитектура», «Цахурская архитектура», «Дагестанские лабиринты», «Агульская архитектура», «Дагбары и Дербентская крепость», «Лакская архитектура» и др.

Другая область, в которой С.О.Хан-Магомедов получил мировое признание, - исследование советского архитектурного и художественного авангарда первой трети XX века. С.О.Хан-Магомедовым выявлены и изучены десятки государственных архивных фондов и около 150 личных архивов архитекторов, художников, дизайнеров, скульпторов, введено в научный обиход, систематизировано и проанализировано огромное количество новых документов и материалов. В его работах даны всесторонние оценки новаторских теоретических концепций и творческих направлений ведущих архитекторов и дизайнеров 1920-х годов. Им написаны такие фундаментальные монографии, как «Пионеры советской архитектуры», «Пионеры советского дизайна», «ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН» (2 тома) , «Архитектура советского авангарда» (в 2-х томах) , «Сто шедевров советского архитектурного авангарда», серия из трех капитальных монографий «Конструктивизм - концепция формообразования», «Рационализм (Рацио-архитектура)», «Супрематизм и архитектурный авангард». Создана обширная серия монографий о творчестве видных архитекторов и художников того времени А. Веснина, А. Родченко, М. Гинзбурга, И. Леонидова, И. Голосова, Н. Ладовского, К. Мельникова, К. Малевича, Л. Лисицкого и др. С.О. Хан-Магомедов написал и первую большую монографию о творчестве И.В. Жолтовского.

Список научных трудов С.О.Хан-Магомедова насчитывает свыше 500 наименований. Среди них свыше 75 монографий и брошюр, главы в фундаментальных многотомных изданиях, статьи в сборниках и журналах. Кроме того, более 30 книг и сборников вышло под его научной редакцией. 15 книг С.О.Хан-Магомедова опубликованы за рубежом - в Италии, Польше, Англии, Чехословакии, США, Румынии, Франции, ГДР, Австрии, Болгарии, ФРГ, Югославии, Венгрии, Испании, Японии и др.

Научная жизнь С.О.Хан-Магомедова, начиная с окончания Московского архитектурного института, была неразрывно связана с ЦНИИ теории и истории архитектуры (ныне НИИТИАГ РААСН). Придя в институт в 1954 г. на должность архитектора, он сразу обратил на себя внимание большими аналитическими способностями, эрудицией, смелостью и независимостью суждений. В стенах института Селим Омарович смог в полной мере реализовать свой выдающийся дар и создать новую научную школу. В числе его учеников - историки архитектуры из разных городов России и многих бывших союзных республик СССР.

С.О.Хан-Магомедов был признанным лидером нашей профессии. Его исключительная работоспособность, научная принципиальность и бескорыстие принесли ему глубокое уважение коллег и учеников. Навсегда останутся в памяти его необыкновенно точные, критичные, остроумные и в то же время очень доброжелательные выступления на ученых советах института, неизменным и активным участником которых он был. Селим Омарович инициировал обсуждение на круглых столах и конференциях самых острых и противоречивых проблем истории и теории архитектуры советского времени, тем самым показывая молодому поколению исследователей пример научной смелости и объективности. Уход из жизни Селима Омаровича – это огромная, невосполнимая потеря для всех нас. Его уникальная личность и его беспрецедентный научный труд останутся в памяти многих поколений исследователей архитектуры.

НИИТИАГ

Книги, монографии, диссертации
Александр Веснин.
Архитектор Илья Голосов. 1986
Архитектор Константин Мельников. 1981
Архитектура советского авангарда. 1996 1-2 тт
Архитектура советского авангарда. Проблемы формообразования. Мастера и течения. 1997
Борис Королев. 2007 Серия: Творцы авангарда Издательство: Фонд "Русский авангард", 2007 г. Твердый переплет, 160 стр. ISBN 978-5-91566-014-3 Формат: 70x100/16
ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС. 1990
ЖИВСКУЛЬПТАРХ (1919-1920). Первая творческая организация архитектурного авангарда. 1993
Иван Леонидов. 1971
Илья Голосов. 1988
Константин Мельников. 1990
Конструктивизм - концепция формообразования. 2003 Издательство: Стройиздат Год выпуска: 2003 Разделы: Искусство Количество страниц: 576
Кривоарбатский переулок, 10. 1984
Николай Ладовский. 1984
Полвека советской архитектуры. 1967
Теоретические концепции творческих течений советской архитектуры. 1974
Теоретические концепции творческих течений советской архитектуры. Обзор. 1974
Статьи
Архитектор К.С. Мельников // Моспроектовец, № 47, 1965
Архитектура XIX начала XX вв. (основные этапы и противоречия развития). Введение // Всеобщая история архитектуры(ВИА) в 12 томах, Т. 10, 1972
АСНОВА,ОСА и группа ИНХУКа // Творческие течения,концепции и организации советского авангарда. Серия выпусков ВНИИТАГ, В. 4, 1994
Две концепции авангарда: Конструктивиэм и Супрематизм // Архитектура СССР, май-июнь, 1990
Дизайн в системе художественной культуры // Декоративное искусство СССР, № 7, 1987
Живопись, скульптура, архитектура. (1919-1922.) // Творческие течения,концепции и организации советского авангарда. Серия выпусков ВНИИТАГ, В. 1, 1993
Илья Голосов // Архитектура СССР, № 2, 1984
ИНХУК и ранний Конструктивизм // Творческие течения,концепции и организации советского авангарда. Серия выпусков ВНИИТАГ, В. 3, 1994
К истории выбора места для Дворца Советов // Архитектура и строительство Москвы, № 4, 1988
Клубы сегодня и вчера // Декоративное искусство СССР, № 9, 1966
Композиция и некоторые проблемы восприятия // Архитектура мира, № 5, 1996
Константин Мельников, архитектор // Неделя, № 7, 1966
ОБМАС ВХУТЕМАСа (1920-1923). (Психоаналитический метод Н. Ладовского во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе) // Творческие течения,концепции и организации советского авангарда. Серия выпусков ВНИИТАГ, В. 2, 1993
От социалистического расселения к градостроительному эпосу // Столичный город, В. 2, 1998
Претензии классицистической концепции на формирование стиля XX века // Архитектура мира, № 3, 1994
Претензии классицистической концепции на формирование стиля ХХ века // Архитектура мира, № 2, 1993
Пропедевтика // Пространство (НИИТАГ), 1995
Пропедевтика "Пространство" // Творческие течения,концепции и организации советского авангарда. Серия выпусков ВНИИТАГ, В. 5, 1995
Размышляя о причинах утрат // Архитектура и строительство Москвы, № 3, 1988
Творчество там, где можно сказать - это мое (к 90-летию со дня рождения архитектора К.С. Мельникова) // Декоративное искусство СССР, № 12, 1980
Теоретическая концепция пролетарской классики И. Фомина // Архитектурное наследство, Выпуск 40, 1996
Теоретическая концепция пролетарской классики иФомина. (Две неопубликованные рукописи) // Архитектурное наследство, Выпуск 40, 1996
Теория построения архитектурных организмов и теория движения в архитектуре И. Голосова // Проблемы истории советской архитектуры, № 2, 1976
Хрущевский утилитаризм: плюсы и минусы
Художник всегда прав // Архитектура мира, № 4, 1995

Искать книги автора в сетевых магазинах

 


Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter