|
опубликовано
в сборнике: |
|
|
Архитектурное наследство. Вып. 40. НИИ теории архитектуры и градостроительства.- М., 1996.- 216 с.: ил..- С.101-108
Ред. коллегия: И.А.Бондаренко, Ю.П.Волчок, А.А.Воронов, М.Б.Михайлов, А.В.Рябушкин, О.Х.Халпахчьян, С.О. Хан-Магомедов, Н.Н. Чедаева
|
Если архитектура этого времени в странах Европы и России известна полно и подробно, то градостроительство той поры исследовано гораздо менее. Между тем, пристальное изучение фактов градостроительной истории позволяет обнаружить некоторые явления, еще не обратившие на себя внимания исследователей.
В их ряду выделяется тема акрополя, занимавшая воображение зодчих. На первый взгляд кажется странным обращение в XIX в. к казалось бы столь архаичному градостроительному типу. Однако это явление вполне закономерно: оно коренилось как в особенностях градостроительного мышления периода, переходного от Нового времени к индустриальной эпохе, так и в духовных потребностях и эстетических идеалах общества, остро оценившего в момент ясно ощутимого близкого расставания с ценностями классицизма(1) их притягательную силу, художественные возможности и функциональное соответствие некоторых архитектурных типов (в частности, акрополя) насущным тогда градостроительным задачам.
Обращение европейских зодчих к прославленному эллинскому ансамблю как к образцу для архитектурно-градостроительного творчества стало возможным лишь в сравнительно поздней стадии развития классицизма, сосуществовавшего с сильными тенденциями романтизма, историзма и эклектики при постепенной смене художественных приоритетов. От безусловной в 1750-1760-х гг. опоры на наследие римской классики на протяжении второй половины XVIII в. происходил переход ко все большей ориентации на греческое наследие, что в первой трети XIX в. привело к так называемому Греческому Возрождению.
Утверждение значимости греческого начала для художественной культуры и его первичности относительно римского начала потребовало немало времени и усилий исследователей и происходило в атмосфере противоборства со сторонниками римской традиции, возглавляемыми темпераментным Дж.Б.Пиранези. Естественно, что период становления и расцвета классицизма был связан с римской традицией. Эта связь была глубинной как из-за укорененности культуры многих европейских стран в единую для них основу латинской цивилизации, так и вследствие общепринятой системы образования, завершаемого приобщением к классическому искусству Италии. О первооснове античной классики - греческой архитектуре - Европа второй половины XVIII в. знала мало, так как находившиеся под властью турок города Греции были трудно доступны для посещений иностранцев.
Впервые мысль познакомиться с памятниками древней Греции возникла у членов английского Общества дилетантов при посещении ими в 1748 г. Неаполя и его окрестностей, где они увидели архаические храмы Посейдонии. Самые энергичные из них Дж. Стюарт и Н.Реветт, архитекторы и художники, предприняли путешествие в Грецию с целью зафиксировать и издать шедевры античности. Спонсоры помогли их пребыванию в Афинах в 1751-1755 гг. и их контактам с турецкой администрацией(2). Но в Англии подготовка к изданию выполненных ими текстовых и графических материалов растянулась надолго(3). В первом томе их увража "Antiquities of Athens measured and delineated by James Stuart, F.R.S. and Nicholas Revett, Painters and Architects" (1762) были изображены мелкие афинские постройки: триумфальная арка Адриана, Башня Ветров, памятник Лисикрата и др. Лишь появление тома II, посвященного Акрополю, впервые дало понятие европейцам о высочайших достижениях зодчества античной Греции. Он содержал первые точные чертежи сооружений Акрополя, выполненные Реветтом по его тщательным обмерам, и их общие виды, зафиксированные с разных точек зрения
Стюартом и гравированные на основе его гуашей и акварелей. Таблицы сопровождались подробными описаниями зданий и их состояния в момент исследования. И если чертежи Реветта впервые дали достоверное знание систем построения древнегреческих ордеров, то виды прекрасных храмов Акрополя, переданные Стюартом с безыскусной непосредственностью и отразившие их продолжающуюся в современности жизнь, позволили остро ощутить бессмертие этих совершенных творений античных мастеров. Тома III и IV (1795 и 1816 гг.) представили здания агоры, других частей Афин и различные зарисовки Греции. Этот увраж и ряд других фундаментальных исследований ввели к 1820-м гг. в научный и художественный оборот Европы архитектурное наследие Великой Греции и Малой Азии(4).
Главную цель авторы этих трудоемких исследований видели в необходимости "улучшить архитектуру, очистив вкус зодчих", испорченный по их мнению, обращением к римскому наследию, заменой художественной ориентации(5). Этого они постепенно достигли двумя путями: научными изысканиями и собственным творчеством. Если поначалу их суждения о пер-
*Исследование проведено при поддержке РГИФ
1. 'Термин "классицизм", принятый для России второй половины XVIII в. - первой трети XIX в. мы, во избежание разночтений, условно распространяем и на аналогичный европейский стиль того же периода, более известный под именем неоклассицизма.
2. Сolvin, H. A biographical dictionary of British architects 1600-1840. - London, 1978. - Pp. 793-794.
3. Тем временем вышла книга Ле Руа "Les mines des plus beaux monuments de la Grece". - Paris, 1758, но крайняя обобщенность его изображений греческих памятников и посредственная графика не давали адекватного представления об оригиналах.
4. Berkenhout, L. J. The Ruins of Paestum or Posidonia, 1767; -Major, Th. The Ruins of Paestum otherwise Posidonia; -London, 1768; - Revett, N. The Antiquities of lonia. - London, 1769-1797. - Wilkins, W. The Antiquities of Magna Graecia. - London, 1807; - Wilkins, W. Atheniensia, or Remarks on the Topography and Buildings of Athens. -
London, 1816.
5. Lawrence, L. Stuart and Revett. Their literary and architectural careers. "Journal of the Warburg Institute", - London, 1938, vol. II, № 2. -
P. 128.
|
|
|
101 |
вичности и более высокой эстетической ценности греческого наследия сравнительно с римским звучали декларативно и легко отвергались, то после полустолетия исследований в разных регионах и издания прекрасно иллюстрированных увражей позиции сторонников греческой античности были весомо аргументированы и завоевали широкое признание.
Пришедшийся на последнюю треть XVIII -начало XIX вв. процесс введения зодчими (Дж.Стюартом, Н.Реветтом, Г.Холландом, Дж.Уайетом, Т.Харрисоном и др.) в архитектурную практику ряда афинских памятников или их фрагментов, приспосабливаемых более или менее успешно для новых потребностей, и вытеснения ими римских прототипов явился первой стадией Греческого Возрождения. Следующей его стадией стало преодоление преимущественно "штучного" метода овладения эллинским наследием: 1820-1840-е гг. отмечены переходом к свободному формотворчеству в духе греческого зодчества (в меру его постижения и своеобразного преломления), к созданию крупных объемов, предопределенных новым
повышенным масштабом реконструируемых городов.
К 1820-м годам, после долгого экономического и военного разобщения Европы (с начала Французской революции до Венского конгресса) возникло стремление к обновлению жизни, к возрождению на общих для всех высоких и вечных основах. Естественной представлялась опора на эллинскую культуру, ценности которой уже глубоко проникли во внутренний мир европейцев. Это стремление, по видимости романтическое, было рождено не всегда ясно осознаваемыми тогда поисками духовного
самоопределения европейских народов, усиленными новой для них исторической ситуацией, сменившей привычный миропорядок уходящего в прошлое феодализма. Эту настроенность общества, первые признаки которой ощущались уже в последней трети XVIII в., чутко уловил Дж. Стюарт, впервые конкретно указавший направление поисков. В предисловии к увражу(6) он назвал Эдинбург Новыми Афинами, т.е. городом, образ которого отождествлялся прежде всего с Акрополем. Симптомом этой тенденции несомненно был и баженовский проект Большого Кремлевского дворца (1770-е годы) с его исторической и патриотической символикой; в замысле южного фасада вознесенного холмом монументального сооружения, спускавшегося террасами и лестницей к Москве-реке и равнинному Замоскворечью, уже явно присутствовала мысль о русском акрополе. В первой трети XIX в. Новыми Афинами называли также Мюнхен и парижский квартал Монмартр, населенный художниками и артистами.
Идея акрополя Нового времени возникла из культурного контекста классицизма, из стремления обрести национальный духовный центр (светский по характеру в отличие от античного), доступное для всех граждан место, освященное памятью о событиях собственной истории и о достижениях великих соотечественников. Возможно, что в феномене акрополя в какой-то мере сказалась и безотчетная потребность в укреплении сложившегося в средневековье социального организма города на пороге
его разложения. В самом деле, городская община с ее святынями, проводимыми совместно церемониями и праздниками, давала горожанину чувство единства с его окружением и защищенности в противоположность той затерянности индивида в безразличной к нему среде, которая все более сопутствовала социальной трансформации города на излете Нового времени и не могла не ощущаться болезненно.
Между тем, к реализации идеи акрополя подталкивала сама градостроительная ситуация, сложившаяся к началу XIX в. Города, получившие в период классицизма вялый горизонтальный силуэт, нуждались в активном вертикальном и эстетически неоднородном объеме, который не только визуально организовал бы расползшуюся единообразную застройку, но и явился бы эмоциональным и художественным центром притяжения, Именно поэтому в посленаполеоновский период стали очевидны те особенности афинского Акрополя, которые еще не очень ощущались людьми XVIII в., хотя и были ярко продемонстрированы Стюартом и Реветтом в гравюрах второго тома их увража: там показан не только каждый из памятников Акрополя Афин, но они переданы в их взаимодействии и контрасте, как великолепное единство разнообразных элементов, как органическое целое ландшафта и архитектуры. Так, четко представленный Стюартом и Реветтом пример классического архитектурно-природного ансамбля с его впечатляющей силой воздействия вошел в сознание европейских зодчих XIX в. уже как актуальная задача градостроительной практики(7).
Однако при всей привлекательности такого архитектурно-градостроительного "образца" возможность близкого следования ему была очень ограниченной, предполагая наличие достаточно высокого холма на территории города и достаточно представительного слоя интеллектуальной элиты в среде городского общества, способной не только претендовать на роль очага высокой культуры и генерировать саму идею, но и предпринимать длительные усилия (финансовые, организационные, творческие) для осуществления столь необычного замысла(8).
Нам известно всего два факта последовательной реализации идеи акрополя: в шотландской столице Эдинбурге в 1820-30-х гг. и в приморской Керчи на юге России в 1830-40-х гг. В обоих случаях имелись веские основания градостроительного и культурного порядка. В Эдинбурге холм Кэлтон, находившийся между Старым городом на горном кряже и Новым городом на более низкой параллельной гряде, к началу XIX в. стал выглядеть особенно неухоженным в окружении регулярных кварталов последнего. В то же время их протяженность и однообразие застройки требовали вве-
6. "Daiches, D.Edinburgh. - London, 1978. - Р.
195.
7. При этом сам подлинный Акрополь, давший толчок творческому воображению зодчих и ставший ориентиром в их поисках востребованной временем градостроительной формы, в качестве таковой тогда еще не мог быть "задействован". Процесс реконструкции Афин по плану, составленному в 1833 г. С.Клеантисом и Э.Штаубертоми в 1834 г. откорректированному Л.Кленце, протекал в основном уже во второй половине XIX в. 8. Так, отсутствие интеллектуальной элиты в Лионе обусловило потери в образе города, так как при редком по живописности ландшафте и наличии высокой горы расположенный на ней подлинный акрополь римского времени остался архитектурно невыявленным и не включенным в художественное целое.
|
|
|
102 |
|
|
(с)
автора
1998. М.Б.Михайлова
| |