|
венные особенности обусловлены не только погоней за наживой, но и повышением требований к необходимому уровню удобств и комфорта, гигиеничности. Их огромный количественный рост служит как бы символом процесса неуклонного разрушения сословных барьеров и демократизации типа жилья, практически единого для всех слоев населения большого города. Об этом же свидетельствуют и стилистика доходного дома, его пресловутая дворцовость, парадоксальное выражение интенсивного процесса демократизации и самоутверждения слоев, еще недавно выключенных из сферы элитарной культуры образованных классов.
Приобретший необратимость процесс разрушения сословных барьеров обнаруживает себя в архитектуре историзма в сознательной ориентации на массовый вкус. Архитектура ранее других искусств приобретает черты массового искусства. Ее произведения в отличие от станковой живописи, музыки, литературы входят в орбиту не только культуры образованных классов, но и народной культуры. Они являются результатом взаимодействия двух типов культур, смежной областью, где сходятся, образуя характерную для своего времени общность, идейные и художественные критерии обеих.
Переосмысление норм стилевого искусства исходя из стилистики народного, крестьянского и освоения народным зодчеством ряда приемов и форм стилевой архитектуры встретилось в наиболее массовом типе построек русских городов, дав жизнь уникальному в мировом зодчестве социально-историческому и культурному феномену — деревянной застройке русских городов второй половины XIX — начала XX в.
В нем слились в нерасторжимом единстве черты народного крестьянского зодчества и одного из направлений стилевой профессиональной архитектуры — фольклорной разновидности русского «стиля», опирающейся на традиции народного зодчества. Однако единство стилевой и народной архитектуры присуще лишь одному этапу развития стилевой архитектуры — историзму второй половины XIX в. Уже в первые десятилетия XX в. обнаруживается тенденция к их расхождению. Стилевая архитектура, следуя собственной логике развития, проходит через стадии модерна, неоклассицизма. Народное зодчество сохраняет верность принципам, которые определились после отмены обязательности применения образцовых фасадов в 1858 г.
До сих пор сохраняющее живучесть представление об эклектике как архитектуре второй половины XIX в., обязанной своим происхождением новым типам зданий (в первую очередь, имеются в виду новые типы торгово-промышленно-транспортных построек) , развитию строительной техники и новых железостеклянных конструкций, приложимо лишь ко второму этапу развития эклектики — к историзму, к пореформенному периоду. Однако в пору их создания с ними менее, чем с какими бы то ни было другими типами сооружений, связывается представление об архитектуре как искусстве. В историзме, хотя и в смягченном не только по сравнению с классицизмом, но и с романтизмом виде, существует своя система и иерархия ценностей. В причисляемую к сфере искусства художественную стилевую архитектуру не попадают типы зданий, при проектировании которых, по представлениям того времени, идейно-художественные задачи либо не стоят совсем, либо отступают по сравнению с утилитарными на второй план, а значит — и не применяется заимствуемая в прошлом система стилеобразующих художественных форм (фабрики, заводы, ремонтные мастерские, депо, склады и т. д.), ассоциирующихся во второй половине XIX в., как и прежде, с художественным началом архитектуры.
|
|
|
142 |
В архитектурной теории, развивавшейся в русле эстетики романтизма, технике отводилась важная, но по преимуществу подсобная, инструментальная роль. Начиная с 1850-х годов в архитектурной мысли России можно обнаружить выражение тенденций, связанных с попытками осмысления формо- и стилеобразующей роли не только функции здания, как в предшествующий период, но и строительной техники — новых материалов (железа, стекла, керамики) и конструкций. Новый этап в развитии архитектурной теории связан с именем А. К. Красовского, родоначальника рационализма, объяснявшего смену стилей и их особенности особенностями строительных материалов и конструктивных систем. Однако связь между стилем, с одной стороны, и конструкцией и материалом, с другой, по-прежнему остается опосредованной. Представление о стиле и его формообразующей роли выражается косвенно, путем обращения к ассоциирующимся с определенными материалами и конструкциями стилевым формам и приемам архитектуры прошлого. Красовский различает сооружения, преследующие по преимуществу практические или художественные задачи и в соответствии с этим получающие приличествующие каждому архитектурные одежды. Промышленные комплексы текстильных фабрик с их огромными многоэтажными корпусами и «кирпичный стиль» массовой архитектуры принадлежат к разряду практического строительства. Огромные корпуса текстильных фабрик— одно из частных выражений кирпичного стиля, где стилеобразующая роль строительного и облицовочного материала — кирпича усилена и дополнена стиле- и формообразующим значением металлических конструкций, обусловивших каркасность структуры, облик и специфическую композицию их фасадов. Истоки архитектуры, не нуждающейся в специальных стилеобразующих формах, заимствованных, как в зодчестве Нового времени, из прошлого, а довольствующейся художественным переосмыслением утилитарных, необходимых каждому зданию компонентов, и исключающей обязательность существования специальной идейно-художественной системы форм, восходят в России к 1850—1860-м годам XIX в., т. е. ко времени зарождения историзма. Но поскольку в архитектуре историзма прекрасное по-прежнему ассоциируется только с бесполезным, архитектура фабричных зданий и «кирпичного стиля»(8) как бы выносится за рамки художественной архитектуры и причисляется к важной и необходимой, но отличной от искусства сфере практической деятельности. Принципы «кирпичного стиля» и каркасного строительства проявятся как явление большой стилевой архитектуры только в модерне, пережив процесс очередного обновления и качественного переосмысления. Представление о двух фазах эклектики, последовательно представляемых романтизмом и историзмом, схематизирует архитектурный процесс, не учитывая его реального пространственно-временного разнообразия. Описанная схема приложима в основном к архитектуре столичных школ. В остальных районах России она реализуется лишь частично. Сибирь, Дальний Восток, Урал практически не знали романтизма. Архитектура, выразившая его идеалы, во многом оставалась еще плодом культуры основного образованного класса — дворянства, которое практически отсутствовало в этих регионах. Неполноте социальной структуры соответствует неполнота архитектурного развития. За запоздавшим и задержавшимся в своем развитии вплоть до 1860—1870-х годов классицизмом (в его максимально скромном выражении) следует развитие историзма. Романтизм представлен немногочисленными культовыми сооружениями не только в архитектуре городов Сибири, Урала и Дальнего Востока, но и в большинстве провинциальных городов Европейской России, даже губернских, в отличие от историзма, который получает повсеместное распространение на огромной территории России и реализуется в очень широком наборе архитектурных жанров, в несметном количестве построек.
8. Понятие «кирпичный стиль» не распространяется на здания с фасадом из облицовочного кирпича, но спроектированные с использованием форм исторической архитектуры (готики, древнерусского или романского зодчества, Ренессанса). Они причислялись к сфере художественной архитектуры, а не практического строительства [характерные тому примеры — Исторический музей и Городская дума (ныне музей Ленина) в Москве].
|
|
|
143 |
|
|
При цитировании ссылка на:
1. бумажную версию статьи
2. на www.archi.ru
обязательна
|
|