|
чается от белого или серого известкового раствора скандинавских построек. Стены новгородского Софийского собора возведены из камня, подобно тому, как строили «варяги», но русские мастера сочетали эти приемы с применением кирпича, цемяночного раствора, с заглублением рядов кирпичной кладки арок и сводов. Этот метод пришел к ним из южнорусских земель, которые в свою очередь восприняли его у византийцев.
Одна из наиболее трудных задач, возникающих при постройке каменных зданий, — задача перекрытия внутреннего пространства — решалась строителями новгородских храмов XI — первой половины XII веков в основном теми же приемами, которые использовались и в южнорусских постройках XI века. Цилиндрические своды, полукупола над апсидами, купола на световых барабанах, сферические паруса и подпружные арки одинаковы и в новгородских, и в южнорусских постройках. Тождественны в них также и расположение полуциркульных подпружных арок ниже примыкающих к ним сводов и передача тяжести последних на столбы и стены, усиленные в местах примыкания к ним подпружных арок внутренними и наружными лопатками.
Новшеством в Новгородской Софии явились два вида сводов — своды, образующие в поперечном разрезе треугольник (над западными концами внутренних и над вторыми с запада членениями внешних боковых нефов), и полуцилиндрические своды, в поперечном разрезе представляющие четверть круга и покрывающие восточные концы внешних боковых нефов.
Первый из этих видов сводов не получил дальнейшего .развития ни в 'новгородской, ни вообще в русской архитектуре. Он не имеет аналогии не только в южнорусских, но и в византийских постройках. Нечто подобное можно найти лишь в западной архитектуре, но не в сводах, а в перекрытиях проемов в некоторых дороманских и раннероманских постройках Скандинавии и острова Готланд, в башнях англо-саксонских церквей в Эрлс-Бартоне и Бартсне на Хамбере.
Больший интерес представляет второй из отмеченных выше видов сводов — полуцилиндрический,—нередко встречавшийся в позднейших русских и особенно в новгородских постройках. Этот вид свода также был распространен более широко и в архитектуре зарубежных стран, чему, конечно, способствовали определенные преимущества конструктивного порядка. Покрывая боковые нефы базилики, полуцилиндрические своды передавали распор цилиндрического свода среднего нефа на более низкие боковые стены здания, подобно позднейшим готическим аркбутанам,
соответствующим уже крестовым сводам среднего нефа.
Такие своды в сочетании с цилиндрическими сводами средних нефов можно встретить в ряде романских построек Франции — в Нормандии (церковь Стефана в Кане, 1064—1066 гг., своды 1130-х годов), в Оверни (церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране, 1100 г., церкви XII в. в Иссуаре, Сан-Сатурнине, Шориа и др.), в Аквитании (пятинефная церковь Сатурнина в Тулузе конца
XI—XII вв.), в Провансе (церковь в Леонселе XII в.), в Швейцарии (церковь в Грансон, XII в.) в Рейнской области, а также в более поздних постройках Сербии (церковь Спаса в Пече, 1220-х годов) и Далмации (собор в Шибенике 1430-х годов и др). В Греции, на берегах Босфора, в Малой Азии и в Закавказье такой вид свода не применялся, и боковые нефы или угловые части в центрических зданиях перекрывались цилиндрическими, крестовыми или парусными сводами.
Новгородские мастера не испытывали непосредственного влияния архитектуры Востока или Запада, но умели находить полезное для себя и там, и здесь. Это проявляется во внешнем облике Софии Новгородской, центрическая объемная композиция которой с тремя апсидами, пятью куполами на высоких световых барабанах, завершаемых венцом полукружий и таким же шестым куполом над лестничной башней, родственна до известной степени византийским крестовокупольным церквам, а стены, сложенные из грубо отесанного камня, свободного с лицевой стороны от штукатурки или обмазки, но с отдельными камнями, как бы вставленными в «оправу» из отшлифованного и подрезанного по краям раствора, более напоминают скандинавские постройки. При этом общая композиция здания и обработка поверхностей его стен составляли единое целое, в равной степени способствуя созданию впечатления спокойствия, монументальности и суровой мощи.
Детальная обработка фасадов Софийского собора настолько проста, что трудно искать здесь какие-либо следы тех или иных влияний. Простые лопатки, усиливающие стены в местах примыкания к ним подпружных арок и обрывающиеся, не доходя до профилировки закомар, несколько напоминают романские контрофорсы, однако они как и лишенные декоративной обработки оконные проемы, являются простейшими формами, свойственными архитектуре многих стран. Лишь средняя апсида здания имеет декоративные детали в виде тонких полуколонок, повторяющих аналогичные детали Софии Киевской. Полуколонки напоминают более романские, нежели византийские храмы, в которых полукруглые и граненые в пла-
|
|
|
27 |
не апсиды имели обычно гладкие стены или украшались (со времени Македонской династии) маленькими нишами.
Дальнейшие изменения общей композиции новгородских храмов, приводящие к появлению в первой четверти XII века таких зданий, как Николо-Дворищенский собор (1113 г.) и соборы Юрьева (начат в 1119 г.) и Антоньева (начат в 1117 г.) монастырей, не нуждаются для своего объяснения в привлечении связей с зарубежными странами. Уменьшение размеров зданий, замена пяти нефов тремя и двенадцати опорных столбов шестью, а также сокращение хор, занимающих, кроме западной части, теперь только по одному делению над боковыми нефами, — все соответствовало более узким задачам, стоявшим перед строителями зданий. Это уже не главные храмы всего Новгорода, но или придворный княжеский (Никольский собор),или монастырский (два Других храма) соборы, т. е. здания, рассчитанные на меньшее количество посетителей. Отсюда и меньшие размеры хор, и отсутствие наружных галерей, что соответствует дальнейшему классовому расслоению и исчезновению еще достаточно явных в первой половине XI века пережитков «военной демократии». Подобные изменения происходят и в архитектуре других русских земель.
В постройках XII века новгородцы применяли смешанную кладку из камня с кирпичными прослойками, в то время как в южнорусских землях она уже уступала место 'кирпичной. Эта имеющая византийское происхождение кладка применялась в Новгороде до второй половины и даже до конца XIII века, что, однако, еще не дает повода считать новгородцев большими «византинистами», чем их западнорусские и южнорусские соседи. Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Витебск не располагали близкими месторождениями камня, пригодного для строительных работ. Поэтому зодчие этих городов вынуждены были заменять камень всюду, где возможно, кирпичом. Новгородцы, напротив, располагали волховским плитняком, сравнительно дешевым из-за его близости к местам возведения, и ильменскими красно-коричневыми известняками. Употребление этих видов камня в кладке с кирпичными прослойками, выравнивавшими постели и облегчавшими связь версты с забуткою, позволяло ограничиваться незначительной очень грубой обработкой.
Новгородская кладка XII—XIII веков не была простым повторением южнорусской или византийской смешанной кладки, отличаясь от нее менее регулярным характером кирпичных прослоек. Эти прослойки толщиной обычно в один ряд имели между собой различные по высоте интервалы, зависящие от размеров разделяемых ими рядов
камня. Иногда они даже не проходили по всему периметру стен, а обрывались где-нибудь посередине фасада, когда в каменной кладке под ними попадался более высокий камень. Поэтому такие прослойки не оставались обнаженными на поверхности фасада, а затирались розоватым цемяночным раствором вместе с рядами камня.
В южнорусских и византийских постройках чередование рядов камня и кирпича в кладке стен являлось не только конструктивным' приемом, но служило также и для повышения художественной выразительности фасадов. В Новгороде кирпичные прослойки имели исключительно конструктивное значение, и фасады, покрытые розоватой цемяночной штукатуркой, не скрывавшей неправильностей кладки, оживлялись лишь обнаженным кирпичом арок над проемами, где выступающие кирпичи перемежались заглубленными, скрытыми под широкими полосами раствора, разделанного наподобие валика.
Таким образом, хотя византийская по своему происхождению смешанная кладка и вытеснила из новгородской сторительной практики кладку только из одного камня, но сама подверглась дальнейшим видоизменениям по сравнению с южно-русскими постройками. Характер «руссификации» кладки соответствовал свойствам местных строительных материалов и общей эволюции новгородской архитектуры к большей строгости и лаконичности. Особенно заметным становится это в постройках второй половины XII века, когда, в связи с превращением Новгорода из княжеского города в вечевую республику, сооружение каменных храмов становится делом не столько князей, сколько архиепископов, бояр, монастырей и различных объединений горожан. Упрощаются обработка фасадов и интерьеры, в которых хоры остаются только в западной части, а столбы вместо крестообразных в плане становятся квадратными.
Оконные и дверные проемы новгородских построек XI—XII веков с полуциркульными арками и внутренними откосами не дают чего-либо нового по сравнению с проемами южнорусских построек XI века в отношении формы и кладки. Однако на смену мраморным византийским оконницам у новгородцев приходят деревянные оконнипы в виде доски с прорезанными в ней круглыми световыми отверстиями (сохранились в соборе Антониева монастыря и Спасо-Нередицкой церкви).
В XII веке новгородские зодчие отказываются от полуколонок на апсидах и с начала столетия (Николо-Дворищенский и Юрьевский соборы) употребляют вместо них расположенные в несколько ярусов плоские ниши с двухступенчатым обрамлением, повторяющиеся и на фасадах основ-
|
|
|
28 |
|
| | |