Ивановская Наталья «Антропологический дизайн».

Публикации / Статьи / Ивановская Наталья

А

 
 

Ивановская Наталья, архитектор, психолог,
автор системы «Антропологический дизайн».

Антропологический дизайн.

Результаты междисциплинарных исследований  в различных областях знания составляют на сегодняшний день «львиную» долю новой информации и открытий. На стыках физики и  химии психологи открывают секреты человеческого сознания, биология и антропология позволяют по-новому взглянуть на проблемы архитектуры и изобразительного искусства, философия и математика открывают перспективы в исследованиях  биологических объектов. Эпоха «разумности», давшая миру не только научно-технический прогресс, но и усиление его дуальности, разобщенности и территориальности научных областей, плавно сменила курс в сторону гуманистичности и целостности знания о человеке и мире.

Рассматривать архитектуру, один из самых востребованных видов искусства, отдельно от человека стало уже не возможно. Законы архитектуры, изначально гуманистичные и функциональные, базировались на биологических, философских и психологических  основах также прочно, как на физических и математических. Но ньютоновско-картезианская парадигма, влиявшая на ход истории с конца 17-го века плоть до середины 20-го, подкрепленная государственной политикой, обязали нас, советских-российских архитекторов, на определенном промежутке времени проектировать не для реального человека с его личной историей и требованиями, а для среднестатистического заказчика без лица, характера, запросов и образа мышления. Подобная ситуация нисколь не удовлетворяла творческие потребности зодчего, что и породило в период с 30-х до 80-х годов прошлого столетия целое направление, именуемое «бумажной» архитектурой.

Тем временем, по ходу развития истории отечества, значение нормального жилища в жизни человека актуализировалось. Мы перестали бояться жить комфортно и, не побоюсь этого слова, красиво. Дом стал не только местом, в котором можно было переждать временной промежуток от одного трудового подвига до другого. Дом стал местом, в котором происходят самые важные процессы человека: восстановление его сил, реализация желаний, формирование будущего. Дом стал защитой, родовым гнездом, творческой мастерской, сакральным пространством.

Многие люди, получили возможность заказывать индивидуальное проектирование своего «родового гнезда» у специалистов высоко класса. Они полагаются на талант, компетентность и интуитивность своих зодчих.

Те люди, которые считают до сегодняшнего дня услуги архитектора малодоступными, пытаются самостоятельно разрабатывать дизайн-проекты своих квартир. И эту аудиторию захлестнула волна около архитектурно-оккультных знаний. Рекомендации многих изданий, которые затрагивают вопросы организации интерьера, заполняют тот разрыв, который сформировался ранее. Появление на строительном рынке России и стран Восточной Европы подобного дистанционного дизайн - консалтинга  – явление закономерное и показательное. Но и он должен осуществляться профессионалами.

К сожалению, практикующие архитекторы не так часто занимаются вопросами психологии. А антропологи, психологи и этнографы, изучающие вопросы дизайна, изобразительного искусства и семантики, редко владеют навыком практического проектирования. Таким образом, большая часть аудитории, нуждающейся в индивидуальной с антропологической точки зрения организации пространства своего жилища, сильно лимитирована в компетентной информации и помощи специалистов по данному запросу.

Системой проектирования индивидуального жилья, учитывающего все психологические, антропологические, особенности заказчика, его биографический опыт, а также позиционирующая его будущее является «Антропологический дизайн».

Базируется система на опыте классического архитектурного проектирования, на базовых подходах древних и средневековых школ организации пространства, на новейших исследованиях российских и американских ученых в области психотехнологий и антропологии.

Жилье в данной системе становится проекцией самого хозяина. Креатируя совместно со специалистом по «Антропологическому дизайну» архитектуру жилища, заказчик креатирует свое внутреннее состояние в высшей форме потенциализации.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

Существует мнение, что популярный ныне Фен-Шуй,  является одной из ветвей единой науки, зародившиейся в древней традиции Бон, и датируется оно началом второго тысячелетия до н.э. По другим источникам, временем возникновения Фен-Шуй считается третье тысячилетие до н.э., а местом – провинция Шэнси. Так или иначе, эта ветвь древнего знания получила свое распространение в Китае. Вторая ветвь называется Со Че и развивалась она на территории древнего государства Шанг–Шунг, а позднее – Тибета. Разницу между этими направлениями определило большее тяготение Тибета к шаманизму, т.е. сохранение основ Бон. Методика организации пространства под названием Васту была распространена в индийской традиции, ее отличают ведические традиции и индуистская философия. Объединяет все три направления работа с пятью первоэлементами, на основе астрологии, геомантии, философии, семантики, антропологии.

Наиболее глубоко мне, например, удалось вникнуть в учение Со Че. Что позволило увидеть принципы, сокрытые от глаз стороннего наблюдателя  и использовать их в системе «Антропологический дизайн».

Так, например, стало совершенно очевидно, что учение об организации пространства является частью, совсем небольшой частью науки о человеке и природе, в основе которой лежит астрология. Астрологических гороскопов в этой традиции – 360 и собраны они в четыре группы, одна из которых и рассматривает вопросы архитектуры и ландшафта.

Мастер, овладевший этим знанием, является, как правило, монахом, прошедшим обучение по ступеням посвящения (а в традиции, скажем, Южной Терма, этих ступеней девять). Он  имеет знание о влиянии на жизнь человека вредоносных и позитивных энергий (духов) и методику коррекции этих влияний. Передается это знание обязательно путем Прямой передачи. Т.е. из уста в уста, от Мастера к ученику и не просто способом, подобным современному лекционному курсу, а с применением специальных психотехнологий, выражаясь современным языком.

Итак, путем астрологических расчетов и построения нескольких десятков таблиц, Мастером выявляется общая картина сакральной жизни человека. Далее определяется время и способ проведения определенных ритуалов для смягчения негативных влияний и активизации позитивных, в том числе и по отношению к жилищу. Т.е. характер этого древнего знания является совершенно прикладным. Все вычисления проводятся с целью определения необходимого ритуала! Ритуала, который проводится специальными средствами и практиками, на совершенно определенный промежуток жизни человека, для решения конкретной задачи. Таким образом, и Фен-Шуй, и Со Че, и Васту являются частью огромной и очень гибкой системы, а не пожизненной панацеей, вырванной из общего контекста восточной философии.

Количество неточностей, которые выявлены в результате анализа современных публикаций по вопросам использования древних систем, к сожалению, не только обесценивают сами по себе древние знания, сколь наводят на мысль о преднамеренном искривлении информации, дабы истинные принципы работы с пространством оставались сакральными и доступными только для узкого круга посвященных.

В идеале древнее искусство организации пространства выполняет роль «родительской» структуры, создающей для жизни человека оптимальные условия. Для того, чтобы на этой базе произошло качественное движение вперед, т.е. от настоящего к реализованному будущему, «Антропологический дизайн» использует наработки современных ученых в области психологии и антропологии.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 Современная европейская и американская психология внесла в вопрос психологичности изобразительного искусства, в том числе архитектуры, много важного и существенного. Опираясь на психоанализ, трансперсональную и когнитивную психологию, гештальт, можно смело заявить о том, что семантические образы, эксплуатируемые в искусстве – отражают подсознательные процессы индивидуума, коим является художник или заказчик. А, исследуя историю возникновения стилей и направлений, можно говорить о Коллективном Бессознательном, заявляющим о себе в полный голос языком архитектуры.

Так, например, Базовые Перинатальные Матрицы трансперсональной психологии, делят период созревания плода и процесс его рождения на четыре этапа. Каждый из этих этапов характерен глубочайшими  драматическими переживаниями, впечатывающимися в подсознание каждого из нас. И выражаются этот опыт в жизни взрослого человека не только его поведенческими характеристиками и особенностями психики, но и вкусовыми предпочтениями в области искусства. Это связано с тем, что вся художественная и архитектурная семантика является плодом архетипических представлений человека о мире.

Не ставя перед собой цели пересказать все результаты исследований, остановлюсь на банальных примерах:

– Клаустрофобия. Каждый архитектор сталкивался с любовью или боязнью заказчиком больших пространств. Вспомним, что первым домом для человека является лоно матери. И в зависимости от ее здоровья, от чисто медицинских показателей, этот дом является либо уютной колыбелью и местом максимальной безопасности и покоя, либо некомфортным заточением, несущим токсические отравления и стрессы. Начало процесса рождения человека связано в любом случае с давлением внешней среды и титанической борьбой за существование. И благополучность исхода этой борьбы на всю жизнь определяет тяготение человека к депрессивным состояниям и фобиям, либо оптимистичность его взгляда на жизнь. Обилие современных «дон жонов» со рвами, бойницами окон и колючей проволокой на заборах даже внутри охраняемых коттеджных поселков определяется, увы, не только и не столько политической и криминальной обстановкой в стране, сколько его подсознательными процессами.

– Принципами же классической архитектуры от античности до модерна, являются свободное перетекание пространств, связь внешнего и внутреннего. Пропорции классики, как известно, строятся на Золотом сечении. Система, сформулированная еще Платоном, далее развивалась Леонардо и Брунулесски, описывалась Фибаначи и Сент Ив-Д’Ольвейдером. В ней ясно показаны неразрывная связь звука, цвета, архитектуры  и пропорций человеческого тела, созданного «по образу и подобию». Она описывает идеальные «взаимоотношения» человека с окружающей средой. И подсознательное стремление к подобным состояниям внутри своего жилища указывает на изначально благополучную психологическую ситуацию заказчика. Следует обратить внимание на то, что это не имеет жесткой привязки именно к использованию классических деталей. Речь идет о чувствовании верных пропорций, объемов и цвета. Искушением для архитектора в этом случае является возможность стремления заказчика к классическим деталям как к имидживым элементам, а не к сущностному подходу. Подобных примеров – масса. Те же колонны с капителями могут иметь дисгармоничные пропорции или находиться в диссонансе со средой. И в таком случае архитектору приходится задумываться об истинной самоидентификации человека и о возможности направить его устремления в нужное русло.

Верную картину об истинных предпочтениях заказчика можно составить,

интервьюируя его перед началом работы. К сожалению, вероятность четкого совпадения фантазии человека о своем будущем жилище и его насущной необходимостью –  невелика. И система тестирования и интервьюирования заказчика позволит находить верные решения на самой ранней стадии проектирования.

 

ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ АНТРОПОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА.

Глобальные задачи, которые ставит перед собой архитектура с древних времен, не ограничиваются функциональными или эстетическими аспектами. И градостроительная и жилищная архитектурная политика формируют культурные, социальные и психологические устои общества в постоянном диалоге архитектора и заказчика (будь им государство или частное лицо).

«Антропологический дизайн» является системой, реализующей потребность человека в наиболее полном и гармоничном взаимодействии со своим жилищем. Она соединяет внутренний, психический дизайн индивидуума с дизайном среды его обитания. «Антропологический дизайн» создает диалоговую архитектуру, в которой человек и пространство его жизни дополняют друг друга, корректируют и развивают. В едином пространстве среды обитания существуют, словно параллельные миры, и прошлое и будущее человека. И в зависимости от ситуации и сиюминутной потребности, человек может перемещаться от одного состояния к другому. Дом, как живой дружественный организм, активизирует все позитивные стороны настоящего и  креатирует потенциальные возможности во всей их полноте.

Методики «Антропологического дизайна» имеют пошаговую схему работы с заказчиком и стадийность проектирования объекта.

1. «Трансперсональная» программа «Антропологического дизайна» позволяет выявлять истинные, подсознательные желания заказчика в области архитектуры и дизайна, представлять и анализировать общую психологическую ситуацию человека.

2. Система «Символических» тестов создает личную семантическую карту заказчика. Ведь очевидно, что символы, декоративные элементы и детали интерьера для каждого из нас несут совершенно индивидуальную информацию и имеют различную эмоциональную окраску.

3. Опираясь на «Археометрический» ряд, архитектор имеет возможность оперировать в процессе проектирования данными, указывающими на картину будущего заказчика и влиянии на нее типологии жилища, антропонометрическими особенностями человека, стилем жизни, социальным статусом и пр.

4. На основе выявленных предпочтений и проведенной аналитической работы, «Антропологический дизайн» предлагает заказчику определенные планировочные схемы жилища и семантические образы, которыми это жилище насыщается. На этом этапе рассматриваются вопросы самоидентификации человека и формируется его будущий позитивный образ, формируется «механизм» снижения негативных аспектов и активизации позитивных средствами архитектуры и дизайна.

5. На последующей стадии проектирования происходит  формирование силовых потоков в пространстве, путем создания и переключения их характера и интенсивности. Производится работа с «автоматическими» реакциями человека и формируются новые поведенческие реакции.

6. На стадии декорирования интерьера «Антропологический дизайн» работает с процессом накопления внимания человека в определенных зонах. Это создается благодаря использованию законов работы периферического и прямого зрения, прямой и обратной перспективы, колористики и формообразования.

7. Окончательная доводка проекта происходит, на стадии архитектурного надзора.

 

Таким образом, используя систему «Антропологического дизайна», архитектор имеет инструмент для персонифицированного проектирования объекта.

А заказчик, в свою очередь, получает уникальное индивидуальное жилище.

 


(с) автора
Ивановская Наталья

 

 
 

В жизни человека появляется внешнее, четко обозначенное пространство, которое резонирует с уникальным дизайном его внутреннего мира. Система «Антропологического дизайна» позволяет средствами архитектуры снижать остроту внутренних негативных переживаний и последствий стресса, восстанавливать и обновлять силы человека, «настраивать» внутренние вибрации человека на позитивный лад, на гармоничное развитие и максимальную жизненную реализацию.

При цитировании  ссылка на: 
1. бумажную версию  статьи 
2. на  www.archi.ru 
обязательна 

 

 
 

Публикации / Статьи / Ивановская Наталья

return_links(); ?>