А

 

Стартовая страница Написать автору Список иллюстраций Приложение. Опись чертежей и рисунков шести эскизных проектов... Список использованной литературы Заключение Глава IV. Проекты участников именного конкурса 1913 г. 3. Проекты М.Х.Дубинского Глава IV. Проекты участников именного конкурса 1913 г. 2. Проект И.А.Фомина Глава IV. Проекты участников именного конкурса 1913 г. 1. Проект О.Р.Мунца Глава III. Конкурс имени Шретера (1912 год). Поиск планировочного решения Глава II. 2. История конкурсов на застройку Тучкова буяна Глава II. История местности Тучкова буяна и конкурсов на ее застройку. 1. Местность и окружение Глава I. Градостроительство петербургской неоклассики в контексте стилистических особенностей течения Введение Оглавление

Конкурсы 1912-1913 гг. на застройку Тучкова буяна относятся к числу важнейших событий русской архитектурной истории начала XX века. Рассмотренные нами проекты представляют собой своеобразную “квинтэссенцию” петербургского неоклассического зодчества 1910-х гг.; в них наглядно воплотились и градостроительные принципы течения, и стилистические особенности, определяемые генезисом неоклассики.

Зарождение стиля связывается с тремя источниками: мирискусническим искусствоведением, рациональным модерном и отечественной классической традицией. По мере становления неоклассики в качестве иконографических прототипов привлекаются все более отдаленные пласты классической архитектуры. Эволюционная картина позволяет соотнести не только способ интерпретации, но и выбор прототипов с методом архитектора.

Утверждение неоклассики стало результатом разочарования в возможностях модерна и одновременно следствием назревания урбанистических задач. Равным образом, обращение к классической стилистике дало импульс ансамблевому мышлению и стимулировало градостроительную инициативу. Градостроительство начала XX века имело целью возрождение единства городской среды, а следствием – переосмысление самого понятия о ней, включение Петербурга в единый контекст мировой классической архитектуры.

Стремление городских властей использовать местность Тучкова буяна повлекло за собой градостроительные урегулирования территории и организацию двух конкурсов на ее застройку зданиями для выставок, съездов и музеев. Эволюция представлений о будущем “культурном центре” отразилась в конкурсных заданиях и в окончательной программе.

Объявленный в 1912 г. Второй конкурс имени В.А.Шретера стал этапом поиска композиционной идеи ансамбля. В проектах А.З.Гринберга, С.С.Серафимова и М.Х.Дубинского были отработаны планировочные формулы, аналогичные принципам построения архитектурных ансамблей Всемирных выставок второй половины XIX века.

Эти “композиционные архетипы” легли в основу проектов участников именного конкурса 1913 г. – О.Р.Мунца, И.А.Фомина и М.Х.Дубинского. Анализ их работ применительно к проблематике городского ансамбля и составил основное содержание нашего исследования.

Каждый архитектор по-своему разрешил функциональные требования конкурсной программы, а также вопросы стиля, ансамблевого единства и взаимодействия с городской средой. Показательно, что методам троих конкурентов соотвествуют составляющие парадигму ретроспективизма три способа интерпретации: эклектический – О.Р.Мунца, стилизаторский – И.А.Фомина и модернизированный – М.Х.Дубинского.

Конечная цель нашей работы – ответ на вопрос, какой же из способов лучше отвечает задаче создания ансамбля городского культурного центра в петербургском контексте. Представляется, что в проекте М.Х.Дубинского сочетание перечисленных аспектов наиболее удачно. Не случайно многие исследователи указывают на присуждение архитектору победы в именном конкурсе – хотя мы и не располагаем подтверждениями этого факта. Причину подсознательного предпочтения проекта Дубинского следует искать прежде всего в том равновесии между функциональным и художественным началами, которого архитектор достиг в неоднократном обращении к теме. Напротив, решения конкурентов, на наш взгляд, демонстрируют акцент на одной из сторон в ущерб остальным. О.Р.Мунц выступает как эклектик-функционалист, и проект его, структурно наиболее соотвествующий петербургской застройке, лишен необходимой архитектурной выразительности. Будучи вполне последователен в ориентации на “структурный рационализм”, Мунц пренебрегает рационализмом эстетическим. Он выбирает для построек “конструктивные” формы и “нейтральный” декор, не заботясь о стилистическом единстве комплекса. Проект Мунца взаимодействует с городской средой на “пространственном” и символическом уровнях, но объемные решения и декор зданий, прежде всего выставочного, вряд ли удачны для столь ответственно расположенного ансамбля.

И.А.Фомин – приверженец классического направления. Однако в проекте Буяна он сосредоточивается на частной задаче стилизации, что сообщает работе характер своеобразного “задания”, “этюда” на тему “петербургский классицизм”. В результате проект перенасыщен цитатами, на фоне которых формы других эпох (например, триумфальные колонны) выглядят диссонансом. Детальное изучение работы Фомина разрушает представление об архитектурном единстве, возникающее при первоначальном знакомстве с перспективами. Кроме того, решение сохранить здание пеньковых складов и связанные с этим ограничения сказались не только на формальной стороне, но и на функциональности построек. Этим же определяется и планировочная идея, которая делает связь с исторической застройкой весьма условной. Античные мотивы в решении внутреннего пространства предвосхищают грядущий отказ Фомина от “пассеистического” стилизаторства и обращение к формам модернизированной классики, сочетающей “вечные” ордерные формы с современностью задач.

В отличие от работ других конкурентов, проект Дубинского являет пример “актуальной классики”. Архитектор не преследует, подобно Фомину, иных целей, кроме собственно художественных; проект его свободен от влияния любых отвлеченных идей. Дубинский не ограничен рамками стилизации и свободно распоряжается всем арсеналом классических форм, применяя их к решению современной задачи. В то же время способ применения форм отличен и от эклектического. Архитектор, “пришедший в классику” через традицию Академии художеств и венский модерн, в проекте для Буяна сочетает формальную свободу с композиционной ясностью. Проект Дубинского единственный имеет античные масштаб и звучание и уже поэтому лучше всего подходит для разрешения задачи городского культурного центра – и в его просветительной, и в развлекательной, и в мемориальной функции. Цельность ансамбля, лишенного налета стилизации и влияния эклектического функционализма, ставит его в один ряд с работами мастеров прошлого.

Оглавление | Далее


(с)
В.Г.Басс
2001

При цитировании  ссылка на: 
1. бумажную версию  статьи 
2. на  www.archi.ru 
обязательна 

return_links(); ?>