Конкурсы 1912-1913 гг. на застройку Тучкова
буяна относятся к числу важнейших событий русской архитектурной истории начала
XX века. Рассмотренные нами проекты представляют собой своеобразную
“квинтэссенцию” петербургского неоклассического зодчества
1910-х гг.; в них наглядно воплотились и градостроительные принципы
течения, и стилистические особенности, определяемые генезисом
неоклассики.
Зарождение стиля
связывается с тремя источниками: мирискусническим искусствоведением,
рациональным модерном и отечественной классической традицией. По мере
становления неоклассики в качестве иконографических прототипов привлекаются все
более отдаленные пласты классической архитектуры. Эволюционная картина позволяет
соотнести не только способ интерпретации, но и выбор прототипов с методом
архитектора.
Утверждение неоклассики
стало результатом разочарования в возможностях модерна и одновременно следствием
назревания урбанистических задач. Равным образом, обращение к классической
стилистике дало импульс ансамблевому мышлению и стимулировало градостроительную
инициативу. Градостроительство начала XX века имело целью возрождение
единства городской среды, а следствием – переосмысление самого понятия о
ней, включение Петербурга в единый контекст мировой классической архитектуры.
Стремление городских властей
использовать местность Тучкова буяна повлекло за собой градостроительные
урегулирования территории и организацию двух конкурсов на ее застройку зданиями
для выставок, съездов и музеев. Эволюция представлений о будущем
“культурном центре” отразилась в конкурсных заданиях и в
окончательной программе.
Объявленный
в 1912 г. Второй конкурс имени В.А.Шретера стал этапом поиска
композиционной идеи ансамбля. В проектах А.З.Гринберга, С.С.Серафимова и
М.Х.Дубинского были отработаны планировочные формулы, аналогичные принципам
построения архитектурных ансамблей Всемирных выставок второй половины
XIX века.
Эти
“композиционные архетипы” легли в основу проектов участников
именного конкурса 1913 г. – О.Р.Мунца, И.А.Фомина и М.Х.Дубинского.
Анализ их работ применительно к проблематике городского ансамбля и составил
основное содержание нашего исследования.
Каждый архитектор по-своему разрешил функциональные
требования конкурсной программы, а также вопросы стиля, ансамблевого единства и
взаимодействия с городской средой. Показательно, что методам троих конкурентов
соотвествуют составляющие парадигму ретроспективизма три способа интерпретации:
эклектический – О.Р.Мунца, стилизаторский – И.А.Фомина и
модернизированный – М.Х.Дубинского.
Конечная цель нашей работы – ответ на вопрос,
какой же из способов лучше отвечает задаче создания ансамбля городского
культурного центра в петербургском контексте. Представляется, что в проекте
М.Х.Дубинского сочетание перечисленных аспектов наиболее удачно. Не случайно
многие исследователи указывают на присуждение архитектору победы в именном
конкурсе – хотя мы и не располагаем подтверждениями этого факта. Причину
подсознательного предпочтения проекта Дубинского следует искать прежде всего в
том равновесии между функциональным и художественным началами, которого
архитектор достиг в неоднократном обращении к теме. Напротив, решения
конкурентов, на наш взгляд, демонстрируют акцент на одной из сторон в ущерб
остальным. О.Р.Мунц выступает как эклектик-функционалист, и проект его,
структурно наиболее соотвествующий петербургской застройке, лишен необходимой
архитектурной выразительности. Будучи вполне последователен в ориентации на
“структурный рационализм”, Мунц пренебрегает рационализмом
эстетическим. Он выбирает для построек “конструктивные” формы и
“нейтральный” декор, не заботясь о стилистическом единстве
комплекса. Проект Мунца взаимодействует с городской средой на
“пространственном” и символическом уровнях, но объемные решения и
декор зданий, прежде всего выставочного, вряд ли удачны для столь ответственно
расположенного ансамбля.