|
«...общность, целое в фигуре, здании, картине и проч. Слово это означает изящное соединение или совокупность частей в целом, сообразно правилам, красоте и своему значению»(16). Автор попытался определить взаимосвязь между «ансамблем», красотой и категорией изящного—основным критерием оценки художественных произведений того времени. «Понятие об ансамбле необходимо для каждого художника и тесно соединено с понятием о красоте... Архитектор при сочинении своих проектов... размещает их (части целого.—
М. Н.) в том соразмерном соотношении, объеме, виде и расстоянии друг от друга, в которых они представляют со всех точек зрения удовлетворительный ансамбль»(17). Ансамбль выступает в этом тексте традиционно классицистично, прежде всего как результат композиционных поисков зодчего.
Явный классицистический импульс, заложенный в этом понятии автором статьи А. Сапожниковым, проявляется и в общих теоретических рассуждениях, и в практических советах по овладению искусством ансамбля: «Умение находить и постигать ансамбль основано частию на особенной, врожденной к тому способности, а частию зависит от внимательного изучения изящнейших произведений искусства и, особенно, древних греческих, в которых наиболее он существует в совершенстве»(18). Такое понимание отражает общий взгляд того времени на пути достижения творческого мастерства.
Как уже отмечалось исследователями(19), основной оценочной категорией архитектурной теории 1830—1850-х годов становится понятие «изящное», почти полностью вытеснившее «красоту» и другие ее эквиваленты. «Изящное»—главное слово архитектурной теории 1830—1850-х годов(20), и в то же время оно—не изобретение этого периода, этим понятием традиционно оперировала эстетика классицизма. Сущность изящного рассматривалась и в работах французских философов классицизма, и в работах Канта, Шеллинга, Гегеля. Шеллинг, взгляды которого, как известно, оказали большое влияние на становление и развитие русской философии и эстетики первой половины XIX века, подчеркивал, что категория изящного—прерогатива именно искусства, а не природы, именно в искусстве изящное достигает своего высшего выражения. Эта точка зрения была в рассматриваемый период распространенной, что в известной мере объясняет предпочтительное использование категории изящного при оценке художественных произведений вместо красоты, существовавшей и в живой природе.
Излюбленным примером изящного в искусстве классицизма традиционно была античная, и чаще всего греческая архитектура. Еще В. И. Баженов в своей знаменитой речи на закладке Большого Кремлевского дворца отмечал: «Греки... архитектуру в самое привели изящное состояние»(21). По сути, так же оценивает ее и А. К. Красовский в своей не менее теперь знаменитой «Гражданской архитектуре»: «Греческое искусство, глубже изученное, произвело благодетельное влияние на направление искусства, показав, что основание изящного в греческом стиле заключается в истине, в рациональности форм, и что все истинно-великое— просто и скромно»(22). Однако, если Баженов относится к античной греческой архитектуре как к некой данности, в полной мере обладающей качеством изящного, к которому как к идеалу должен стремиться каждый зодчий, во втором суждении обращает на себя внимание попытка определить профессиональную сущность категории на примере греческого стиля, то есть одного из ряда исторических архитектурных стилей.
Интересно, что в 30—50-х годах XIX века в отличие от предшествующих этапов классицизма категория изящного связывается не столько с актом свободного вдохновенного творчества, сколько с совершенствованием методологии творчества: «Изящный вкус—следствие изящного образования, благоприобретенное богатство, не дар... Каждый может добыть из себя изящный вкус, если решится очистить его от грубой коры, наросшей от внешних влияний; для того два орудия: изучение—и воля»(23).
Не будет преувеличением сказать, что первый, почти вековой период в истории русского архитектурного академического образования был неразрывно
|
|
|
188 |
связан с выработкой принципов классицизма. Первый устав, как известно, был принят Академией в 1764 году, то есть одновременно с поворотом русского зодчества к классицизму. Другими словами, становление русской художественной школы шло параллельно с развитием стиля классицизма и стимулировало их постоянное взаимовлияние и обогащение. Изучение памятников античной архитектуры было в эпоху классицизма краеугольным камнем архитектурного академического образования, для чего с течением времени сформировалась разветвленная система методических разработок и наглядных пособий.
Совершенствование системы обучения в Академии, предпринятое в 1820— 1830-х годах по инициативе ее президента видного русского исследователя античности А. Н. Оленина, было направлено прежде всего на дальнейшее развитие ее классицистических основ. Речь идет о фактическом создании и подвижническом пополнении музея античных слепков, собрания архитектурных моделей и состава библиотеки, где хранились увражи античных памятников (обмеры и прочее), появлении манекенного класса и так далее. Наконец, продолжавшееся строительство и реконструкция учебных зданий Академии, отразивших в своей архитектуре все этапы русского классицизма и в 1830—1850-е годы дополненных воспроизведением конкретных фрагментов античных сооружений, создавало для воспитанников своеобразную среду, насыщенную произведениями античной древности.
Усилиями Оленина в учебные пособия превращались и сами строящиеся здания Академии художеств. Ярким примером этого было здание рисовального класса во дворе Академии, построенное по проекту А. А. Михайлова в 1819—1821 годах. Его портик с самого начала мыслился как образец портика греческого храма. Оленин писал, что здание построено «с лицевыми сторонами храма Юпитера Панэллинского в Эгине и Парфенона Афинского, возобновленных в том виде, в каком им долженствовало быть»(24). После постройки портика рисовальных классов его вычерчивание стало привычным учебным заданием воспитанников.
В профессиональном обучении, как и прежде, огромное место отводилось рисованию античных слепков, окружающих академистов и в парадных академических залах, и в учебных классах, и в жилых комнатах. Мир античных произведений искусства был, по сути, тот мир, в котором они жили, не менее для них реальный, чем конкретика жизни. Именно поэтому в дальнейшем творчестве академисты порой бессознательно вводили античные реминисценции(25). Вот что писал по этому поводу один из крупнейших художников этого периода Александр Иванов: «Что же из этого, что меня упрекают в сходстве моего раба (в картине «Явление Христа народу».—М. Н.) с Точильщиком (известная римская статуя.—М. Н.), если бы серьезнее вгляделись, то нашли бы еще кое-что похожее на других. Искусство прошлое всегда будет и должно иметь влияние на художника» . Как продолжение мысли Иванова звучат слова А. С. Хомякова о «Явлении»: «Иванов уже не думал об антиках, но античное чувство красоты, воспринятое им, перешло в его собственную плоть и кровь. Он изящен, и изящен просто, так сказать, невольно, как сама древность. Очерки Аполлона, Точильщика, юношей, наконец, целый мир античной красоты воспоминается зрителю, но уже наполненный новым духом и новым жизненным смыслом»(27).
Особое место в архитектурном образовании второй четверти XIX века заняли «проекты реставрации» памятников античной древности, исполняемые академическими пенсионерами в Италии. Они фактически вытеснили традиционное для пенсионеров проектирование на заданные темы и стали главным средством выработки ими профессионального мастерства, знаменуя собой внедрение в учебный процесс и в сферу творчества научных методов освоение наследия других эпох и народов 28, а впоследствии, что особенно важно, национального русского наследия. Тем самым классицистическая основа академического образования во многом обусловила мировоззрение и творческое лицо зодчих 1830—1850-х годов и повлияла на последующие поколения.
«По тогдашним понятиям, „реставрация" чего-нибудь античного,—писал В. В. Стасов,—каких-нибудь древних римских развалин, была главной целью
|
|
|
189 |
|
| | |