как существование в XIV или XV вв. многообъемных центрических храмов. Учитывая более символический, нежели реальный характер архитектурных ранних стаффажей, нельзя согласиться с критикой Н.Н.Ворониным А.И.Некрасова, сомневавшегося в реальности этих изображений (см.: Некрасов А. И. Проблема происхождения древнерусских столпообразных храмов // Труды кабинета истории материальной культуры I МГУ. М., 1930. Вып. 5. С. 26). Если даже подобные деревянные постройки и существовали, то отсутствие других сооружений, подобных собору Покрова на Рву или церкви в Дьякове, до середины XVI в. убеждает в том, что одних деревянных аналогов и новых технических навыков мало для зарождения такого типа в каменном зодчестве. Возможно, восьмигранные деревянные строились еще в XIV в. Что же касается стремления многих исследователей вывести происхождение столпов собора Покрова на Рву из деревянных прообразов, то здесь возникает вопрос, можно ли говорить именно о подобных деревянных, непосредственных источниках, когда в каменном зодчестве уже с рубежа XV-XVI вв. существовал тип восьмигранной церкви под колоколы, который был в 1550-е гг. по-новому интерпретирован.
24 См.: Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII вв. С. 260,261; Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. С. 61.
25. Отметив сходство окон с наличниками в виде тонкой полукруглой тяги, переходящей вверху в крутой фронтон с небольшими ушами, М.А. Ильин делает вывод "в пользу предположения, что автором последней был тот же Барма" (Ильин М. А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. С. 73). Предположение о строительстве церкви одними мастерами делали и М.А. Гра и Б.Б. Жиромский (см.: Гра М., Жиромский Б. Коломенское. С. 116).
26 В.И. Троицкий и С.А. Торопов обосновали датировку этого собора 1543-1549 гг., сопоставив освобождение монастырских крестьян от пошлин с 1543 по 1549 гг. и пожертвование казначеем Ивана IV П. Головиным денег на постройку трапезной с церковью (см.: Троицкий В. И., Торопов С. А. Симонов монастырь. М., 1927. С. 7, 8, 27). П.Н. Максимов установил, что весь памятник относится к одному строительному периоду, и указал, что размер кирпича более всего соответствует по времени строительным работам 1543-1549 гг. (см.: Максимов П.Н.К характеристике памятников московского зодчества // МИА СССР. 1949. 12. С. 215). В.П. Выголов установил по тексту льготной жалованной грамоты 1543 г., что в 1543-1545 гг., когда строилась новая церковь под колоколы, старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. На основании того, что в 1546 г. льготы были продлены до 1549 г., он пришел к выводу о возведении собора между 1546 и 1549 гг. (см.: Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 52).
27 План, разрезы, детали, проект реконструкции. Максимов П.Н., Воблый Н.В., Кацнельсон Р.Н. 1930 г. - ГНИМА, Р 3845/1-6. фотография храма во время разборки и кроки - ГНИМА, архив 138/1-72.
28 См.: Максимов П.Н.К характеристике памятников московского зодчества. С. 215, 216.
29 См.: Троицкий В. И., Торопов С. А. Симонов монастырь. С. 28; Максимов П. Н. К характеристике памятников московского зодчества. С. 215. См.: фотография во время разборки, подтверждающая выводы П.Н.Максимова, - ГНИМА, архив 138/1-72.
30 См.: схематичные кроки разреза - ГНИМА, архив 138/18. Не исключено, что это мог быть и пояс, проходивший по периметру стен.
31 Пяты подпружных арок отмечаются во всех уровнях профилированными импостами. Столбы, несущие конструкцию повышенных подпружных арок, не превращаются в угловые части стен благодаря капителям, поставленным в уровне пят арок, соединяющих их со стенами четверика, а сохраняют значение свободно стоящих опор.
32 Л.А. Давид воздержался от точной датировки храма, написав о возможности отнесения церкви Антипия к середине XVI в. (см.: Давид Л. А. Церковь Антипия у государевых больших конюшен в Москве // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 166).
33 См.: Там же. С. 164,165.
34 В церкви Антипия на Колымажном дворе при традиционно московских чертах встречаются детали, напоминающие о другом направлении в архитектуре первой половины XVI в. Мы имеем в виду итальянизирующий по форме портал и пилястры в интерьере.
35 "... А в церквах Божие милосердие - образы и свечи и книги, и ризы строены блаженные памяти Государя... Ивана Васильевича... шестьдесят третьего году (цит. по кн.: Титов А. А. Ростовский и Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894. С. 26, 27).
36 См.: Я г а н о в А. В. Храмозданная надпись на соборе Рождества Богородицы Медведевой пустыни // Реставрация и архитектурная археология: Сб. науч. трудов ВНИИТАГ. М., 1991, С. 194-198.
37 В литературе храм датируется 1552 г. по исчезнувшей ныне храмозданной надписи на северной