|
опубликовано в сборнике: |
|
|
Архитектурное наследство. Вып. 34. Преемственность и влияния в
архитектуре народов СССР / ЦНИИ теории и истории архитектуры; Под ред. О.Х,
Халпахчьяна.- М.: Стройиздат, 1986.- 270 с., ил. - С.238-245
|
Изучение "итальянизмов" для истории зодчества рубежа XVI-XVII вв. выходит за рамки частного вопроса, так как архитектурный язык этого времени в большой степени основан, как не раз отмечалось в литературе, на деталях, почерпнутых из итальянских построек начала XVI в. При этом их источник для этого времени указывался только один. Так, уже стало традицией отмечать как одну из характерных черт архитектуры рубежа XVI-XVII вв. влияние форм Архангельского собора. При этом указанная характеристика автоматически распространяется на большинство храмов этой эпохи, независимо от действительного происхождения их форм. В свое время В. А. Булкин, сделавший "итальянизмы" темой специального исследования, предложил дифференциацию их источников. Он указал в основном на два из них: Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Поскольку в конце XVI в. мы почти не встречаем построек, созданных по прототипу Успенского, то "итальянизмы" этого времени были связаны с Архангельским1. Указания на единственный источник подобных архитектурных форм рубежа XVI-XVIII вв. существуют не только в обобщающих трудах, но и в конкретных историографических сюжетах2. Однако черты, появление которых в памятнике начала XVI в. можно связать с влиянием форм Архангельского собора, в постройках конца XVI в. теряют с ним связь. Между этими сооружениями лежат десятилетия истории русской архитектуры, в течение которых формы алевизовского собора были переработаны и прошли почти 70-летний путь развития в русле местной традиции.
В связи с этим необходимо разделить в московском каменном зодчестве рубежа XVI- XVII вв. памятники, в архитектуре которых использовались детали, опосредованно связанные с постройками итальянских мастеров начала XVI в., получившие уже к третьей четверти XVI в. самостоятельный характер, ставшие частью художественного языка русской архитектуры, и памятники, испытавшие непосредственное влияние Архангельского собора3. К первой группе относятся: соборы Пафнутьево-Боровского и Владычно-Серпуховского монастырей, церкви: придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву, Покрова в селе Покровское, приделы церкви Троицы в селе Троице-Лобанове, Спаса в селе Спас-Михнево, Богоявления в селе Красное, Введения в Болдине монастыре, Николы Явленного в Москве и Бориса и Глеба в Борисовом городке. Ко второй - соборы Вознесенского, Болдино-Дорогобужского монастырей, церкви Смоленской иконы Богоматери в селе Кушалино, Троицы в селе Хорошово, Троицы (ныне Спаса Преображения) в Больших Вяземах. Естественно, может возникнуть вопрос, почему в качестве архитектурного источника построек второй группы мы называем Архангельский собор? Известно, что тот же Алевиз построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт "итальянизмов". Дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для построек этого времени. Из 12 таких церквей, построенных Алевизом на посадах Москвы и в Кремле4, по чертежам и рисункам был известен облик только двух - Благовещения в Ва
1 Булкин В. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в. Дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения.-Л.: 1975.
2 Представления об Архангельском соборе как об основном источнике "итальянизмов" архитектуры рубежа XVI-XVII вв. наиболее характерно проявились в атрибуционных работах. В них постепенно сложился круг памятников (собор Боровского монастыря, церкви Троицы в Хорошеве, Троицы в Вяземах, Бориса и Глеба в Борисове), приписываемых одному мастеру, находившемуся под влиянием алевизовской архитектуры. - см.: Машков И. Доклад об обследовании собора Боровского монастыря.-В кн.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников, т.
IV.-М.: 1912; Ильин М. А. "Усадьбы Годуновых". - В сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5-6,-М.; 1928; Раппопорт П. А. Зодчий Бориса Годунова.-В кн.: Культура Древней Руси.-Л.: 1966.
3 Тема значения Архангельского собора как образца в русской архитектуре XVI в. уже затрагивалась в специальной литературе. См.: Вятчаиина Т. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI в. - См. с. 215-223. 4 С деятельностью Алевиза Нового, вероятно, могут быть связаны на основании источников: церкви Введения "за Торгом", Владимира "в Садех", Благовещения в Воронцове, Рождества Богородицы "на Сенях", Леонтия Ростовского, Благовещения в Ваганькове, собор Алексеевского монастыря, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи "под Бором", собор Высокопетровского монастыря, церкви Варвары "против "Панского двора", Введения на "Устретенской улице". Несомненно им построена церковь Рождества Иоанна Предтечи под Бором в Кремле (ПСРЛ, т. XIII, с. 10, 18; XVIII, с. 141-144).
|
|
|
238 |
ганькове5 и Рождества Иоанна Предтечи под бором6. В последнее время поставлен вопрос о том, что храм Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря, датируемый ранее 1683 г., является дошедшей до нас алевизовской постройкой7. Ни один из этих храмов не повторял декорацию Архангельского собора. Вероятно, не было ее и в других постройках, так как архитектурные формы великокняжеской усыпальницы и более скромных по своему значению храмов не могли быть идентичными. Постройки же конца XVI в., отнесенные ко второй группе, обнаруживают, как мы увидим, повторение форм Архангельского собора. Если архитектурный источник храмов второй группы достаточно очевиден - Архангельский собор Московского Кремля, то постройки первого направления представляют собой сплав форм, выработанных в архитектуре последнего периода царствования Иоанна Грозного. Заметим, что эти памятники вместе не рассматривались, а формы декора наиболее яркого представителя этой группы - собора Пафнутьево-Боровского монастыря - традиционно связывались в литературе с влиянием архитектуры Архангельского собора8. Различия между архитектурными источниками намеченных направлений можно определить, оценив их соприкосновение с традициями, сложившимися в последний период строительства эпохи Иоанна Грозного. Среди сооружений второй половины 1560-х-начала 1570-х годов можно выделить те, архитектурный язык которых основан на деталях, почерпнутых из построек итальянцев. Это прежде всего приделы Благовещенского собора и постройки Александровой слободы - Успенская церковь и церковь Троицы. Архитектура приделов Благовещенского собора (1564-1566 гг.)9 как отдельных памятников второй половины XVI в., до недавнего времени практически не рассматривалась.
В свое время В. А. Булкин отметил присутствие некоторых деталей Архангельского собора в их декоре10. Затем был поставлен вопрос о связи этих приделов с Архангельским собором как с образцом11. Заметим, что вопрос об источниках архитектуры приделов сложен, так как неизвестен облик кремлевского дворца, построенного Алоизио да Карезано (1499- 1508гг)12. Этот дворец, в архитектуре которого широко использовались мотивы итальянской архитектуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас изображения его некоторых зданий13, соединялся переходами с Благовещенским собором. С его строительством связывали в литературе появление ренессанского декора в галерее и переделку порталов Благовещенского собора на рубеже XV-XVI вв.14. Он мог оказать влияние и на архитектуру приделов. Но для нас важен сам факт ориентации на "итальянизмы". В настоящее время можно судить только об общности черт архитектуры приделов с алевизовским собором. В декорации их стен в обобщенном виде передан мотив второго яруса Архангельского собора. Через пять лет после строительства последнего придела Благовещенского собора в новой резиденции Грозного Александровой слободе строятся церкви Троицы и Успения Богородицы15 (рис. 1), архитектура которых тесно связана с пластом итальянских форм в русском зодчестве XVI в. Но если композиция фасада церкви Троицы дошла до нашего времени в почти неизменившемся состоянии, то вопрос о первоначальном облике наиболее важной для нашей темы церкви Успения во многом неясен.
5 Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Сост. Мартынов А., текст Снегирева И. М. Год
IV.-М.: 1853, вкладыш между с. 96 и 97. Далее см. Русская старина...
6 Там же, год I.-М.: 1848, вкладыш между с. 42 и 43.
7 Неопубликованное исследование Б. Дедушенко.
8 Горностаев Ф. "Соборные храмы"-В кн.: Грабарь И. Э. История русского искусства.-М.: б. г., т.
II, с. 107-108; Раппопорт П. А. Русское шатровое зодчество конца XVI в.-В кн.: МИА, № 12.-М.-Л.: 1949, с. 292-293; Его же. Указ соч., 1966, с. 218; Ильин М. А. Зодчество конца XVI в.-В кн.: История русского искусства, т.
III.-М.: 1955, с. 472, Булкин В. А. Указ. соч., с. 128.
9 Маркина Н. Д. Из истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-х годах XVI века. - Материалы и исследования ГММК, 1.-М.: 1973, с. 73- 85.
10 Булкин В. А. Указ. соч., с. 166.
11 Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. К вопросу об архитектуре приделов Благовещенского собора Московского Кремля. Доклад на теоретической конференция ЦНИИТИА, 1982 г.
12 ПСРЛ, с. 249, XIII, с. 8-9.
13 О том, что в архитектуре дворцового ансамбля 1499-1508 гг. широко использовались итальянские детали и мотивы, говорят обмеры Д. В. Ухтомского Столовой и Ответной палат (Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский. 1719-1774. Каталог ГНИМА им. А. В. Щусева.-М.: 1973, с. 63, ил. 9), а также многочисленные изображения на чертежах и рисунках двухъярусного подклета Теремного дворца (см. реконструкцию - Русское зодчество, вып. 2. Памятники архитектуры XV-XVI веков.-М.: 1953, табл. 12).
14 Федоров В. И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960-1972 гг. СА, 1974, № 2, с. 118; Соколова Г. С. К вопросу о первоначальной росписи галереи Благовещенского собора Московского Кремля.-В -кн.: Материалы и исследования ГММК, III.-М.: 1980, с. 132.
15 Наиболее убедительные датировки этих храмов предложены Бочаровым Г. и Выголовым В.-Троицкой 1570-1571 гг.. Успенской 1570-1575 гг. (см. Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александрова слобода.-М.: 1970, с. 25-26).
|
|
|
239 |
|
|
(с)
автора
1986. Баталов А.Л.
| |