|
ражения совсем иного порядка. Бастионная земляная крепость, при всех своих фортификационных достоинствах, ни в какой мере не могла соответствовать традиционному представлению о том, какой должна быть монастырская ограда, призванная служить не только реальной, но и как бы символической стеной, ограждающей монастырь от мира. Для нас здесь особый интерес представляет ориентация монастыря не вообще на крепость традиционного типа с высокой каменной оградой, но именно на Троицкую крепость.
Это обстоятельство находит прежде всего самое простое объяснение. Стены Троице-Сергиева монастыря XVI в., выдержавшие польскую осаду в годы Смутного времени, были перестроены и усилены в начале 40-х годов XVII в. Таким образом, это была одна из недавно построенных крепостей, уже в силу этого могущая служить образцом для возведения Нового города. Но в ориентации на троицкий образец можно угадывать и иной подтекст. Троице-Сергиев монастырь был первым по значению, наиболее богатым, наиболее чтимым среди русских монастырей, и естественно, что он мог служить своего рода моделью для строительства других крупных монастырей (в данном контексте термин «строительство» понимается в старом и самом широком его значении, т. е. не только как возведение каменных или деревянных сооружений, но и как вообще всякое устроение)(13). И есть достаточные основания утверждать, что ориентация Кирилло-Белозерского монастыря на Троицкий в его строительной деятельности имела к середине XVII в. уже давнюю традицию.
В ранние годы существования монастыря объектом ориентации для него служил не Троицкий монастырь, а Симонов, в котором протекала деятельность Кирилла до его прибытия на Белоозеро в 1397 г. Свидетельством этому служит посвящение монастырского собора Успению, как это было в Симонове после перенесения монастыря в 1379 г. на новое место (аналогичным образом посвящение ферапонтовского собора Рождеству Богородицы можно
связывать с посвящением главного храма старого Симонова монастыря). Но связь Кириллова монастыря с Симоновым, основанная на представлении о его старшинстве, не прослеживается слишком долго. Уже к концу XV в. Кирилло-Белозерский монастырь выдвигается на одно из первых мест в системе церковной иерархии, возглавляя могущественную группировку северных монастырей.
До сих пор никогда не ставился вопрос о возможном образце для строительства каменного Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, возведенного ростовскими мастерами в 1496 или 1497 г.(14) Естественно, что разрешить этот вопрос можно попытаться лишь гипотетически, поскольку прямых указаний на образец источники не содержат. Тем не менее некоторые основания для такой попытки все же имеются.
В стилистическом плане Успенский собор обнаруживает близкое сходство со своими северными предшественниками — соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей(13). Однако он резко отличается от них как своими размерами, так и общей структурой: если оба более ранних собора — двуглавые храмы, поставленные на подклете, то кирилловский собор одноглавый и подклета не имеет, сближаясь в этом отношении с более ранними соборными храмами Саввина Сторожевского или Троицкого монастырей. Особенно выделяется Успенский собор своими масштабами. По вместимости это самый крупный из известных нам монастырских храмов Московской Руси, существовавших в конце XV в.(16) О значении, которое придавали современники величине кириллов-
13. И. И. Срезневский приводит следующие значения слов древнерусского языка: строительство — управление; совершение; промысл; исправление должности строителя (в монастырях), настоятельство; область;
строили — строить, воздвигать; изготовлять; устраивать; приготовлять, подготовлять; постановлять; управлять, править; согласовать; настраивать, приводить в благоустройство; заботиться, окружать заботами; служить к благу, быть полезным; злоумышлять. См.:
Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. III. С. 554-555.
14. Н. К. Никольский, сопоставляя известия о построении и освящении собора в 7006 г., содержащиеся в различных кирилловских летописцах, установил для него дату 1497 г. а не 1498, как позволял предполагать доугой вариант прочтения текстов. См.:
Никольский Н. К. Указ. соч. С. 25. Однако «Летописец» Гурия Тушина дает дату 7004, т. е. 1496 г. См.:
Казакова Н. А. Книгописная деятельность и общественно-политические взгляды Гурия Тушина // ТОДРЛ. Т.
XVII. С. 200.
15. Подъяпольский С. С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря. С. 447—450.
16. Общие размеры плана Троицкого собора 16,ОХ Х19,8 м; собора Саввина Сторожевского монастыря -14,5Х18,8 м; Андроникова монастыря - 13,4Х18,7 м. Очень близки по размерам к Троицкому монастырские храмы XII в. во Владимире: собор Рождественского монастыря - 15,6Х20,4 м; собор Княгинина монастыря -15,6Х21,8 м (габариты существующего храма XVI в., поставленного на старом основании). Храм Покрова на Нерли, танвке некогда монастырский, значительно меньше. Большой собор Паисиева монастыря в Угличе, который в литературе нередко датируется XV в., по свидетельству Типографской летописи, освящен в 7032 (1524) г., что, как нам кажется, более согласуется с характером его архитектуры. См.: ПСРЛ. Т. XXIV. С. 222.
|
|
|
312 |
ской монастырской церкви, свидетельствует совершенно уникальный факт приведения ее размеров в местном летописце, составленном свидетелем его строительства Гурием Тушиным: «...а величество ея от передняго порога до горняго места 12 саженей, а от мосту до лба 12 саженей, а в ширину 10 саженей»(17). Обмер собора, проводившийся в связи с его реставрацией, показал, что указанные в летописце размеры совершенно точно соответствуют реальным соотношениям, причем величина сажени определяется как 182—183 см(18). Действительно, размер от уровня древнего пола собора до шелыги купольного свода («от моста до лба»)— 21,85 м — оказывается равным размеру от внешней грани западной стены до внутренней поверхности стены средней апсиды, а ширина западной фасадной стены составляет соответственно 10 саженей. Такая степень точности выдержанных соотношений приводит к выводу, что названные Гурием Тушиным размеры были не просто промерены (что, скорее всего, дало бы лишь примерные цифры), а входили важной составной частью в замысел, точнее сказать, были заданы строителям.
Но если это так, то естествен вопрос: руководствовались ли заказчики при определении величины строящегося собора только практическими соображениями, или размеры здания сами по себе могли иметь для них и некоторое дополнительное значение?
В этой связи обращает на себя внимание необычность выбора приводимых летописцем размеров собора. Если его ширина определена по фасаду, с включением толщин обеих боковых стен, то длина «от переднего порога до горнего места» исключает толщину алтарной стены. Такая система размеров была бы естественной при измерении уже существующего здания, поскольку в этом случае промерить полную длину физически невозможно. Для возводимого вновь сооружения она выглядит крайне странной, если только не предположить, что указанные размеры были выбраны со специальной целью их сопоставления с размерами другого, ранее построенного и измеренного храма.
Известно, что в представлении об образце важное место принадлежало как раз абсолютным размерам. Имеется достаточно указаний
на копирование особо чтимых икон с тщательным воспроизведением их меры(19). По отношению к архитектуре мы располагаем значительно меньшим числом прямых свидетельств о соблюдении размеров образца, но вряд ли приходится сомневаться, что и здесь дело обстояло в целом таким же образом. Так, планы собора Андроникова монастыря и повторяющего его композиционную схему значительно более позднего собора Рождественского монастыря (после 1500 г.) точно совпадают по размерам. Успенская церковь в Белозерске, заложенная в 1553 г., при всем отличии ее архитектуры от предписанного образца — кирилловского Успенского собора — имеет с ним одинаковые общие размеры(20). Имеется прямое указание, что мастер, посланный царем в 1589 г. в Антониев-Сийский монастырь, заложил каменный Троицкий собор «в Вознесенскую меру, что в Девиче монастыре... на Москве»(21). Размеры образца могли иметь значение и тогда, когда они не воспроизводились с полной точностью. Как свидетельствуют летописи, мастера Кривцов и Мышкин, начавшие в 1472 г. строительство московского Успенского собора, были посланы во Владимир для обмера древнего Успенского собора — первого кафедрального храма владимирской, позднее московской митрополии, и в частности его алтаря(22). И хотя московский собор не точно повторил размеры владимирского, будучи заложен «полуторою саженью шире и доле», указанный мастерам образец послужил отправным пунктом для определения размеров новой постройки(23).
В связи с этим представляет несомненный интерес сопоставление размеров соборов Кирилло-Белозерского и Троице-Сергиева монастырей. В. И. Балдин при анализе пропорций Троицкого собора обратил внимание на то, что в основе построения его плана и основных высотных членений заложен модуль, равный 177—178 см, что лишь немного отличается от размера маховой сажени, приводимого
17. Казакова Н. А. Указ. соч. С. 200.
18. Как указывает Б. А. Рыбаков, сажень, равная
182 см, бытовала под именем «морской» вплоть до XX в. Однако она неоднократно встречается и раньше. Так, по мнению Рыбакова, сажень размером
183 см была применена наравне с другими при строительстве Успенской церкви Елецкого монастыря. Этой саженью была обмерена при Борисе Годунове колокольня Ивана Великого. См.:
Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI—XV веков (из истории народных знаний) //СЭ. 1949. № 1. С. 74, 82.
19. Так, например, под 6889 г. летописи сообщают о прибытии из Константинополя копии иконы «Богоматерь Одигитрия», написанной «в тот же образ в долготу и в ширину» (ПСРЛ. Т.
XI. С. 70: Т. XV. С. 142; Т. XVIII. С. 131). При отпуске в Смоленск иконы «Смоленской Богоматери» в 6964 г. великий князь «повеле ину икону в тоя место писати, снем меру с неа и образ назнаменовав» (ПСРЛ. Т.
VIII. С. 144-145; Т. XII. С. 110; Т. XVIII. С. 210; Т. XXV. С. 274).
20. Подъяпольский С. С. Успенская церковь в Белозерске // Культура средневековой Руси/Поев, 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974. С. 178.
21. Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 31.
22. ПСРЛ. Т. VIII. С. 170.
23. ПСРЛ. Т. VI. С. 195.
|
|
|
313 |
|
| | |