церкви, которая, кроме того, имеет план и внутреннюю конструкцию, совершенно не встречающиеся в древнерусском, зодчестве(1).
Если учесть, что с. Каменское ранее 1633 года принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, то представляется весьма вероятным, что Троицкий собор и Никольская церковь могли быть построены одними и темя же мастерами.
Кроме того, следует отметить, что почти все индивидуальные особенности Троицкого собора и Никольской церкви, не встречающиеся в русских храмах, находят себе убедительные аналогии в средневековой архитектуре балканских стран. Так, например, сходные с Никольской церковью планы и внутренние конструкции применялись на Балканах с XI века (церкви Пантелеймона в Бояне XI в., в Никополе
XIII—XIV вв. и в Спасовице)(2).
Параболические очертания подпружных арок и сводов, большое расстояние от шелыг подкупольных арок до светового кольца барабана и десять окон в барабане имеются в храме сербского монастыря Раваницы(3), построенном в 1381 году, т. е. за сорок лет до Троицкого собора. Выступающие из-под постамента ступенчатые подпружные арки Троицкого собора, оформленные на щеках закомарами(4), находят себе соответствие в ступенчатых сводах, поддерживающих центральный барабан церкви в Грачанице (1321 г.), также выступающих из-под постамента барабана и заканчивающихся на щеках закомарами(5). Наконец, расширяющиеся кверху пилоны Троицкого собора и такие же угловые устои Никольской церкви сходны с внутренними устоями церкви в Велуче (1395 г.)(6).
Эти черты сходства слишком многочисленны я характерны, чтобы отнести их за счет случайного совпадения.
Кроме того, некоторые композиционные и конструктивные просчеты, наблюдаемые в Троицком соборе, говорят, по-видимому, о том, что московские архитектурные формы были для его строителей новшеством, недостаточно усвоенным. К таким просчетам относится, например, расстановка диагональных закомар в покрытии собора(7).
П. Н. Максимов указывал, что диагональные своды и закомары предназначались для создания постепенного перехода от основного объема к барабану(8). Мы полагаем возможным уточнить это положение, считая, что диагональные своды с закомарами ставились с целью исправления именно диагональных силуэтов здания, в которых основной объем виден в уширенном диагональном сечении, и переход от него к цилиндрическому барабану кажется слишком резким.
В покрытии звенигородского Успенского собора диагональные закомары и своды размещены с учетом сдвига барабана на восток так, что западные отстоят несколько дальше от западной стены собора, чем восточные — от восточной стены. Благодаря этому сохраняется четкость переходных ступеней от основного куба к барабану.
В Троицком, соборе, наоборот, все четыре диагональные закомары установлены на равных расстояниях от углов здания без учета сильного смещения барабана с постаментом к востоку. Поэтому восточные диагональные закомары оказались настолько близко придвинутыми к углам постамента, превосходящего их по высоте, что теряются вблизи него и зрительно почти не воспринимаются как самостоятельная ступень переход.
1. Л. А. Давид и Б. А. Огнев. Указ. соч., стр. 54—55.
2. Г. Стоиков. Боянската църква, София, 1954; Н. Мавродинов. Еднокорабната и крьстовидната църква по българскить земи до края на XIV в., София. 1931, стр. 41—42 и 44.
3. П. П. Покрышкин. Православная церковная архитектура XII—XVIII столетия в нынешнем Сербском королевстве, Спб. 1906, стр. 53 и сл. Сходные очертания арок имеются и в церкви Пантелеймона в Бояне (см. Г. Стойков. Указ. соч., стр. 10).
4. Н. И. Брунов. К вопросу о раннемосковском зодчестве — «Труды секции археологии Института археологии и искусствознания РАНИОН». вып.
IV. М 1929, стр. 93 и сл.; В. Балдин. Указ. соч., стр. 48.
5. G. Millet. L'ancien art serbe. Les eglises, Paris, 1919, p. 102 и ел. Производные формы имеются под боковыми барабанами в храмах Раваницы и Манасии, в церквах Крушеваца и Каленича (см.
G. Millet. Указ. соч., стр. 48, и П. П. Покрышкин. Указ. соч., табл. LXX, LXXXVII и XCIII).
6. А. Дероко. Монументална и декоративна архитектура у средневековноj Србиjи Београд, 1953, стр. 214, 237 и 247.
7. Реконструкция покрытия Троицкого собора с закомарами в виде свободностоящих декоративных стенок (см. В. Балдин. Указ. соч., стр. 47—50 и рис. 38— 41) представляется нам мало обоснованной. Однако недостаток места позволяет лишь кратко коснуться здесь данного вопроса. С нашей точки зрения, поверх основных сводов Троицкого собора первоначально была сделала система кровельных надбуток, подобных уцелевшим на звенигородском Успенском соборе (Б. А. Огнев. Указ. соч., стр. 32 и сл.). Эти надбутки образовывали позади средних фасадных закомар цилиндрические кровельные поверхности, а позади фасадных и диагональных закомар — полуконические кровли. Самые закомары возвышались над этими кровлями только на высоту трех обломов обрамлений, образуя барьеры (см. рис. 1, 8). Найденная В. И. Балдиным в юго-восточном углу чердака наклонная к углу площадка, залитая известковым раствором, на наш взгляд, относится к поздней подстропильной кровле и предназначалась для отвода воды га случай протекания этой кровли.
8. П. Н. Максимов. Указ. соч.. стр. 214