38 Документальность сообщения ЛНЦ подтверждается сопоставлением указанных чисел и дней недели: если 29 июня приходилось в 7063 г. на субботу, то 29 июля действительно был понедельник.
39 ПСРЛ. Т. 34. С. 189.
40 Симеоновская летопись // Русские летописи, Рязань. 1997. Т. 1.С.323.
41 Сочинения Блаженнаго Симеона, архиепископа Фессалоникийскаго // Писания Св. Отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. СПб., 1856. С. 150-151.
42 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254.
43 Баталов А. Л. Указ. соч. С. 21-22.
44 Наиболее ранняя из известных редакций Повести датировалась А. С. Верещагиным 1640-ми гг. (ВерещагинА. С. Повести... С. 33). См. также: РГАДА. Ф. 196. On. I. Ед. хр. 403. Л. 1-116.
45 ВерещагинА. С. Повести... С. 42.
46 Махонько М. А. Привоз икон в Москву в XVI веке и его влияние на чин городских богослужений // Доклад на конференции "Сакральная топография средневекового города. К 850-летию Москвы". 12 января 1998 г.
47 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 29-30, 35.
48 Никоновская летопись не указывает на строительство храма на месте встречи икон. Но из текста явствует, что сретение произошло "за посады",а прощались затем с иконами также "за посады". Эта церковь была построена во время пребывания икон в Москве и при проводах только освящена. Поэтому вероятнее она построена именно на месте встречи. Труднее представить, что она заранее строилась на месте предполагаемого прощания с образами. Более противоречивым представляется сообщение Владимирского летописца, согласно которому церковь поставили уже после возвращения икон во Владимир: "И от коего места иконы в Володимерь и на том месте князь великий... поставил церковь древяну..." (ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 144).
49 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 58; ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 277-278.
50 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 131; ПСРЛ. М., 1965. Т. XIII (2). С. 432; ПСРЛ. Т. 34. С. 173.
51 Сказание о явлении Пречистая Богородицы Оковецкия (Ржевския) // Русский архив. 1881. Кн. 2. С. 12. Это Сказание указывает и время пребывания образов в Успенском соборе: "от недели по Богоявлении до недели пред Ильиным днем". В отличие от летописей, Сказание указывает, что при принесении икон они были отнесены на освящение уже построенных заранее храмов, а затем уже в Успенский собор (Там же).
52 "...а митрополит встретил, вышедши из града Китая, против Всех Святых на Кулишках со кресты же". - ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254.
53 ПСРЛ. Т. XIII (1). С.254.
54 Класс Б. М. Никоновский свод... С. 8.
55 Там же. С. 20, 43, 196.
56 ПСРЛ. СПб., 1902. Т. 20. Ч. 2. С. 559.
57 ПСРЛ. Т. XIII (1). С. 254. Прим. "р".
58 "А митрополит встретил за Новым городом, и поиде митрополит со кресты". - ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 237.
59 Класс Б. М. Никоновский свод... С. 227.
60 Маханьт М. А. Привоз икон в Москву...
61 Согласно Повести, образ был отпущен "с Москвы на Вятку в Хлынов град в соборную церковь в лето 7064 августа в 25 день", т. е. 25 августа 1556г. (ВерещагинА. С. Повести... С. 42). М. б. это ошибка составителя или переписчика, и первоначально указывалось на 7063 г. (Т. е. на конец лета 1555 г.)? Однако приведенное чтение подтверждается сообщением Устюжской летописи, где указывается, что образ, идущий от Москвы в Вятку, встречали в Устюге 8 октября 7065 (1556) г. (ПСРЛ. М., 1982. Т. 37. С. 103).
62 Голубцов А. П. Устав церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе, около 1634 г. // РИБ. СПб., 1876. Т. III. Стб. 95.
63 Баталов А. Л. Указ. соч. С. 34. Прим. 22.
64 ПСРЛ. XIII (1). С. 254.
65 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр. 521. Л. 301.
66 "Случайность" посвящения одного из приделов собора Николе Великорецкому подвергала сомнению и И. Л. Бусева-Давыдова (Бусева-Давыдова И. Л. Об изменении облика и названия собора Покрова на Рву // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988. С. 51. Прим. 42).
67 ВерещагинА. С. Повести... С. 41.
68 ПСРЛ. Т. 21.4. 2. С. 522.
69 РГАДА, Ф. 196. On. 1. Ед. хр. 521. Л. 305 об.
70 Там же. Л. 301, 304 об.
71 ПСРЛ. Т. 21.4. 2. С. 522.
72 "Любяще часто пребывание и жити на голенищеве. иже есть село митрополичьское. понеже место безмятежно... тамож и церковь постави во имя святых трех святителей Василия великаго. Григория богослова. Иоанна златоустаго" (РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр. 521. Л. 293). "Любяще же безмятежно пожити и время безмолвия улучити. И того ради часто пребывая в своем селе митропольстем на Голенищеве, иже бяше место... и без мятежьно,.. идеже есть церковь во имя святых Триех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустато" (Степенная книга // ПСРЛ. Т. 21. Ч.2. С.
440-441). "Се уже се в старости велице и разболеся на Голянишове, идеже бе постави его себе опришнюю церковь во имя Трех Святитель, и любяще ту часто пребывати...бе бо место тихо, безмятежно и покойно..." (Типографская летопись // ПСРЛ. Т. 24. С. 171). Составитель Жития III вносит в текст уточнения (о поставлении митрополитом Киприаном церкви в Голенищеве), отсутствующие в Степенной книге, поэтому нельзя утверждать, что сведения главы "О киприане митрополите" заимствованы из этого источника.
73 РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр. 521. Л. 295 об.
74 "не токмо православный, но неверный мнози много и различна исцеления получиша" (РГАДА. Ф. 196. On. 1. Ед. хр. 521. Л. 301) "многа ис