Солнце и звезды в архитектуре Кенозера

Публикации / Статьи /Соболев Г.А.

А

 
 

опубликовано в сборнике:

Статья была опубликована в Архангельске в 2002 году

До сих пор памятники деревянного зодчества рассматривались по отдельности. В работах архитектора Ю.С.Ушакова анализируются комплексы из двух-трех построек стоящих рядом или комплекс одной деревни. На Кенозере же сохранилась уникальная ситуация - в радиусе 25 км находится 26 часовен на своих первоначальных местах, а часть из них стоит в деревнях, структура которых сохранилась с ХIХ века. При этом доступ от одной часовни к другой прост благодаря пространству озера, объединяющего все часовни в общую структуру, где нередка ситуация непосредственной визуальной связи между 2-3 часовнями. Озеро же объединяет жителей всех деревень в единый социум, стабильно существующий несколько сотен лет.

Архитектор Владимир Борисович Бутурлинцев исследовал на ряде памятников деревянной архитектуры их ориентацию по сторонам света и связь с движением солнца и луны. Опираясь на его выводы, я решил проверить действие найденных им принципов на архитектуре Кенозера.

Общеизвестно, что практически все храмы Новгорода стоят на местах языческих капищ. Приходя на замену язычеству, христианство адаптировало языческий календарь, глубоко связанный с природными циклами. Очевидно, при колонизации Кенозера новгородцы ( а славянское население на Кенозере имеет новгородские корни) действовали по тому же принципу, сталкиваясь с местным населением. Судя по некрополям на Севере - это был мирный процесс, так как рядом находят как языческие, так и христианские погребения одного и того же времени. На Кенозере обнаружен некрополь в районе Кенского Волока, который датируется временем не позднее ХIII века. На Каргополье, к которому относится и Кенозеро, распространен культ камней, по преданиям связанных с событиями христианства, но скорее всего имеющим языческие корни. По пути из Каргополя на Кенозеро недалеко от места, где проходит водораздел Балтийского и Белого моря, находится Порженский скит, который отмечает южную границу системы Кенозера. При реставрации под алтарем часовни был обнаружен крупный камень, предположительно - языческий алтарь. Если от Порженской часовни провести прямую, пересекающую Кенозеро с юга на север, то на этой прямой с точностью до одного градуса окажутся еще две часовни и деревянная церковь в селе Филипповское (третья по высоте в Архангельской области), находящаяся на старом Кенском волоке. На одной прямой слегка отклоненной к востоку оказываются Каргополь (один из вариантов перевода названия - "медвежья лапа"), остров Медвежий на Кенозере и залив Медвежья лахта. Естесственным продолжением этой прямой является созвездие Большой Медведицы, которое находится в полночь точно на севере в правильном горизонтальном положении в период с середины августа по середину сентября.

 

Следующая на север после Порженского часовня находится в деревне Семенова. Построена она в конце ХIХ века и посвящена Флору и Лавру. Раньше здесь святили лошадей. Деревня Семенова расположена на мысу, выдающемся в озеро, и от нее видны практически все деревни южной части Кенозера, так называемого Ряпусова Конца. Деревня сохранилась почти в том же виде, в котором она была построена тремя братьями Баженовыми, приблизительно в первой половине Х1Х века. На самой высокой точке мыса находятся часовня и амбар, причем амбар старее часовни. При анализе плана деревни положение построек в ней оказывается совсем неслучайным, и приемы пространственной организации удивительно напоминают московские монастыри, что может быть отдельной темой для исследования.

Жительница деревни Третьякова А.С. рассказывает, что дома раньше ставили "на полуден", дожидались полудня и первый венец ориентировали по солнцу, так чтобы окна дома смотрели на юг. А в каргопольской вышивке сохранился рисунок, называемый "Солнечный городок", на котором схематично изображаются дом с женской фигурой внутри и солярный знак над коньком дома.

При использовании определенных приемов точность ориентации по странам света лежит в пределах одного градуса. Во время отсутствия механических часов, солнечные часы были единственным способом определения времени. Интресно, что слово "часовня", происходящее от слова "час", дает возможность предположить, что постройки часовень выполняли функцию солнечных часов, возможно только в день праздника, которому посвящена часовня.

21-го сентября в равноденствие празднуется Рождество Богородицы. В эти дни на широте Кенозера солнце восходит и заходит в созвездии Девы. Ровно в полдень на восточном фасаде семеновской часовни тень от карниза крыши образует правильный ромб, правильность которого сохраняется 2-3 минуты. Через десять минут тень уже имеет форму трапеции. Ромб подобных пропорций встречается в вышивке на кенозерских полотенцах. Но это далеко не все, что удалось обнаружить. При последующих наблюдениях оказалось, что за 15 минут до полудня тень образуют точно такой же ромб на фасаде дома, стоящего напротив часовни, а через 20 минут после полудня солнечный луч высвечивает расположенную точно по оси двери дорожку перед входом в часовню. То есть отклонение часовни от оси запад-восток составляет 20 минут. То же самое происходит и в весеннее равноденствие, однако на эти дни не приходятся какие-либо крупные христианские праздники, но 22 марта на Каргополье празднуется праздник "Тетерки". На этот праздник выпекаются печенья в форме солярных

 


(с) автора
Соболев Г.А.

 
 

знаков, которые "по некоторым сведениям бросаютсяв ручьи и другие источники" (Н.Драникова). Выше деревни Семенова находится Петушиная Горка, название которой возможно связано с этим праздником. На этой горке находилась старая кузница.

Амбар, стоящий рядом с часовней, повернут относительно часовни и своей восточной стороной ориентирован на деревню Зехнова, находящуюся в двух километрах от деревни Семёновой по прямой через озеро. (У некоторых языческих народов Севера амбар выполнял функции святилища.)

По словам жительницы деревни Зехнова Болозневой В.П. первые две деревни на Кенозере основали некто Зех и Мамон. По имени первого называется деревня, по имени второго - остров.Очевидно, речь идет о первых христианах на Кенозере, так как угоро-финское население присутствовало на нем постоянно.

Часовня в деревне Зехнова посвящен Иоанну Богослову, праздник этот отмечается 9 октября.В этот день прямая, проходящая через одну из куриц кровли и крест часовни, указывает точно на Полярную звезду, а в полночь, если смотреть на часовню с востока, то на западе оказывается крест созвездия Орла, (символ апостола Иоанна) четыре звезды которого образуют ромб таких же пропорций, как тень на Семеновской часовне. Можно предположить, что построивший часовню хорошо знал звезды и, возможно был помором. В пользу этого говорят и другие факты. На север от часовни находится Китова горка, а в полночь в это время октября на юге над горизонтом находятся созвездия Кита и Рыб. В житии Иоанна Богослова описывается эпизод, когда после Успения Богородицы, Иоанн со спутниками попал на море в бурю, спутников Иоанна выбросило на берег, а самого Иоанна еще 14 дней носило по морю, после чего он счастливо спасся. За четыре дня до праздника Ионна Богослова, 5 октября, отмечается день пророка Ионы, которого по преданию проглотил кит. То есть часовня оказывается включенной в морскую мифологию на нескольких уровнях - символики неба, библейской символики, местной топонимики. Возможно, часовня выполняла функции календаря, так как при имитации с помощью компьютерной программы положения звездного неба в различные праздники вычленяются несколько созвездий, которые фиксируют полночь или время восхода и захода солнца в различные праздники, прежде всего это созвездие Орла, Рыб, Кита,Девы, Пегаса. Все эти созвездия легко вычленяются на небе и включают в себя навигационные звезды, давно известные мореплавателям. Более точные сведения и выводы можно получить лишь при непосредственном наблюдении звезд из часовни. Но некоторые выводы можно сделать и пользуясь компьютером. Например, ромб в созвездии Орла возможно имел особое значение у поморов и скандинавов, так как за Полярным кругом в день зимнего солнцестояния, когда солнце скрыто за горизонтом, в полдень вертикальная ось ромба указывает точно на место, где за горизонтом находится солнце, а сам ромб практически касается горизонта. Интресно, 19 декабря празднуется день Николая Чудотворца, столь почитаемого мореходами. Если Зехновскую часовню действительно строил помор, то можно сделать предположение о дате постройке часовни, так как в день Иоанна Богослова в полночь ромб созвездия Орла был точно на западе в 50е годы XVII века, сейчас же его положение несколько смещено на юг. Форма тени на Семеновской часовне получает свое объяснение, тем более, что сама она находится на западе относительно Зехнова. То есть в ХIX веке мастера знали о секретах старших поколений строителей, и остальные часовни Кенозера хранят свои тайны.

 

Интересно, что в период с середины сентября по середину октября над Кенозером пролетают на зимовку гуси, то есть время, отмеченное христианскими праздниками, могло быть значимым и для языческого населения озера.

В дополнение к вышеизложенному, я хотел бы сказать о некоторых параллелях Севера и Дагестана. В недавней своей книге "Лабиринты Дагестана" С.О.Хан-Магомедов показал, что северные лабиринты и лабиринты Дагестана имеют общую структуру, причем в Дагестане старики сохранили ключ к построению лабиринтов, который основан на кресте и точках в его секторах. На Русском Севере ключ к лабиринтам был утерян. Однако известно, что тюремный фольклор сохранил множество старинных русских слов. Можно предположить, что и тюремная символика имеет глубокие корни.Читая брошюру по лагерной символике, я обнаружил знак, который татуируется в виде креста с различным количеством точек в секторах креста и обозначает количество лет отсидки в тюрьме. Возможно, это сохранившийся ключ к севрным лабиринтам, смысл которого был утерян.

Это не единственная параллель орнаментальных мотивов Дагестана и Севера. Вышеописанный ромб встречается на дагестанских коврах, но с тремя засечками на каждой стороне ромба. По описанию одного из продавцов ковров, ромб обозначает лодку, а засечки - три месяца каждого времени года. Ключ к лабиринту в русской тюремной символике и ромб на коврах Дагестана имеют общее отношение к исчислению времени. Не есть ли это изображение созвездия Орла, которое содержит и ромб и крест?

Современные исследования фольклорной культуры ведутся в нескольких параллельных плоскостях, и зачастую специалисты в одной области не пересекаются с исследователями в другой. Готовя эту статью, я думал об удивительном единстве народной картины мира, где все взаимосвязано, имеет смысл и дополняет друг друга. Носители этой культуры исчезают, оставляя лишь немногие знаки, по которым мы можем догадываться об их удивительном мире, где слово так же вещественно как и все, что нас окружает. Фольклорное сознание основано на устной передаче опыта, и поэтому все написанное выше, лишь догадки, базирующиеся на ином опыте и знаниях. Постижение же фольклорного сознания невозможно через научное изучение, а лишь через переживание непосредственно данного в ощущениях и впечатлениях мира.

 

При цитировании  ссылка на: 
1. бумажную версию  статьи 
2. на  www.archi.ru 
обязательна 

 
 
А

return_links(); ?>