Ивановская Наталья, архитектор, психолог,
автор системы
«Антропологический дизайн».
Антропологический дизайн.
Результаты междисциплинарных исследований в различных
областях знания составляют на сегодняшний день «львиную» долю новой информации и
открытий. На стыках физики и химии психологи открывают секреты человеческого
сознания, биология и антропология позволяют по-новому взглянуть на проблемы
архитектуры и изобразительного искусства, философия и математика открывают
перспективы в исследованиях биологических объектов. Эпоха «разумности», давшая
миру не только научно-технический прогресс, но и усиление его дуальности,
разобщенности и территориальности научных областей, плавно сменила курс в
сторону гуманистичности и целостности знания о человеке и мире.
Рассматривать архитектуру, один из самых востребованных
видов искусства, отдельно от человека стало уже не возможно. Законы архитектуры,
изначально гуманистичные и функциональные, базировались на биологических,
философских и психологических основах также прочно, как на физических и
математических. Но ньютоновско-картезианская парадигма, влиявшая на ход истории
с конца 17-го века плоть до середины 20-го, подкрепленная государственной
политикой, обязали нас, советских-российских архитекторов, на определенном
промежутке времени проектировать не для реального человека с его личной историей
и требованиями, а для среднестатистического заказчика без лица, характера,
запросов и образа мышления. Подобная ситуация нисколь не удовлетворяла
творческие потребности зодчего, что и породило в период с 30-х до 80-х годов
прошлого столетия целое направление, именуемое «бумажной» архитектурой.
Тем временем, по ходу развития истории отечества, значение
нормального жилища в жизни человека актуализировалось. Мы перестали бояться жить
комфортно и, не побоюсь этого слова, красиво. Дом стал не только местом, в
котором можно было переждать временной промежуток от одного трудового подвига до
другого. Дом стал местом, в котором происходят самые важные процессы человека:
восстановление его сил, реализация желаний, формирование будущего. Дом стал
защитой, родовым гнездом, творческой мастерской, сакральным пространством.
Многие люди, получили возможность заказывать индивидуальное
проектирование своего «родового гнезда» у специалистов высоко класса. Они
полагаются на талант, компетентность и интуитивность своих зодчих.
Те люди, которые считают до сегодняшнего дня услуги
архитектора малодоступными, пытаются самостоятельно разрабатывать дизайн-проекты
своих квартир. И эту аудиторию захлестнула волна около архитектурно-оккультных
знаний. Рекомендации многих изданий, которые затрагивают вопросы организации
интерьера, заполняют тот разрыв, который сформировался ранее. Появление на
строительном рынке России и стран Восточной Европы подобного дистанционного
дизайн - консалтинга – явление закономерное и показательное. Но и он должен
осуществляться профессионалами.
К сожалению, практикующие архитекторы не так часто
занимаются вопросами психологии. А антропологи, психологи и этнографы, изучающие
вопросы дизайна, изобразительного искусства и семантики, редко владеют навыком
практического проектирования. Таким образом, большая часть аудитории,
нуждающейся в индивидуальной с антропологической точки зрения организации
пространства своего жилища, сильно лимитирована в компетентной информации и
помощи специалистов по данному запросу.
Системой проектирования индивидуального жилья, учитывающего
все психологические, антропологические, особенности заказчика, его
биографический опыт, а также позиционирующая его будущее является
«Антропологический дизайн».
Базируется система на опыте классического архитектурного
проектирования, на базовых подходах древних и средневековых школ организации
пространства, на новейших исследованиях российских и американских ученых в
области психотехнологий и антропологии.
Жилье в данной системе становится проекцией самого хозяина.
Креатируя совместно со специалистом по «Антропологическому дизайну» архитектуру
жилища, заказчик креатирует свое внутреннее состояние в высшей форме
потенциализации.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.
Существует мнение, что популярный ныне Фен-Шуй, является
одной из ветвей единой науки, зародившиейся в древней традиции Бон, и датируется
оно началом второго тысячелетия до н.э. По другим источникам, временем
возникновения Фен-Шуй считается третье тысячилетие до н.э., а местом – провинция
Шэнси. Так или иначе, эта ветвь древнего знания получила свое распространение в
Китае. Вторая ветвь называется Со Че и развивалась она на территории древнего
государства Шанг–Шунг, а позднее – Тибета. Разницу между этими направлениями
определило большее тяготение Тибета к шаманизму, т.е. сохранение основ Бон.
Методика организации пространства под названием Васту была распространена в
индийской традиции, ее отличают ведические традиции и индуистская философия.
Объединяет все три направления работа с пятью первоэлементами, на основе
астрологии, геомантии, философии, семантики, антропологии.
Наиболее глубоко мне, например, удалось вникнуть в учение
Со Че. Что позволило увидеть принципы, сокрытые от глаз стороннего наблюдателя
и использовать их в системе «Антропологический дизайн».
Так, например, стало совершенно очевидно, что учение об
организации пространства является частью, совсем небольшой частью науки о
человеке и природе, в основе которой лежит астрология. Астрологических
гороскопов в этой традиции – 360 и собраны они в четыре группы, одна из которых
и рассматривает вопросы архитектуры и ландшафта.
Мастер, овладевший этим знанием, является, как правило,
монахом, прошедшим обучение по ступеням посвящения (а в традиции, скажем, Южной
Терма, этих ступеней девять). Он имеет знание о влиянии на жизнь человека
вредоносных и позитивных энергий (духов) и методику коррекции этих влияний.
Передается это знание обязательно путем Прямой передачи. Т.е. из уста в уста, от
Мастера к ученику и не просто способом, подобным современному лекционному курсу,
а с применением специальных психотехнологий, выражаясь современным языком.
Итак, путем астрологических расчетов и построения
нескольких десятков таблиц, Мастером выявляется общая картина сакральной жизни
человека. Далее определяется время и способ проведения определенных ритуалов для
смягчения негативных влияний и активизации позитивных, в том числе и по
отношению к жилищу. Т.е. характер этого древнего знания является совершенно
прикладным. Все вычисления проводятся с целью определения необходимого ритуала!
Ритуала, который проводится специальными средствами и практиками, на совершенно
определенный промежуток жизни человека, для решения конкретной задачи. Таким
образом, и Фен-Шуй, и Со Че, и Васту являются частью огромной и очень гибкой
системы, а не пожизненной панацеей, вырванной из общего контекста восточной
философии.
Количество неточностей, которые выявлены в результате
анализа современных публикаций по вопросам использования древних систем, к
сожалению, не только обесценивают сами по себе древние знания, сколь наводят на
мысль о преднамеренном искривлении информации, дабы истинные принципы работы с
пространством оставались сакральными и доступными только для узкого круга
посвященных.
В идеале древнее искусство организации пространства
выполняет роль «родительской» структуры, создающей для жизни человека
оптимальные условия. Для того, чтобы на этой базе произошло качественное
движение вперед, т.е. от настоящего к реализованному будущему,
«Антропологический дизайн» использует наработки современных ученых в области
психологии и антропологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Современная европейская и американская психология внесла в
вопрос психологичности изобразительного искусства, в том числе архитектуры,
много важного и существенного. Опираясь на психоанализ, трансперсональную и
когнитивную психологию, гештальт, можно смело заявить о том, что семантические
образы, эксплуатируемые в искусстве – отражают подсознательные процессы
индивидуума, коим является художник или заказчик. А, исследуя историю
возникновения стилей и направлений, можно говорить о Коллективном
Бессознательном, заявляющим о себе в полный голос языком архитектуры.
Так, например, Базовые Перинатальные Матрицы
трансперсональной психологии, делят период созревания плода и процесс его
рождения на четыре этапа. Каждый из этих этапов характерен глубочайшими
драматическими переживаниями, впечатывающимися в подсознание каждого из нас. И
выражаются этот опыт в жизни взрослого человека не только его поведенческими
характеристиками и особенностями психики, но и вкусовыми предпочтениями в
области искусства. Это связано с тем, что вся художественная и архитектурная
семантика является плодом архетипических представлений человека о мире.
Не ставя перед собой цели пересказать все результаты
исследований, остановлюсь на банальных примерах:
– Клаустрофобия. Каждый архитектор сталкивался с любовью
или боязнью заказчиком больших пространств. Вспомним, что первым домом для
человека является лоно матери. И в зависимости от ее здоровья, от чисто
медицинских показателей, этот дом является либо уютной колыбелью и местом
максимальной безопасности и покоя, либо некомфортным заточением, несущим
токсические отравления и стрессы. Начало процесса рождения человека связано в
любом случае с давлением внешней среды и титанической борьбой за существование.
И благополучность исхода этой борьбы на всю жизнь определяет тяготение человека
к депрессивным состояниям и фобиям, либо оптимистичность его взгляда на жизнь.
Обилие современных «дон жонов» со рвами, бойницами окон и колючей проволокой на
заборах даже внутри охраняемых коттеджных поселков определяется, увы, не только
и не столько политической и криминальной обстановкой в стране, сколько его
подсознательными процессами.
– Принципами же классической архитектуры от античности до
модерна, являются свободное перетекание пространств, связь внешнего и
внутреннего. Пропорции классики, как известно, строятся на Золотом сечении.
Система, сформулированная еще Платоном, далее развивалась Леонардо и
Брунулесски, описывалась Фибаначи и Сент Ив-Д’Ольвейдером. В ней ясно показаны
неразрывная связь звука, цвета, архитектуры и пропорций человеческого тела,
созданного «по образу и подобию». Она описывает идеальные «взаимоотношения»
человека с окружающей средой. И подсознательное стремление к подобным состояниям
внутри своего жилища указывает на изначально благополучную психологическую
ситуацию заказчика. Следует обратить внимание на то, что это не имеет жесткой
привязки именно к использованию классических деталей. Речь идет о чувствовании
верных пропорций, объемов и цвета. Искушением для архитектора в этом случае
является возможность стремления заказчика к классическим деталям как к имидживым
элементам, а не к сущностному подходу. Подобных примеров – масса. Те же колонны
с капителями могут иметь дисгармоничные пропорции или находиться в диссонансе со
средой. И в таком случае архитектору приходится задумываться об истинной
самоидентификации человека и о возможности направить его устремления в нужное
русло.
Верную картину об истинных предпочтениях заказчика можно
составить,
интервьюируя его перед началом работы. К сожалению,
вероятность четкого совпадения фантазии человека о своем будущем жилище и его
насущной необходимостью – невелика. И система тестирования и интервьюирования
заказчика позволит находить верные решения на самой ранней стадии
проектирования.
ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ АНТРОПОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА.
Глобальные задачи, которые ставит перед собой архитектура с
древних времен, не ограничиваются функциональными или эстетическими аспектами. И
градостроительная и жилищная архитектурная политика формируют культурные,
социальные и психологические устои общества в постоянном диалоге архитектора и
заказчика (будь им государство или частное лицо).
«Антропологический дизайн» является системой, реализующей
потребность человека в наиболее полном и гармоничном взаимодействии со своим
жилищем. Она соединяет внутренний, психический дизайн индивидуума с дизайном
среды его обитания. «Антропологический дизайн» создает диалоговую архитектуру, в
которой человек и пространство его жизни дополняют друг друга, корректируют и
развивают. В едином пространстве среды обитания существуют, словно параллельные
миры, и прошлое и будущее человека. И в зависимости от ситуации и сиюминутной
потребности, человек может перемещаться от одного состояния к другому. Дом, как
живой дружественный организм, активизирует все позитивные стороны настоящего и
креатирует потенциальные возможности во всей их полноте.
Методики «Антропологического дизайна» имеют пошаговую схему
работы с заказчиком и стадийность проектирования объекта.
1. «Трансперсональная» программа «Антропологического
дизайна» позволяет выявлять истинные, подсознательные желания заказчика в
области архитектуры и дизайна, представлять и анализировать общую
психологическую ситуацию человека.
2. Система «Символических» тестов создает личную
семантическую карту заказчика. Ведь очевидно, что символы, декоративные элементы
и детали интерьера для каждого из нас несут совершенно индивидуальную информацию
и имеют различную эмоциональную окраску.
3. Опираясь на «Археометрический» ряд, архитектор имеет
возможность оперировать в процессе проектирования данными, указывающими на
картину будущего заказчика и влиянии на нее типологии жилища,
антропонометрическими особенностями человека, стилем жизни, социальным статусом
и пр.
4. На основе выявленных предпочтений и проведенной
аналитической работы, «Антропологический дизайн» предлагает заказчику
определенные планировочные схемы жилища и семантические образы, которыми это
жилище насыщается. На этом этапе рассматриваются вопросы самоидентификации
человека и формируется его будущий позитивный образ, формируется «механизм»
снижения негативных аспектов и активизации позитивных средствами архитектуры и
дизайна.
5. На последующей стадии проектирования происходит
формирование силовых потоков в пространстве, путем создания и переключения их
характера и интенсивности. Производится работа с «автоматическими» реакциями
человека и формируются новые поведенческие реакции.
6. На стадии декорирования интерьера «Антропологический
дизайн» работает с процессом накопления внимания человека в определенных зонах.
Это создается благодаря использованию законов работы периферического и прямого
зрения, прямой и обратной перспективы, колористики и формообразования.
7. Окончательная доводка проекта происходит, на стадии
архитектурного надзора.
Таким образом, используя систему «Антропологического
дизайна», архитектор имеет инструмент для персонифицированного проектирования
объекта.
А заказчик, в свою очередь, получает уникальное
индивидуальное жилище.