|
перейти в агрессию), ясно виден небольшой новгородский городок на горе, с деревянными стенами, без колодца, с малым количеством людей и боевого запаса.
Псковичи в 1471 г. еще раз углубились в новгородские волости на 20 верст, но потерпели поражение от новгородской рати. В это время основные новгородские силы были разбиты московской ратью у Велебиц на нижней Шелони (недалеко от Сольцов, на речке Дряни). Псковская рать отправилась после этого к самому Новгороду и остановилась по приказу Ивана III в Князичах(121). Никакие другие пункты на Шелони во время событий 1471 г., сломивших силу Новгородской земли, не упоминаются. Шелонские городки псковичи, по-видимому, и не пытались штурмовать, тем более - великолепно укрепленный Порхов.
В сентябре 1475 г. новгородские "боярские ключники", по всей видимости, из Шелонской земли, напали на псковскую волость Гостятино, но псковичи собрались с силами и убили или переловили разбойников(122). Этот случай еще раз характеризует "соседские" отношения псковичей и новгородцев (жителей Шелонской земли). Это отношения равноправных, но не всегда дружных соседей в 1478 г. были прекращены: Новгород был присоединен к Москве. В условиях вхождения Новгородской земли в централизованное Русское государство конфликты на границе с номинально независимым Псковом, естественно, прекратились. Была отодвинута и литовская граница, Литва более не угрожала непосредственно Шелонской земле: московские войска заняли Ржеву Пустую и Луки, после чего граница прошла значительно южнее Шелони(123).
Шело некая земля с 1478 г. делается почти внутренней частью Московского государства (хотя и граничит с Псковской землей), а в 1510 г., когда и Псков был подчинен Москве, становится глубокой провинцией. Поэтому исчезают со страниц летописей известия о городках на Шелони, а если и встречаются, то в основном касающиеся лишь главного города земли - Порхова.
В 1480 г. псковичи догоняют у Порхова возвращающегося в Москву князя, присланного к ним на подмогу и осуществившего удачный поход на Дерпт(124). В завещании московского великого князя Ивана III (1504 г.) среди новгородских городов, передаваемых Василию Ивановичу, названы три города на Шелони: Порхов, Высокой, Кошкин город (перечисление новгородских городов следующее: "Ивангород, Яма город, Копорья город, Орешок город, Ладога город, Деман город, Кургород, Порхов город, Кошкин город, Руса город")(125). Иван III завещает Василию и находящиеся южнее города, "прикрывшие" с конца XV в. Шелонь с юга: Холм, Велиль, Луки Великие, Ржеву Пустую, Торопец и Острею.
Мы видим, что на Шелони к началу XVI в. осталось только три города, Опоки и Вышегород, по всей видимости, уже потеряли и свои укрепления, и свой городской характер. Это подтверждается известием Сигизмунда Герберштейна, который в 1517 г. проезжал по маршруту Воронач - Выбор - Володимирец - Порхов - Опоки и далее. Этот путь позволяет говорить об еще одной сухопутной дороге, проходившей от юго-восточных псковских пригородов к Порхову, а затем в Опоках сливавшейся с дорогой Псков - Дубровна - Опоки Новгород. В Порхове Герберштейн отметил каменную крепость, а в Опоках
- впадение реки Удохи в Шелонь и "заброшенную крепость"(126).
В составленной в 1572 г. Духовной грамоте царя Ивана Васильевича (Грозного) перечислены те же три города на Шелони, что и в Духовной грамоте 1504 г.: Порхов, Высокой, Кошкин городок. Но перечисление идет в другом порядке, шелонские города разделены вставленными Куреском (Курском, Куром) и Доманом (Демоном): "А пригороды Новгородския: город Иван, город Яма, город Копорье, город Орешик, город Ладуга, городок Высокой, городок Доман, городок Куреск, городок Порхов, городок Кошкин, городок Старая Руса"(127). Упоминание Кошкина городка и Высокого в 1572 г. последнее, после него эти пункты исчезают со страниц источников, а в Шелонской земле остается один центр
- Порхов. Лишь в нем, и то в небольшой степени, теплилась городская жизнь, Порхов со временем стал и единственным экономическим центром этого провинциального района.
|
|
|
19 |
При этом характерно, что, несмотря на то, что в XVI и XVII вв. Порхов продолжал оставаться крепостью, его укрепления не достраивались и не реконструировались.
Писцовые книги Шелонской пятины Новгородской земли конца XV-XVI вв. рисуют долину Шелони районом с плотным населением и большим количеством погостов . Среди погостов в 1584 г. упоминаются и Высоцкий (бывший город Высокое или Высокий городок), и Вышегородский (Вышегород), и Опоцкий погосты (Кошкин городок, как уже говорилось, был между Жедрицким и Ясенским погостами). Всего на верхней и средней Шелони был 21 погост. По самой Шелони сверху вниз располагались: Пажеревицкий, Высоцкой, Болчинский, Карачуницкий, Михайловский на Узе, Опоцкий, Илемно, Скнятинский. В районе ставшего погостом Вышегорода, т.е. в "Залесье" находились Облучьенский, Жедрицкий и Ясенский погосты. На правых притоках Шелони было еще несколько погостов: Бельскии (Юрьева монастыря), Михайловский (Юрьева монастыря), Смолинский, Доворец, Ретно, Дегожский, Рождественский (на устье Северы). В районе стоящего на Удохе Дубровенского погоста (Дубровна) упоминаются погосты Ручьи, Берёза (Берёзской). Павы. Следует упомянуть и о монастырях: мужских монастырей было 3 - Спасский в Порхове, Рождества Христова на Демянке и Ильинский в Опоках; женских монастырей было два Рождества Богородицы в Порхове и Введенский в Скнятинском погосте(129).
Если в конце XV в. та область, которую мы называем Шелонской землей, делилась на четыре уезда - Кошкина городка, Высокогородский, Вышегородский и Порховский, то в XVI в. они вошли в единый Порховский уезд(130), что еще раз свидетельствует о сворачивании городской жизни в регионе. Источники свидетельствуют о слабом развитии ремесла в Шелонской земле в московское время: несколько ремесленников жило в Порхове на посаде, а также в Дубровне и Опоках, которые иногда относят к "рядкам" - своеобразным зачаточным городам (напомним, что Опоки скорее продолжали жить городской жизнью, чем превращались в город). Исследуемый район характеризуется большей, чем в других частях Новгородской земли плотностью населения и сравнительно плодородной почвой(131).
В 1581 г. юго-западная часть Шелонской пятины была очень сильно разорена войсками польского короля Стефана Батория. Порхов находился в осаде, но выдержал ее(132). Во время военных действий упоминаются и Опоки, причем у Пиотровского Опоки названы "замком" (возможно, городище было спешно укреплено перед началом войны)(133). В Карачуницком погосте А. Поссевино упоминает разрушенный "монастырь" (по всей видимости - просто приходской храм), описывая земли по Шелони он рисует картину жесточайшего разорения: "будет внушать сожаление и страх та картина повсюду вплоть до Новгорода (если не сказать - дальше). Храмы, где возносились хвалы имени божьему, разрушены или обращены в конюшни, святые иконы нечестиво брошены в огонь, и для тех, кто не считает святых членами самого Христа, они служат предметом насмешек и забавы... На обширнейших пространствах видны следы пожаров и невероятного опустошения твоих владений" (письмо А. Поссевино к Ивану Грозному)(134).
После разорения 1581-1582 гг., а также после Смутного времени Шелонская земля не смогла оправиться. Здесь и в XVII в. продолжалась жизнь, но она уже несла на себе несмываемый оттенок вторичности и провинциальности. Город Порхов и сейчас интересен своей крепостью, но его пыльные улицы и скучная застройка свидетельствуют не только об экономической заброшенности, но и о культурном упадке. Долина Шелони с холмами и быстрыми притоками, каменистый грунт Шелонской земли хранят вещественные остатки прошлого, которые по значительности намного превосходят настоящее. Расцвет края в XIII-XV вв., его яркая история и особая архитектура позволяют говорить о Шелонской земле как об оригинальном явлении в истории Северо-Западной Руси.
|
|
|
20 |
|
| | |