|
ционному решению и художественному образу произведения, отражавшие не только статус и запросы заказчика и творческую индивидуальность и диапазон профессиональных возможностей мастера, но и своеобразие местоположения усадьбы, ее значимость и роль в конкретном архитектурно-природном окружении.
В отличие от ограниченного запретами Строительных актов английского коллеги русский зодчий мог пользоваться гораздо большим кругом художественных средств — не одними лишь пилястрами, но и портиками из колонн, колоннадами, лоджиями, балконами, пандусами, бельведерами, барельефами и разного рода декоративными деталями, что позволяло сообщить зданию пластичность, придать выразительность глади стены ее контрастом с сочными деталями и т.п., т.е. давало возможность многообразной трактовки темы городской усадьбы. Очень высоким был художественный уровень застройки русских городов и особенно столиц, созданный работами таких мастеров, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старев, Н.А. Львов, А.Г. Григорьев, Р. Казаков, В.П. Стасов, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, Т. де Томон, Л. Руска, Д. Жилярди, О. Бове и мн. др. Среди их построек много хрестоматийно известных архитектурных шедевров, облик которых выделяется благородным достоинством, гармонией и представительностью. Характерны впечатления Стендаля, в 1812 г. вступившего с наполеоновской конницей в Москву, которую он нашел "пленительной"; его поразило, что в ней было "более четырехсот или пятисот дворцов, убранных с очаровательной роскошью, неведомой в Париже и которую можно видеть только в Италии"(15).
На ответственных, издалека видных точках рельефа жилой дом должен был выполнять важную градостроительную задачу, доминируя в композиции сопредельной части города. Эта задача решалась в обеих странах разными способами. В Британии высотные участки ландшафта органично вводили в среду и силуэт города, располагая на них жилой массив. Так, протяженная цепочка Ленсдаун-кресент в Бате, как бы извиваясь вдоль кряжа холма, выразительно выявляет его форму. Плавное округление склона Кэлтон-хилла в Эдинбурге подчеркнули повторившие его террасные дома.
Русские зодчие в подобной природной ситуации отдавали предпочтение усадьбе. Пашков дом в Москве напротив Кремля, вознесенный Ваганьковским холмом, фиксирует один из важных узлов планировочной структуры центра столицы. Удивительны пластика и гармоничность здания, образующего устойчивую пирамидальную композицию, сходящуюся к бельведеру. Сад на откосе холма с гротами, лестницами и фонтаном, огражденный внизу красивой решеткой, усиливал ощущение праздничной парадности этого места. Тот же прием использован и в усадьбе Тутолмина на вершине Швивой горки, венчавшей панораму Заяузья от Кремля и из Замоскворечья. С бельведера дома, обращенного к городу садовым фасадом (сад круто спускался к Москве-реке), открывался широкий вид на столицу.
15. Стендаль. Собр. соч. М„ 1959. Т. 15. С. 124.
|
|
|
223 |
Архитектурной доминантой Екатеринбурга стала необычная живописной сложностью своей структуры усадьба Расторгуева-Харитонова, выстроенная на угловом участке на вершине Вознесенского холма, царившего над местностью, и обращенная к заводу и к городу(16).
Своеобразие городов двух стран раскрывается яснее при сравнении впечатлений, производимых ими в рассматриваемую эпоху. В России город выглядел иначе, чем в Британии, не только потому, что усадьба еще долго оставалась основным видом жилища всех сословий, но и благодаря гораздо меньшей плотности его застройки. Его ткань, образуемая весьма разновеликими ячейками-усадьбами с их дворами, садами или парками, местами включала в себя и оазисы нетронутой природы. Все это создавало ощущение простора и открытости внутригородского пространства. Так, в Москве в конце XVIII в. на Рождественке, по соседству с узкими кварталами Звонарской слободы, стояла усадьба И.И. Воронцова (ныне на ее месте МАРХИ) с огромным садом по обе стороны протекавшей через это владение р. Неглинки; обширный сад с прудом находился за домом Губина на Петровке; за домом A.M. Хераскова на Тверской (позже Английский клуб) далеко по склону простирался парк, большие сады — английские или регулярные, с прудами или без них — были разбиты за обращенными к городу, образующими фасад улиц домами-дворцами изысканной архитектуры: Гагариных на Страстном бульваре (позже Екатерининская больница), А.П. Соймонова на Малой Дмитровке, Юсуповых в Харитоньевском переулке, А.К. Разумовского в Гороховском переулке, Демидовых близ Басманной, Нарышкиных близ Покровки и мн. др.; на склоне берега у р. Яузы были устроены парки с террасной планировкой и системой фигурных прудов при усадьбах Г.А. Потемкина и других владельцев. Эта особенность в той или иной степени была присуща и Петербургу конца XVIII в., и другим русским городам.
Неудивительно, что как площадь, так и улица в русском и английском городе существенно отличались по своей структуре. Если в Британии площадь, обрамленная цельными трех- и четырехэтажными жилыми массивами, замкнутая ими, выглядела скорее как пространный интерьер, то в русском городе площадь, окаймленная отдельными объемами двух-, редко трехэтажных общественных зданий и усадебных домов, между которыми оставались многочисленные прозоры, была зрительно связана с окружающим ее городским пейзажем. Аналогичным образом различались и улицы. В отличие от британской улицы-коридора с ее глухими фасадными плоскостями улица русского города проницаема с обеих сторон. Сравнительно строго (и то не всегда) выдерживалась лишь "красная линия" ограничивающих ее построек, но непрерывности фасадного фронта обычно не было: ряд домов, отдельно стоящих или фланкированных флигелями, чередовался там и сям с курдонерами зданий, поставленных в глубине участков, а также с объемами многочисленных церквей, располагавшихся в
16. Козинец Л. Каменная летопись города. Свердловск. 1989. С. 86~99; Лотарева P.M. Города-заводы России: XVIII — первая половина XIX века. Екатеринбург, 1983. С.
90—92; Раскин A.M. Творчество М.П. Малахова в Екатеринбурге // Архитектурное наследство. 1995. № 38. С.
350—354
|
|
|
224 |
|
| | |