|
знаков, которые "по некоторым сведениям бросаютсяв
ручьи и другие источники" (Н.Драникова). Выше деревни Семенова
находится Петушиная Горка, название которой возможно связано с этим
праздником. На этой горке находилась старая кузница.
Амбар, стоящий рядом с часовней, повернут
относительно часовни и своей восточной стороной ориентирован на
деревню Зехнова, находящуюся в двух километрах от деревни Семёновой по
прямой через озеро. (У некоторых языческих народов Севера амбар
выполнял функции святилища.)
По словам жительницы деревни Зехнова Болозневой В.П.
первые две деревни на Кенозере основали некто Зех и Мамон. По имени
первого называется деревня, по имени второго - остров.Очевидно, речь
идет о первых христианах на Кенозере, так как угоро-финское население
присутствовало на нем постоянно.
Часовня в деревне Зехнова посвящен Иоанну Богослову,
праздник этот отмечается 9 октября.В этот день прямая, проходящая
через одну из куриц кровли и крест часовни, указывает точно на
Полярную звезду, а в полночь, если смотреть на часовню с востока, то
на западе оказывается крест созвездия Орла, (символ апостола Иоанна)
четыре звезды которого образуют ромб таких же пропорций, как тень на
Семеновской часовне. Можно предположить, что построивший часовню
хорошо знал звезды и, возможно был помором. В пользу этого говорят и
другие факты. На север от часовни находится Китова горка, а в полночь
в это время октября на юге над горизонтом находятся созвездия Кита и
Рыб. В житии Иоанна Богослова описывается эпизод, когда после Успения
Богородицы, Иоанн со спутниками попал на море в бурю, спутников Иоанна
выбросило на берег, а самого Иоанна еще 14 дней носило по морю, после
чего он счастливо спасся. За четыре дня до праздника Ионна Богослова,
5 октября, отмечается день пророка Ионы, которого по преданию
проглотил кит. То есть часовня оказывается включенной в морскую
мифологию на нескольких уровнях - символики неба, библейской символики,
местной топонимики. Возможно, часовня выполняла функции календаря, так
как при имитации с помощью компьютерной программы положения звездного
неба в различные праздники вычленяются несколько созвездий, которые
фиксируют полночь или время восхода и захода солнца в различные
праздники, прежде всего это созвездие Орла, Рыб, Кита,Девы, Пегаса.
Все эти созвездия легко вычленяются на небе и включают в себя
навигационные звезды, давно известные мореплавателям. Более точные
сведения и выводы можно получить лишь при непосредственном наблюдении
звезд из часовни. Но некоторые выводы можно сделать и пользуясь
компьютером. Например, ромб в созвездии Орла возможно имел особое
значение у поморов и скандинавов, так как за Полярным кругом в день
зимнего солнцестояния, когда солнце скрыто за горизонтом, в полдень
вертикальная ось ромба указывает точно на место, где за горизонтом
находится солнце, а сам ромб практически касается горизонта. Интресно,
19 декабря празднуется день Николая Чудотворца, столь почитаемого
мореходами. Если Зехновскую часовню действительно строил помор, то
можно сделать предположение о дате постройке часовни, так как в день
Иоанна Богослова в полночь ромб созвездия Орла был точно на западе в
50е годы XVII века, сейчас же его положение несколько смещено на юг.
Форма тени на Семеновской часовне получает свое объяснение, тем более,
что сама она находится на западе относительно Зехнова. То есть в ХIX
веке мастера знали о секретах старших поколений строителей, и
остальные часовни Кенозера хранят свои тайны.
|
|
|
|
Интересно, что в период с середины сентября по середину октября
над Кенозером пролетают на зимовку гуси, то есть время, отмеченное
христианскими праздниками, могло быть значимым и для языческого
населения озера.
В дополнение к вышеизложенному, я хотел бы сказать о некоторых
параллелях Севера и Дагестана. В недавней своей книге "Лабиринты
Дагестана" С.О.Хан-Магомедов показал, что северные лабиринты и
лабиринты Дагестана имеют общую структуру, причем в Дагестане
старики сохранили ключ к построению лабиринтов, который основан на
кресте и точках в его секторах. На Русском Севере ключ к лабиринтам
был утерян. Однако известно, что тюремный фольклор сохранил
множество старинных русских слов. Можно предположить, что и тюремная
символика имеет глубокие корни.Читая брошюру по лагерной символике,
я обнаружил знак, который татуируется в виде креста с различным
количеством точек в секторах креста и обозначает количество лет
отсидки в тюрьме. Возможно, это сохранившийся ключ к севрным
лабиринтам, смысл которого был утерян.
Это не единственная параллель орнаментальных мотивов Дагестана и
Севера. Вышеописанный ромб встречается на дагестанских коврах, но с
тремя засечками на каждой стороне ромба. По описанию одного из
продавцов ковров, ромб обозначает лодку, а засечки - три месяца
каждого времени года. Ключ к лабиринту в русской тюремной символике
и ромб на коврах Дагестана имеют общее отношение к исчислению
времени. Не есть ли это изображение созвездия Орла, которое содержит
и ромб и крест?
Современные исследования фольклорной культуры ведутся в
нескольких параллельных плоскостях, и зачастую специалисты в одной
области не пересекаются с исследователями в другой. Готовя эту
статью, я думал об удивительном единстве народной картины мира, где
все взаимосвязано, имеет смысл и дополняет друг друга. Носители этой
культуры исчезают, оставляя лишь немногие знаки, по которым мы можем
догадываться об их удивительном мире, где слово так же вещественно
как и все, что нас окружает. Фольклорное сознание основано на устной
передаче опыта, и поэтому все написанное выше, лишь догадки,
базирующиеся на ином опыте и знаниях. Постижение же фольклорного
сознания невозможно через научное изучение, а лишь через переживание
непосредственно данного в ощущениях и впечатлениях мира.
|
|
|
|
|
|
При цитировании ссылка на:
1. бумажную версию статьи
2. на www.archi.ru
обязательна
| |