|
всего храмового ансамбля. Создание пятиглавия помогает усилить его центричность.
Необходимость разместить в храме группу придельных престолов вызвало к жизни новые конструктивные и композиционные приемы. Наиболее характерный из них - сооружение придельных церквей на сводах галереи. Мы видели, что этот прием встречается в постройках второй половины 1550-х-1560-х гг.: в соборе Бориса и Глеба, соборе Новодевичьего монастыря и в Благовещенском соборе Московского Кремля. По сути ему аналогичны и приемы создателя собора Соловецкого монастыря (постановка приделав на сводах собора) и мастеров, строивших церковь в Дьякове ( сооружение приделов в надстройке над галереей ).
Постановка приделов в Благовещенском соборе на сводах галереи создала образ, позволивший
H.И. Брунову увидеть в нем влияние собора Покрова на Рву(63). Действительно, это способствовало созданию центрической, геометрически правильной, единой многообъемной композиции, ступенчато нарастающей к центру.
Появление нового варианта храма "с приделами" произошло в Москве, благодаря влиянию архитектуры собора Покрова на Рву. Но старый традиционный тип храма, в котором впервые и была реализована идея многопридедьности, не исчез полностью, а оказался вытесненным из центральных областей северо-восточной Руси на ее север и в северо-западную Русь.
Еще до закладки собора Соловецкого монастыря в Новгородской епархии строится храм Никиты Мученика в Плотницком конце Новгорода Великого. По НIIЛ он был заложен архиепископом Пименом в 1557 г., а по НIIIЛ основан в 1554-55 и освящен в 1555/56 г.. К юго-восточному углу, шестистолпного, видимо пятиглавого храма, примыкает придельная церковь "под колоколы" св. Феодосия, а к северо-западному - одноглавый бесстолпный придел св. Николая(65). Основание' этого храма с диагонально расположенными приделами, достаточно нового по своей типологии для Новгорода того времени, может свидетельствовать о распространении тенденции к пространственному выражению многопридельности за границами северо-восточной Руси уже в середине 1550-х гг. В эти же годы, как считает В.В. Седов, в псковских землях строится церковь Троицы в с. Доможирка с двумя симметричными приделами(66), но в псковской архитектуре этот тип остался без преемственного развития.
|
|
|
123 |
Развитие многопридельных храмов в Новгородской епархии пошло по пути, очерченному в церкви Никиты Мученика. Собор Соловецкого монастыря, сооруженный новгородскими мастерами, не повлиял на развитие новгородской архитектуры”. Построенный в 1562/1569 г. Троицкий собор Клопского монастыря представлял усложненный вариант церкви Никиты Мученика. Ядро композиции составляет трехглавый четырехстолпный
xpaм. К его западной стене примыкает одноэтажная крытая паперть. Вдоль южных стен паперти и собора возведены соединенные между собой общими поперечными стенами четырехгранная колокольня с часами и два одноглавых бесстолпных придела, у северной стены паперти и западного прясла северного фасада собора сооружены два других бесстолпных одноглавых придельных храма. Западные стены северо-западного придела и колокольни выстроены в одну линию с западной стеной паперти(68).
Появление столь уникального для новгородской архитектуры сооружения, вероятно, обусловлено заказом. Летописи связывают его возведение с именем Ивана Грозного(69). Это отчасти находит подтверждение в посвящениях алтарей собора. Среди шести его престолов мы находим три, освященные во имя патрональных святых царя и его сыновей: св. Иоанна Предтечи, св. Феодора Стратилата и св. Иоанна Лествичника(70). Четвертый придел, размещенный в дьяконнике собора, освящен во имя преп. Михаила Клопского, мощи которого почивали под спудом в этом храме. Возведение по велению Грозного нового каменного, собора над местом погребения нового русского чудотворца, получившего общерусское почитание на соборе. 1547 г.(71), характерно для царского строительства 1550-х-1560-х гг. Появление в соборе пятого придельного престола, освященного во имя Богородичного праздника — Покрова Богородицы также закономерно для того времени. По типологии программы посвящений собор Клопского монастыря подобен другим многопридельным храмам Ивана Грозного: здесь заключено молитвенное обращение к предстательству царских семейных святых, местного чудотворца, чьи мощи хранятся в возводимом храме, и к Пресвятой Богородице. Ее заступничеству и Покрову.
Если замысел возведения четырехстолпного многопридельного сооружения мог иметь московское происхождение, то его конкретное архитектурное воплощение принадлежало новгородским строителям. Композиционная структура, которая сложилась здесь в результате взаимодействия профессионального мышления мас-
|
|
|
124 |
|
| | |
|
теров и условий заказа, позволяет отнести Троицкий собор к тому же типу, что и собор Авраамиева монастыря в Ростове и церковь Никиты Мученика. В пространственном решении но заметно влияние московского зодчества, хотя собор строился в те годы, когда московские многопридельные храмы уже были воздвигнуты. Новгородские мастера сохранили свободу композиции, "избегая" симметрии и геометриэма в расположении объемов.
Не только в новгородской, но и в ростовской епархии сооружение многопридельных храмов продолжается в традициях начала 1550-х гг. На севере епархии, в Сольвычегодске, в 1560 г. А.Ф. Строганов заложил каменный, храм Благовещения Богородицы.
Судя по исследованию В.П. Выголова, собор был окончен в начале 1570-х гг.(72) Девятипрестольный Благовещенский собор строился в то десятилетие, когда в новгородских землях.и в Москве возводились многопридельные храмы традиционного типа.
Перестройки последующего времени затрудняют реконструкцию первоначального облика собора в Сольвычегодске, Анализ письменных источников позволил В.П. Выголову установить, что из восьми придельных престолов один (св. Иоанна Богослова) находился в дьяконнике, два (свв. Космы и Дамиана. Трех святителей вселенских) были устроены в восточной части южной паперти, три (св. Николы, св. Алексия митрополита, св. Симеона Столпника) размещались симметрично в северной паперти, седьмой (Собор Пресвятой Богородицы) находился в церкви "под колоколы", поставленнойi у северо-западного угла собора, восьмой (свв. Космы и Дамиана в Риме пострадавших) в деревянной церкви, местонахождение которой остается невыясненным(73). К настоящему времени уцелели части северо-восточного придела и храма "под колоколы". Церковь на северо-востоке представляла прямоугольный, выступающий в плане из паперти объем с двумя апсидами. Известно также, что к 1627 г. собор был восьмиглавым (пять глав над оcновным объемом, одна над приделом в дьяконнике и по одной над северным и южным приделами), девятая гла, как считает В.Н. Выголов, венчала колокольню.
Архитектура собора в Сольвычегодске показывает, в каком направлении развивалась идея многопрестольности в землях ростовской епархии. Несмотря на то, что в его декоре заметно, как справедливо указывал С.С. Подьяпольский, влияние белозерского зодчества(74), в построении его объемов можно увидеть влияние композиционной структуры собора Авраамиева монастыря. Так же, как его ростовский предшественник, Благовещенский собор
|
|
|
125 |
Строгановых поставлен на высокий подклет и, несмотря на отход от крестовокупольной системы, он также наделен пятиглавием. Как и в соборе Ростова Великого, пятиглавый четверик окружен папертыо, в которую включены объемы придельных церквей, Здесь также присутствует церковь-колокольня. Несмотря на различия в расположении приделов, их форме, собор Авраамиева монастыря можно считать для ростовской школы непосредственным предшественником Благовещенского собора в Сольвычсгодске.
Свойственное 1550-1560-м гг. ."изложение" замысла заказика в многопрестольной программе появилось в деревянном зодчестве не только в освященном 1 октября 1554 г. деревянном соборе Покрова на Рву. Сохранились данные об исчезнувшей деревянной церкви Успения Богородицы у государева двора в Можайске. Никоновская летопись сообщает об ее освящении 3 октября 1563 г. в присутствии Ивана IV и о количестве престолов: "а в Можайску свещал государь церковь успения . . . дубовую брусяную о пяти верхах, что против государева двора, а у нее пять приделов . . ."(75). Из этого указания не ясно, было ли в храме кроме престола Успения еще пять придельных, или это число всех престолов. В пользу последнего предположения позволяет склониться описание храма, составленное почти через три десятилетия после его освящения. Здесь перечисляются храмовые посвящения: "Да у государева . . . двора на площади церк. Успение Пречистые Богородицы, дубова, брусеная, на каменное дело, да у той же церкви 4 предела: предел Усекновения честныя главы Ивана Предтечи, придел Пeтpa митрополита . . . придел Сергия Радонежскаго . . . придел Никиты Переславского чюдотворца"(76).
Нельзя также исключить, что шестой престол, не названный здесь могли упразднить к 1597/98 гг., когда составлялась опись.
Выбор посвящений характерен для царствования Ивана Грозного. Освящение храма во имя Успения Богоматери связана с московским почитанием этого праздника. В системе придельных посвящений можно увидеть молитвенное обращение к общерусским чудотворцам, святым покровителям Ивана IV и московской династии. Св. Иоанн Предтеча - патрональный святой царя, а праздник Усекновения Главы - день именин Иоанна Васильевича. Св. Петр митрополит - московский первосвятитель, благословением которого освящалась преемственность московской династии. Появление придела св. Сергия, молитвенника за русскую землю, не требует объяснений и традиционно для правления Грозного. Св. Никита Переяславский - наиболее почитаемый святой в семье
|
|
|
126 |
|
| | |
|
в 1560-е гг., по молитвам которого было даровано рождение царевичей Иоанна и Феодора. Вспомним, что в 1560 г. престол св. Никиты освящается в Сретенском соборе при палатах царевичей в Кремле(77), а в 1564 г. в соборе Никиты
Myченика в Никитском Переяславском монастыре(78).
Об облике церкви Успения Богородицы в Можайске можно строить только предположения. По указанию летописи на пять верхов церкви В.И. Шередега высказал гипотезу о том, что был пятиглавый храм, окруженный четырьмя приделами(79). В какой-то мере такая реконструкция может объяснить, слова летописи "на каменное дело", что могло означать, что церковь повторяла облик пятиглавых каменных храмов и, соответственно была деревянным аналогом московских каменных соборов, фланкированных четырьмя приделами. Однако нельзя также не обратить внимание на совпадение числа верхов с числом известных престолов. Не означает ли это, что каждый из них помещался в отдельном срубе, над которым была поставлена одна глава?
Таким образом, перед нами достаточно целостная картина распространения в храмостроительстве Ивана Грозного пространственно Выраженных программ посвящений. Можно установить достаточно определенные хронологические границы их существования: с начала 1550-х до конца 1560-х гг. Принадлежность заказа и замысла сооружений, в которых нашла свое существование идея многопридельности показывает, что это явление обязано своим происхождением московскому двору. Среди двенадцати известных нам многопридельных построек восемь непосредственно связано с царским заказом: собор Авраамиева монастыря (1554/1555 г.), деревянный собор Покрова на Рву (1554 г.), каменный собор Покрова на Рву (1555-1561 гг.), собор Новодевичьего монастыря (втор. поп. ХУ1 в.). Троицкий собор Клопского монастыря (1562/1569 гг.), деревянная церковь Успения Богородицы в Можайске (1563 г.), перестройка Благовещенского собора Московского Кремля (1564-1566 гг.), церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1560-е - нач. 1570-х гг.). Определенное отношение имел царь и к строительству в Соловецком монастыре - это единственная постройка в этом богатейшем монастыре Руси, на которую были даны Иваном IV деньги(80).
Десятая многопридельная церковь - собор Бориса и Глеба в Старице - также связана с ближайшим царским окружением. Она принадлежит двоюродному брату Ивана Грозного, князю Владимиру Андреевнчу. Таким образом, только две постройки этого на-
|
|
|
127 |
правления никак не связаны с царским двором - это церковь Никиты Мученика в Новгороде (1555-1556/57 гг.), построенная новгородским архиепископ от Пименом, и Благовещенский собор в Сольвычегодске А,Ф. Строганова (1560-нач, 1570-х гг.).
В начале 1570-х гг. программы посвящений, выраженных объемно-пространственном построении храма, исчезают. В это время прекращается строительство многопридельных сооружений очерченных нами типов и их вариантов. Это объясняется прежде всего изменением в структуре символического мышления, что изменило и содержание замысла заказчика.
Несмотря на ограниченный период существования многопридельных храмов, их появление в русском зодчестве не осталось без последствий. С их влиянием, вероятно, можно связать сложение нового для русского зодчества второй половины XVI в. типа двухпридельного храма, который можно считать '''редуцированным" вариантом многопридельных сооружений 1550-х-1560-х гг. В период между концом 1580-х и концом 1590-х гг. в монастырях и усадьбах было построено восемь церквей, изначально заложенных с придельными храмами с севера и юга(81). Типологически они представляют упрощенный вариант многопридельного храма типа собора Авраамиова монастыря.
Закладка подобных сооружении - достаточно редкий случай для зодчества северо-восточной Руси XVI в. В .архитектуре времени Василия III известна, благодаря исследованию В.В. Кавельмахера, одна такая постройка - Покровский собор Александровской слободы (1513 г.). Другая, церковь Благовещения в с. Степановском, - не датирована (по писцовым книгам построен до 1578 г.), но по ряду стилистических признаков может относиться к первой половине - середине XVI в. В правление Грозного двухпридельные сооружения (с симметрично расположенными приделами) представляют собой редкое явление. Собор Никитского Переяславского монастыря (осв. в 1564 г.) - получил два придела с севера и юга благодаря пристройке нового пятиглавого собора с северным приделом Всех Святых к церкви Никиты Переяславского, приделу собора времени Василия
III(82). Изначально двухпридельной была построена церковь Спасо-Преображения в дворцовом селе Василия III и Ивана
IV, Острове, но она не имеет точной датировки. Таким образом, все известные нам редкие примеры двухпридельных храмов грозненского времени связаны с царским заказом.
В строительстве годуновского времени этот тип, напротив, становится распространенным и представляет одну из характерных
|
|
|
128 |
|
| | |
|
черт зодчества того времени. При этом двухпридельная композиция получает новое осмысление, характерное именно для этой эпохи. Придельная церковь перестает восприниматься как дополнительный объем, "прибавленный" к основному храму. Она превращается в неотъемлемую часть объемно-пространственной структуры всего сооружения. Система декоративного убранства усиливает значение придела как неразрывной части общего целого, подчеркивается не только строго симметричным расположением придельных объемов, идентичностью их форм, введением общих мотивов, объединяющих их с центральным объемом, использованием декоративных приемов, таких, как общие карнизы апсид храма и приделов. Апсиды последних становятся равными по высоте апсиде основного четверика, В тех случаях, когда они ниже центральной апсиды, их карнизы получают раскреповки на лопатках, разделяющих алтари приделов от дьяконника и жертвенника главного престола. О направленности поиска подобных решений говорят и известные в зодчестве того времени иллюзорные приемы извне имитирующие общность внутреннего пространства приделов с четвериком главного храма. Наиболее ярко идея подобного единства нашла свое отражение в церкви Смоленской иконы Богоматери в с. Кушалино, где приделы, размещенные в дьяконнике и жертвеннике храма, получили декоративные четверики, завершенные кокошниками с главами и при внешнем восприятии производили впечатление самостоятельных объемов.
В трактовке многопридельной композиции конца XVI в. можно увидеть черты сходства с памятниками круга собора Покрова на Рву. В храмах этой группы, таких, как собор Бориса и Глеба в Старице, церковь в Дьякове, собор Соловецкого монастыря и, прежде всего, собор
Покрова на Рву, объемы приделов стали структурным элементом общей композиции, без которых целостность облика может быть утрачена. Определенные отголоски этого подхода могут быть увидены и в зодчестве конца XVI в. в архитектуре двухпридельных церквей.
Мы попытались проследить историю строительства многопридельных храмов в середине-второй половины XVI в. Их семантическая основа показывает, что зодчество было охвачено общими для религиозного искусства тенденциями и подвергалось общим для того времени изменениям в видении символического образа.
Появление многопридепьных композиций в начале 1550-х гг: в каменном и деревянном зодчестве (деревянный собор Покрова на Рву 1554 г., собор Авраамиева монастыря 1554/1558 г.) бы-
|
|
|
129 |
ло определено не имманентным развитием церковной деревянной архитектуры того времени или ростовской школы, а сложением в московской духовной среде повествовательной "многословной” экзегетики символических образов и явлений Божественного промысла. В обетном храмовом строительстве это проявилось в многопрестольности и стремлении к ее пространственному выраженню. На этой основе сложилось то уникальное направление в зодчестве середины XVI в., которое можно в целом определить как многопридельность, имея в виду не только устройство в одном храме группы придельных церквей, но и их выделение в отдельные объемы.
Внутри этого направления можно выделить две основные типологические группы, которые существуют параллельно на протяженин 1550-х-1560-х гг. Первая начинает, свое существование в пределах ростовской епархии со строительства собора Авраамиева монастыря и названа нами условно "традиционным типом многопридельного храма" или храмами "с приделами". Вторая скпадывается при строительстве собора Покрова на Рву. и объединяет постройки, условно названные памятниками "круга собора Покрова на Рву". Отход от традиционных принципов объемно-пространственного построения произошел благодаря соединению в замысле создателей собора многопрестольной программы, имеющей наиболее прямую связь с "Казанским взятием" и идеи создания символического образа "Иерусалима". Уникальность многопланового замысла способствовало созданию и единичного произведения. Дальнейшая история сложившейся здесь типологии говорит не об углублении и дальнейшем развитии новых композиционных приемов, а напротив, о "примирении" с традиционными формами русского зодчества. В попытках следовать архитектуре собора Покрова на Рву одновременно ощущается влияние доминирующего в строительстве XVI в. типа пятиглавого "соборного* храма.
Признавая значительность влияния собора Покрова на Рву на русское зодчество второй половины XVI в., следует указать,что оно было достаточно ограниченным. Круг построек, в которых в той или иной степени была освоена его композиционная структура, - узок. Его архитектурный облик был воспринят фрагментарно на уровне декоративных мотивов и некоторых конструктивных приемов. В этом отношении он действительно стал источником, обогатившим художественный язык архитектуры не только XVI в., но и XVII столетия. Так, облик центрального столпа оказал
|
|
|
130 |
|
| | |
|
влияние на архитектуру шатровых храмов XVI в. При этом влияние его многопридельной центрической композиции, объединяющей группу храмов на одном основании, не было сколько-нибудь широким.
Более устойчивым в развитии русского зодчества второй половины XVI в. оказался "традиционный тип многопридельного храма". Это объясняется тем, что в сооружениях, подобных собоpy Авраамиева монастыря, происходило не изменение или отказ от традиционной структуры, а ее усложнение. Вместе с тем трактовка многопридельной композиции, которая была осуществлена в постройках круга собора Покрова на Рву, повлияла на появление и особого варианта традиционного типа многопридельного храма. Его можно было бы условно назвать "московским" (Благовещенский собор Московского Кремля,
собор Новодевичьего монастыря).
Существование выделенных нами типологических групп прекращается одновременно на рубеже 1560-1570-х гг., что доказывает их общую программную основу. Вероятно, в это время многопрестольные программы теряют свою актуальность, меняются средства выражения заказа. Преемственное развитие идеи многопрестольности осуществляется в появлении "редуцированного" 'варианта традиционного типа многопридельного храма уже в последние десятилетия XVI в. Появляясь снова в русской архитектуре почти через двадцать лет, традиционный храм "с приделами" несет на себе следы-влияния композиционных принципов построек круга собора Покрова на Рву. Это приводит к созданию нового варианта внутри традиционной структуры.
Таким образом, появление нового типа в архитектурной иконографии происходит не вследствие "накопления" новационных приемов, совершенствование которых ведет к появлению новых форм, а в результате внешнего импульса, в том числе и программы заказчика. Дальнейшее его существование происходит по пути адаптации к местной традиции и преобразования созвучно имманентному развитию русской архитектуры. Он не имеет прямой преемственности, но приводит к появлению вариантов в границах традиционного типа. Таким образом, в русском зодчестве XVI в., как в каждом виде средневекового искусства, "пространство творчества" осуществляется в вариантности, а не в новации.
|
|
|
131 |
Примечания.
1. История вопроса более подробно излагается автором в статье, Баталов А.Л. К вопросу о датировке церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. // Материалы и исследования ГММК. Русская художественная культура XV-XVI вв. М., в печати.
2. Баталов А.Л. О некоторых памятниках московского каменного зодчества 1560-х гг. // Русская художественная культура XV-XVI вв. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М.. 1990. С. 36.-39.
3. Положение придела в структуре церковного здания выражено в распространенном его названии "застенок', употребляемом как для престола в дьяконнике, так и для храма, пристроенного извне. Например, о деревянных приделах св. Акилы и Воскресения Христова Архангельского собора Московского Кремля: "да 2 застенка Архангельских древяных разметаша" - ПСРЛ. Т.
VIII. СПб., 1859, С. 181. О наименовании "застенком" приделов в дьяконнике см.: Выголов В.П. О первоначальной архитектуре собора Чудова монастыря. // Средневековое" искусство. Русь Грузия. М., 1978. С. 71.
4. О приделах Поклонения веригам апостола Петра и Похвалы Богородицы московского Успенского собора см.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-восточной Руси ХII-ХV вв. Т. 11. М., 1962. С. 152; Выголов В.П. Архитектура Московской Руси XV века. М., 1988. С. 59-64. О приделах св. Акилы и Воскресения Архангельского собора см.: ПСРЛ, т.
VIII. С. 165, 181; т. ХIII. М.. 1965. С. 269; т. XII. СПБ., 1901. С. 214.
5. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси ... С. 62-64. 6. А.И. Некрасов склонялся к датировке приделов между 1687 и 1727 гг., но в то же время не отвергал полностью и их возведение в течение XVI в. (Некрасов А.И. Памятники Александровой слободы. Их состояние и изучение. М., 1948. С. 109. Рукопись). О.А. Яковлева относила их к последней четверти XVII в, (Яковлева О.А. Кремль в Александровой слободе в эпоху Ивана
IV. К вопросу о переименовании памятников. // Труды института истории естествознания и техники Т. 7. М., 1956. С. 175, сн. 26). Наиболее убедительном представляется мнение В.В. Кавельмахера об одновременности сооружения приделов с самим собором в 1513 г.
|
|
|
132 |
|
| | |
|
7. Слова летописца, относящиеся к возведению этого храма в 1526/27 г., "с приделы" (ПСРЛ. Т. ХIII. С. 46) позволяют предполагать, по аналогии с подобными сообщениями, одновременное возведение вместе с центральным храмом придельных церквей. Так, например, упоминание в "Пискаревском летописце" о строительстве храмов Рождества в Беседах, Бориса и Глеба в Кремле "с приделы" соответствует наличию в них каменных приделов - ПСРЛ, т. 34. М., 1978. С. 200.
8. Например, в клеймах известной иконы "Митрополит Алексей в житии" собор Чудова монастыря изображается с пристроенным приделом Благовещения (что не соответствовало действительности. т.к. придел находился в дьяконнике). Аналогично и приделы Михаила Архангела и Зосимы и Савватия собора Соловецкого монастыря, помешены на некоторых изображениях с юга и севера от собора. Буров В.Л. К вопросу о реконструкции нижних приделов Преображенского собора Соловецкого монастыря XVI в. // СА, 1977.
NP 4. С. 306-313.
9. Интерпретацию летописного известия об освещении собора 1 октября 1554 г. см.: Баталов А.Л. К интерпретации архитектуры собора Покрова на Рву (о границах иконографического метода). .// Иконография архитектуры. М.” 1990. С. 20.
10. Кузнецов И. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора.//ЧОИДР, 1896, кн. П, р.
IV. М., 1896. С. 25.
11. "Казанский летописец" // ПСРЛ, т. 19. СПб., 1903. С. 169.
12. Там же. С. 170
13. Невоструев K. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-68 гг. Казань, 1877. С. 21.
14. Там же. С. 40, 41.
15. Лихачев Д.С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси. // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 17-23.
16. Казанский летописец"'. С. 438.
17...Призри милостию . . . наследие раб твоих и угодника твоего, великого князя Владимира . . . его богосадныя отрасли славную
cтрастотерпицу Бориса и Глеба, сих ради уми-
|
|
|
133 |
лосердися ..."/" Казанский летописец". С. З98/ или см.: . послании митрополита Макария Иоанну IV в Муром: "... помощию и поспешением" . . . всех благочестивых сродников ваших и прочих всех святых молитвами" ("Летописец начала царства" // ПСРЛ, т. 29. М.. 1865, С.87-88). См. так же об этом в связи с иконой "Церковь воинствующая" иди "Благословенно воинство небесного царя" в работах: Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване
IV, М., 1972. С. 25, 31, 32; Морозов В.В. Икона "Благословенно воинство" как памятник публицистики XVI в. // Материалы и исспедования ГММК. Вып.
V. М., 1984. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы "Церковь воинствующая" ("Благословенно воинство небесного царя"), // ТОДРЛ. ХХХVI.1,
М., 1985. С. 185-200
18. "И приходит государь в соборную церковь ... и к сродникам своим . . . князю Петру и княгини Февронии и по всем святым местом обходит с молением", "Летописец начала царства". С. 86.
19. "Казанский летописец", С. 469-470 "Летописец начала царства". С. 108.
20. "Казанский летописец". С. 433.
21. Особое почитание преп. Сергия в связи с борьбой с "aгарянами" закономерно, как и моления Ивана IV в Коломне" чистыя образу, иже была на Дону с преславным и великим князем ..." — "Казанский летописец". С. 111. Укажем на некоторые проявления этого почитания во время Казанского похода. Как и Дмитрий Донской, Иоанн
IV, повелев воеводам ждать себя в Острове, отправляется прежде всего в Троице-Сергиев монастырь "о еще бы ему улучити от Бога милость . . . молением . . .
чюдотворца Сергия" - "Казанский летописец". С. 398, Не случайно и одна из палаточных церквей в его лагере под Казанью, в которой Иван IV молился штурмом, была освящена во имя Сергия Чудотворца - Там же, С. 439-440. О церкви в Казани - Невоструев К.И. Ук. соч. С. 23. . Что касается возведения церкви Дмитрия Солунского (Невоструев К.И. Указ. соч. С. 21), то известно, что Дмитрий Солунский издревле считался покровителем великокняжеского рода.
|
|
|
134 |
|
| | |
|
22. "И поиде . . . царь со кресты по стенам градским и освятя град во имя святыя . . . Троицы . . ”" — "Летописец начала царства". С. 110.
23. Например, "В городе же у Збойловых ворот, что ныне Дмитриевские ворота, церковь Дмитрия Солунского" - Невоструев К.И. Указ. соч. С. 21. "Внутри же града у Тюменских ворот, что ныне Сергиевские ворота, церковь Сергия чудотворца ..." - там же. С. 23.
24. "Казанский летописец". С. 108.
25. Там же.
26. ПСРЛ. т. XIII. С. 334.
27. ПСРЛ. т. XIII. С. 320.
28. Наиболее распространенной является версия монастырских записей о строительстве и освящении собора в 1553 г” (Иустин. Описание Ростовского Богоявленского мужеского второстепенного монастыря Ярославской епархии. Ярославль. 1862, С. 23; Титов А.А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894. С. 21, Баниге
B.C., Милорадович А.Н, .Памятник Казанской победы в Ростове. // КСИА, вып. 139. Л., 1974 С.. 118). Судя по описным книгам, храм действительно был создан к 1554/55 гг.: "А в церквах Божие милосердие—образы и книги, и ризы строены блаженные памяти Государя . . . Ивана Васильевича . . . шестьдесят третья го году" - Титов А.А. Указ. соч. С. 26-27.
29. Преподобный Авраамий архимандрит Ростовский чудотворец. Ярославль. 1880. С. 6.
30. Престол Богоявления был старым в монастыре. Новыми были: св. Авраамия Ростовского, Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи - Титов А.А. Указ. соч. С. 47.
31. Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава. 1902. С. 30-31, 36.
32. Кузнецов И.И. Еше новые летописные данные .... С. 25,
33. Баталов А.Л. К интерпретации архитектуры собора Покрова на Рву. С. 21-22. 135
34. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905. С. 157.
35. Горностаев Ф.Ф. Столпобразные храмы. // Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.
II, СПб„ б.г. С. 46, сн. 3.
36. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в. М.. 1980. С. 70.
37. Врунов Н.И. Покровский собор. М,, 1988. С, 216-236.
38. Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - пер. пол. XVII вв. // АН, вып. 32, М., 1984; С. 46. Бондаренко И .А. Средства создания архитектурно-художественного единства в русском градостроительстве XVI в. Автореф. на соиск, учен. степ. кандидата архитектуры. М.. 1980.
С. 11.
39 Kampfer F. La concezione teologica ed architettonica della cattedrale "Vasiley Biazenny" a Mosса // Arte Lombarda, nuova
serie, 1976, N 44/45.p.195
40. Баталов А.Л., Вятчанина Т.Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI-XVII вв. // АН, вып. 36. М., 1988. С. 22-42.
41. Об истории "хождения на осляти" и наименовании собора ''Иерусалимом" см.: Баталов А.Л.. Вятчанина Т.Н. Указ. соч. С. 30-33. Об изменениях названия собора в связи с особенностями его почитания в Москве см.; Бусева-Давыдова И. Л. Об изменениях облика и названия собора Покрова на Рву. // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988. С. 40-51.
42. Никольский К. О службах русской церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах. СПб., 1885. С, 65.
43. Горностаев Ф.Ф. Указ. соч. С. 46; Соболев Н.Н. Василий Блаженный (Покровский собор). // Памятники русской архитектуры. Под ред. Д.П. Сухова. М.. 1949. Вып. 1. С. 9, Ильин М.А. Собор Василия Блаженного и градостроительство XVI в. // Ежегодник института истории искусства. М. 1952. С. 250-251.
44. Лидов А.М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав // Иконографии архитектуры. С, 64.
138
45. Напр., Воронин Н.Н, К оценке художественного строя собора Василия Блаженного. // Исследования по археологии СССР. Л., 1961. С. 244.
46. До последнего времени заказчиком считали Ивана IV, пока наконец исследователи не обратили внимания на то, что в 1558-1561 г. Старица принадлежала кн. Владимиру Андреевичу. (Чернышев М.В., Кавельмахер В.В. Новые исследования Борисоглебского собора в Старице 1558—1561 гг. // Доклад на Лазаревских чтениях 1987 г. МГУ; Юрганов А.Л. Отражение политической борьбы в памятнике архитектуры : (Борисоглебский собор в Старице). // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 10. Л., 1987. С. 178-180). Предположение М.А. Ильина о связи замысла с Казанской победой, представляется весьма правдоподобным (Ильин М.А, Русское шатровое зодчество, С. 95-98), несмотря на то, что теперь он должен быть отнесен не к Ивану
IV, а к Владимиру Старицкому, А.Л. Юрганов совершенно справедливо указал, что слова храмозданной летописи "от супротивных супостатов" относятся не к старицкому князю, как считал М.А. Ильин, а к внешним врагам, "тем более, что Владимир Андреевич был участником Казанского похода" (Юрганов А.Л. .Указ. соч. С. 185, сн. 41). Слово "супостат" употребляется здесь в значении антихристианской силы и имеет, прежде всего тот же смысл, что и в молитве Св. Кресту. Как и Крест, храм служит "утверждением" от супостатов (в общем смысле). Наравне с этим могли иметься в виду и конкретные "супостаты" - недавно побежденные татары.
47. Св. Бориса и Глеба, Благовещения и св. Николы Вепикорецкогo. М.А. Ильин пришел к выводу, что храм изначально был трехпрестольным. Во всяком случае, посвящения двух другие приделов (западных по М.А. Ильину), которые должны были сooтвeтcтвoвaть 4-му и 5-му столпу, нам не известны. (Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. С. 90).
48. "Казанский летописец". С. 427.
49. А Л Юрганов, принимая во внимание посвящение храма св. Борису и Глебу, т.е. князьям страстотерпцам, увидел паралель их жития с мученической кончиной кн. Андрея Старицкого. Сравнив так же слова летописи "родителям на поминове-
|
|
|
137 |
ние" с надписями на церковных вкладах князей Старицких, он сделал вывод, что храм был своеобразным памятником, возвеличивающим родителей удельного князя, что могло утверждать позиции самого Владимира. - Юрганов
A.Л. Указ. соч. С. 180-185.
50. Опись Соловецкого монастыря 1514 г. (Библиотека Соловецкого монастыря в ХУ1 в. // АЕ за 1970 г. М„ 1971. С. 368-370) и Опись соловецкого монастыря 1549 г. .(Библиотека Соловецкого монастыря в XVI в. // АЕ за 1971 г. М., 1972, С. 341-348). 51. Скопин В,В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль соловецкого монастыря. М., 1982. С. 51.
52. Лихачев Д.С. Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). //Лихачев Д.С. Исследования по русской литературе. Л„ 1986. С. 377.
53. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. С. 102.
54. Там же. С. 102; Среди последних публикаций см: Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря. // Архитектурно-художественныё памятники Соловецких островов. М., 1980, С. 43-139” О.Д. Савицкая, допуская существование шатра, высказала предположение, что уже на завершающем этапе строительства замысел мог измениться. - Там же. С. 64-65. В более поздней работе О.Д. Савицкая признает возможной версию М.И. Мильчнка о завершении существующего барабана деревянным шатром, считая ее пока недоказанной. См.: Савицкая О.Д. Исследования и реставрация Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып.
III. М., 1990” С. 103.
55. Последнюю публикацию чертежей см. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Табл. 1-3. Борисоглебский собор в Старице.
56. Там же. С. 88.
57. О новгородских мастерах см.: Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря. С. 60
58. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество.
59 Кавельмахер В.В. К истории постройки именинной церкви Ива'на Грозного в селе Дьяково. М., 1990.
|
|
|
138 |
|
| | |
|
60. Последнее время преобладает точка зрения о строительстве собора Новодевичьего монастыря во второй половине XVI в. (Подъяпольский С.С. О времени возведения Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Доклад на Лазаревских чтениях 1988 г. МГУ.; Кавельмахер В.В. О возможной дате строительства собора Новодевичьего монастыря. - Доклад на заседании группы изучения древнерусского зодчества в институте археологии РАН.'1992). Приношу благодарность С.С. Подъяпольскому за сообщение о результатах работ Г.А. Макарова.
61. Маркина Н.Д. Указ. соч. С. 77-83
62. Виноградов Н. Новые материалы по архитектуре древней Москвы. // Сообщения института истории искусств АН СССР, Вып. 1. М.-Л., 1951. С. 78.
63. Брунов Н.И. Указ. соч. С. 85.
64. По НIIЛ: "В лето 7065-го июня в 1 день обложил церковь каменну, на старой основе, святаго Никиту да Николу да Феодосиа под колоколы, на Микитины улицы; а обложил владыка Пимин" (Новгородские летописи /так называемая Новгородская вторая и Новгородская третья летописи/” СПб., 1879. С. 128). Текст позволяет установить заказчика. Слова "на старой основе" вряд ли следует понимать как указание на сохранение . фундаментов прежней церкви 1405/6 г. поскольку, во-первых, шестистолпный план не встречается в архитектуре Новгорода нач. XV в., а во-вторых, НIIIЛ прямо сообщает о том, что постройка XVI в. превзошла ее по размерам: "В лето 7063. Начаша делати на Никитине улицы церковь каменную великую, а прежде была не велика каменная же; а освятили ея в 7064—м году" (Там же. С. 334). Вероятно выражение НIIЛ "на старой основе" следует понимать как указание на строительство на старом месте.
65. Местопопожение придела св. Феодосия устанавливается по тексту НIIЛ (" . . . Феодосиа под колоколы" - Там же. С. 128), Соответственно престол св. Николы помещался в северо-западном приделе.
66. Композиция храма, как считает В.В. Седов, может быть следтвием ориентации мастеров на церковь Богоявления с Запсковья, облик которой сложился в результате пристройки приделов 1536 г. к храму XV в.
|
|
|
139 |
67. НIIЛ относит закладку собора на месте храма 1318/19 г. 31 мая 7077 г. (1569 г.) Новгородские летописи ... .С.99, а НIIЛ к 31 мая 7070 г. (1562 г.) (Там же. С. 335). Л.Е. Красноречьев доказал достоверность сообщения
HllЛ - (Паспорт Мин. культуры РСФСР. Гл. упр. охраны памятников истории и культуры № 3. 4. - 1.34.1. Сектор Свода памятников ВНИИ искусствознания).
68. См. план по обмерам Хагепь Г.В. 1983 г. и реконструкцию Л.Е. Красноречьева (1965 г.), Колпаковой Г.С. (1975 г.) так же реконструкции южного и западного фасада Л.Е. Красноречьева (Там же).
69. В данном случае выражение летописей "'Повелением благовернаго царя великого князя Ивана Васильевича* (Новгородские летописи . ... С. 99, 335) не является просто распространенной формулой храмозданных документов, поскольку НIIЛ сообщает о том, что царь. дал из казны средства для строительства собора: " . . .и дал государь своей царской казны на соружение тое церкви ... пятьдесят рублев . . ." (Новгородские летописи . . . , С. 99).
70. Гневушев Г.М. Церкви и ризницы трех монастырей Новгородской области по описи 7090 - 1582 г. // Сборник Новгородского общества любителей древностей. Вып,
III, Новогород, 1910.
71. Судя по тексту жития, св. Михаил Клопский был похоронен вне храма, с южной стороны (Толстой М.В. Святыни и древности Великого Новгорода. М„ 1862, С. 203, си. 15). На это указывает текст НIIЛ: ". . . зарушиша старую церковь, казенную, с подцерковием, где положен чюдотворец Михаиле” Клопский, и чюдотворцову раку вводити в церковь в старую в живоначальную Троицу ..." (Новгородские летописи . .. С.
99). Выражение "'где положен"' относится скорее не к подцерковью, а к церкви, причем не обязательно указывает на положение почивающих под спудом мощей внутри нее. Слова же "'вводити в церковь" по смыслу аналогичны выражению "внити в церковь', употребляемому в XVI в. для указов включении места погребения в пространство храма (см. напр., о строительстве каменного храма над гробом св. АнтонияСийского).
|
|
|
140 |
72. Выголов В.П. Архитектура Благовещенского собора в Сольвычегодске. // Архив архитектуры. Вып. 1. М., 1992. С. 80.
73. Там же. С. 87.
74. Подъяпольский С.С. Каменное зодчество Белозерья в конце XV
-XVI веках. Дис. на соиск. учен. степ. канд. архитектуры. М., 1969. С. 248.
75. ПСРЛ, т. XI 11. С. 370.
76. Калачов Н.П. Писцовые книги московского государства. Ч. 1, отд. 1. СПб., 1872. С. 620.
77. ПСРЛ, т. XI 11. С. 328-329.
78. Там же. С. 383; Тихонравов К. Владимирский сборник. М., 1857. С. 94.
79. Шередега В.И. К вопросу о взаимодействии каменной и деревянной архитектуры в русском зодчестве XVI в. // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 458-460.
80. Савицкая O.Д. Архитектура Соловецкого монастыря. С. 60.
81. Баталов А.Л. Московское каменное зодчество руб. XVI=XVII вв. Роль заказчика в сложении архитектурной формы. Дис. на соиск. учен. степ. канд. архитектуры. М., 1986.
82. О посвящении северного придела Всем Святым известно по вкладной книге монастыря 7153 г. (1644/1645 гг.) (Тихонравов К. Указ. соч. С. 94). О пристройке собора 1564 г. к приделу собора эпохи Василия III сообщает И.Б. Пуришев, Автор пользуется случаем выразить И. Б. Пуришеву сердечную благодарность за предоставленные сведения о его археологических изысканиях в соборе.
|
|
|
141 |
|
|
При цитировании ссылка на:
1. бумажную версию статьи
2. на www.archi.ru
обязательна
|
|