66 Известно прежде всего по тексту жалованной грамоты 1623 г. Опубл. частями у Смирнова. Смирнов Л.П. Указ.соч. С.13.
67 Цит.по кн.: Смирнов Л.П. Указ.соч. С.16.
68 Карамзин Н.М. История государства Российского.-М.,1993. T.V. С.317, прим.254. Е. Ушакова считает эту Иулианию первой игуменьей монастыря (Е.Ушакова. Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М.,1877. С.7-9.)
69 Построена по прошению одной из сестер монастыря, А.М.Аничковой, просившей разобрать каменную палатку, "в которой погребены святителя Алексия ... родные сестры" и соорудить церковь для их поминовения (1765 г. ЦГИАМ, ф.203, on.751, ед.хр. 2346, л.8). Благословение было получено и в 1766 г. церковь Неопалимой Купины была освящена
70 Цит. по копии 1798 г. - ЦГИАМ, ф.203, оп.751, ед.хр. 2346, л.9 об.
71 Приведено в кн.: Смирнов Л.П. Указ.соч. С.80.
72 Благодарю за консультацию доктора исторических наук Л.А.Беляева.
73 Первая игуменья после Иулиании у Строева показана Феогния Огневых 1600 г. - Строев Н.П. Списки иерархов и настоятелей Российской церкви.-СП6.1877.С.225.
74. В XIX в. существовало предание, что после перевода Алексеевского монастыря на новое место, здесь оставалась "малая" обитель, известная под именем Зачатейской. Смирнов обосновал это тем, что новое место не способствовало уединению и, вероятно, часть сестер могла остаться. (Смирнов Л.П. Указ.соч. С.12).
В основном все сведения о ранней истории Алексеевского монастыря авторы, писавшие о нем, черпали из книги Е.Ушаковой. Без всяких ссылок на источники, считая ошибочно, что Алексеевский монастырь уже в 1514 г. находился в Чертолье, она пишет о том, что в 1514 г. соборный храм имел те же престолы (Ушакова Е. Указ.соч. С.12), как и в XVII-XVIII вв, т.е. Преображения Господня, Алексия человека Божия , Тихвинской Богородицы, Зачатия св.Анны (Роспись московских церквей...- М.,1772. С.16; клировая вед. 1829 г. - ЦГИАМ, ф.203, оп.744, д.1805, л. 13). Однако, летопись, говоря о закладке в 1514 г. церкви в Алексеевском монастыре, называет ее по престолу Алексия человека Божия ("да церковь Алексей человек Божий в девиче монастыре, что за Чертольем" - ПСРЛ, T.XIII. С.18). Таким образом, достоверно можно сказать, что в старом Алексеевском монастыре был храм во имя Алексия человека Божия и по присутствию на новом месте придела Зачатия Анны, можно с большой долей вероятности говорить о существовании до 1547 г.