Дворец
(от "княжий двор" - жилище князя) - резиденция
правителя, представителя знати, духовенства или
зажиточного человека.
В рабовладельческих деспотиях Востока
и в восточной части Средиземноморья
строительство дворцов было связано с задачами
представительности и с государственной
идеологией. Сложную композицию здания
составляли многочисленные помещения для
торжественных приемов и церемоний. Римские
дворцы отличались симметрией главных помещений,
которые располагались вокруг дворов с фонтанами,
водоемами и скульптурой. Аналогичные
композиционные приемы применялись в архитектуре
дворцов императоров и наместников в римских
европейских, азиатских и африканских провинциях,
в Византийской империи, где их планы
видоизменялись в соответствии с местными
условиями. В раннесредневековой Европе дворцы
входили в комплекс крепостных сооружений (см. Замок), позже
постепенно обособились в самостоятельные
постройки, отличавшиеся богатством декора. В
эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип
городского дворца - палаццо.
В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный
тип дворца (королевский, императорский, царский).
Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и
включавшие обширные парки, доминировали над
окружающим пространством (Версаль, Лувр,
Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.).
Характерной чертой композиции дворца стала
анфилада, объединявшая большое количество
помещений, а также парадный двор - курдонер. С сер.
XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно
отделанные дворцы общественного назначения
("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке
в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г.).
В архитектуре Советской России и позднее СССР
были распространены т.н. Дворцы Труда, Культуры,
Спорта и т.д.
Десюдепорт (франц. dessus de porte - над дверью) – панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв.
Донжон (франц. donjon) – главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.
Дорический
ордер – один из трех основных
архитектурных ордеров.
Колонна дорического ордера не имеет
базы, ствол прорезан вертикальными желобками –
каннелюрами; капитель
состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абака. Антаблемент
членится на архитрав,
фриз и карниз; фриз по
горизонтали делится на триглифы и метопы.
Дорический ордер сложился в дорийских
областях Древней Греции в период перехода к
строительству храмов и сооружений из камня
(встречается уже между 600 и 590 гг. до н.э. в самой
Греции и в дорийских колониях – храм Артемиды в
Керкире). В VI-V вв. до н.э. дорический ордер стал
важнейшим элементом монументальных композиций и
главным средством художественной
выразительности зодчества поздней архаики и
классики. См. подробнее Ордера архитектурные.
Доходный дом – многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830-40-хгг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. В кон. XIX – нач. XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем. Доходные дома имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.
Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.
return_links(); ?>