|
Построенные в крупных сибирских городах здания
западно-христианских церквей характеризовались
центричностью положения. В перспективе улицы или
в ансамбле административно-культовой площади
они являлись визуальными ориентирами с
выраженной вертикалью башни звона. Им отводилась
функция рядовых элементов периметральной
застройки главной площади, способствующего
формированию единого ансамбля во главе с
православным собором (Казачья, Соборная,
Тихвинская площади). В 70-90-е года XIX века начинают
активно застраиваться главные магистрали
городов Барнаула, Читы, Иркутска, Благовещенска.
Экономически окрепшее купечество, местные
структуры власти, администрация,
культурно-просветительские общества, церковные
приходы являлись основными владельцами зданий,
расположенных на главных улицах городов
(Московский пр. в Барнауле, Большая и Амурская ул.
в Иркутске, Иркутская ул. в
Благовещенске).Западно-христианские церкви в
неоготическом периоде отличались единством
стилевого, планировочного и
объемно-пространственного решений, связанным с
использованием особенностей планировки и
конструктивного решения западноевропейского
храма зального типа. Неоготический стиль
рассматривался как наиболее яркое проявление
национальных черт немецкой и польской церковной
архитектуры, основывался на богатой европейской
традиции "кирпичного" храмостроения и
выражался в применении романо-готических форм
или в использовании "чистых" готических,
романских форм. Образ западноевропейского храма
создавался вытянутым, иногда массивным объемом
корабля здания, завершенным апсидой и граненой
башней звона с шатром. Для неоготического
периода строительства характерны две
разновидности зального типа храма -однонефная и
равновысотная трехнефная церкви без трансепта.
Особое значение в облике церковного здания
отводилось башне звона, визуально
воспринимаемой в перспективе улицы или в
ансамбле площади, и главному фасаду, наиболее
декорированному. В традициях немецкой неоготики
решались здания евангелическо-лютеранских
церквей в Барнауле, Томске, Иркутске; польскую
неоготику представляли здания
римско-католических церквей в Иркутске и
Благовещенске. Планировочная схема
соответствовала трехчастному делению
прямоугольного плана на нартекс, наву и
пресбитерий. Последний составной элемент плана в
некоторых случаях выходил за границы условного
прямоугольника, "вписываясь" в
многоугольник или полукруг. Этот планировочный
прием проявлялся в решенном отдельно от корабля
объеме граненной или полуцилиндрической апсиды.
План иногда имел крестообразный вид за счет
пристроенных боковых приделов или сакристий. Но
в целом, использовалась компактная
планировочная схема с незначительно выросшими
размерами навы, нартекса и пресбитерия,
соответствующая церковным нуждам прихода.
Силуэтная композиция главного фасада церкви
приобретает подчеркнутую вертикаль за счет
вытянутого башенного объема, дробления масс,
визуального уменьшения плотности форм "к
верху". В трехчастной композиции главного
симметричного фасада центральная выступающая
часть решалась посредством детального
акцентирования портала, окна (розы) на уровне хор
и закреплялась пилястрами (контрфорсами), как и
углы здания, башни звона. Фасад завершался
треугольным (каскадным) фронтоном, переходящим в
башенный объем. Узкие окна со стрельчатой или
полуциркульной перемычкой, расположенные на
боковых фасадах и апсиде, чередовались с
выступающими из плоскости стены пилястрами
(контрфорсами).Интерьеры западно-христианских
церквей решались по
традиционно-конфессиональной схеме организации
литургического пространства, характер решения
их соотносился со стилистическим решением
здания храма в целом. Романо-готические формы и
детали архитектуры использовались в убранстве
алтарей, сакристий, хор, амвонов и
конфессионалов. Интерьеры
евангелическо-лютеранских церквей отличались
сдержанностью в декоративном убранстве,
конфессиональным аскетизмом, наоборот,
интерьеры римско-католических церквей
оснащались всем великолепием церковного
убранства, отличались богатым резным декором,
обилием скульптурных форм, живописных полотен и
церковной утвари. Конструктивные решения зданий
западно-христианских церквей в данном периоде
основывались на применении "готических"
конструкций перекрытия: пространство
однонефного (трехнефного) храма перекрывала
система пониженных или плоских стрельчатых
сводов или нервюр на ребрах крестовых сводов
(римско-католические церкви в Омске, Иркутске,
Благовещенске). Более простой и экономичный тип -
плоское чердачное перекрытие, применялась в
небольших по размерам зальных церквях
(евангелическо-лютеранские церкви в Барнауле,
Томске, Иркутске). Для перекрытия крипт
применялись конструкции бочарного или
крестового свода и обычные перекрытия по
деревянным балкам. Сомкнутый и крестовый своды
использовались в перекрытии апсиды и башни
звона. В качестве практичного и пластичного
материала используется кирпич в устройстве
фундаментов, несущих стен, перегородок,
перекрытий, а также в декоративном убранстве
фасадов. Высокий уровень строительства определялся
качественным исполнением деталей и декора. С
археологической скрупулезностью
воспроизводились романо-готические формы,
отображавшие историческое состояние объекта -
"стиль" храма. Историческая достоверность
подтверждалась соблюдением пропорциональных
соотношений, геометрией форм, выраженной
тектоничностью, особенностями декора. По мнению
неоготиков западно-христианский храм немыслим
без характерных семантических элементов и
деталей: без башни звона с шатровым завершением,
перспективного стрельчатого портала, вытянутых
стрельчатых окон с витражами, контрфорсов, лизен,
пилястр, фиалов, вимпергов и т.д. Для данного
периода характерны авторские проектные решения,
связанные с известными именами архитекторов
трех российских архитектурных школ -
Санкт-Петербургской Императорской Академии
художеств (Г.А. Боссе), Московского Дворцового
Архитектурного училища (Г.С. Вершинин) и
Санкт-Петербургского Института гражданских
инженеров (И.Ф. Тамулевич,12 барон Г. В.
Розен).Завершающий этап строительства
западно-христианских церквей в сибирском и
дальневосточном регионах относится к 1900-1917
годам. В новом периоде было построено
значительно больше церковных зданий, чем в
предыдущие: двадцать три каменных и деревянных
зданий в губернских, областных и уездных городах
Сибири и Дальнего Востока. В Тобольской губернии
в данный период было построено пять храмов в
Тобольске, Ишиме, Кургане, Таре, Тюмени; в Томской
- шесть в Барнауле, Бийске, Каинске (Куйбышеве),
Мариинске, Ново-Николаевске (Новосибирске),
Славгороде; в Енисейской - два в Красноярске и
Ачинске; в Приморской области - пять во
Владивостоке, Хабаровске, Никольск-Уссурийском,
Николаевске-на-Амуре и т.д. В новом периоде
начинается строительство крупных каменных
церквей, способных духовно обслужить
количественно выросшие приходы. Наиболее
представительными и интересными в
архитектурно-художественном решении являлись
здания римско-католических приходских и
филиальных церквей: Пресвятой Троицы (1900-1907 гг.) в
Тобольске; св. Иосифа Обручника (1904 г.) в Тюмени;
св. Казимира (1905-1907 гг. инж. Венер) в
Ново-Николаевске; св. Апостолов Петра и Павла
(1906-1909 гг.) в Каинске; св. Сердца Девы Марии (1907-1909
гг., арх. И.Ф. Носович) в Барнауле; Рождества
Богородицы (1907-1914 гг., арх. А.А. Гвоздзиовский) во
Владивостоке; Преображения Господня (1908-1915 гг.,
арх. В.А. Соколовский) в Красноярске, и
евангелическо-лютеранской церкви во
Владивостоке (1909 г., арх. Г.Г.
Юнгхендель).Западно-христианские церкви
занимали центричное положение в городской
застройке. Храмы возводились в центрах городов
на главных магистралях - улицах и проспектах.
Крупные, здания приходских храмов выделялись в
окружающей застройке не только размерами и
вертикальной организацией объекта, но и
характерными "готическими" формами,
присущими только данному конфессиональному
типу. Небольшие филиальные церкви, часовни,
молитвенные дома являлись камерными объектами,
включенными во фронт рядовой застройки
центральных улиц или проспектов. Данный период
строительства характеризовался разнообразием
национально-исторических архитектурных решений
внутри ретроспективы неоготического стиля.
Многогранность и образность исторического
прототипа подчеркивалась качественным декором, -
профилированными элементами, фасонными
деталями, скульптурой, витражами. В данный период
строительства уделялось большое внимание
пластике стены, композиции фасадов и, в первую
очередь, созданию выразительного образа западноевропейского храма. По характеру
художественного решения, качеству исполнения
провинциальное культовое зодчество в начале XX
века практически не отличалось от столичных
аналогов. Созданные в Прибалтике, Польше на
основе европейских образцов "западной"
церковной архитектуры альбомы с проектами
храмов служили для губернских архитекторов
базовым фундаментом проектирования как
приходских, так и филиальных церквей, часовен.
Ранжирование храмов по
|
|
|
|
количеству прихожан и статусу в церковной
иерархии в связи с выросшими или вновь
образующимися приходами порождало определенный
тип церковного здания: крупные приходские
церкви, рассчитанные на 1000 и более человек;
филиальные; небольшие часовни, обслуживающие
малые приходы и молитвенные дома. Соответственно
каждому иерархическому типу церковного здания
подбирались определенное
объемно-пространственное решение, рассчитывался
план исходя из количества прихожан, решалась
стилистика деталей и декора. Планировочное и
объемно-пространственное решения зданий
западно-христианских церквей в новом периоде
основывались на традиционной схеме построения.
Планировка и внутренняя пространственная
организация были представлены тремя
разновидностями зального типа храма:
однонефного без трансепта с апсидой
(преобладающий вид), трехнефного (равно-,
разновысотного) и псевдобазилики. Контуры планов
приобретали сложные очертания благодаря
размещению составных элементов, таких как:
сакристий, лестничных маршей, приделов,
экзонартексов, в отдельные помещения, выходящие
за границы прямоугольной схемы построения.
Вариантность традиционной планировочной схемы
становится распространенным явлением в
проектировании и строительстве зданий
западно-христианских церквей. В
объемно-пространственных решениях церковных
зданий допускалась разнообразие композиционных
схем, заимствованных из аналогов европейской
неоготической архитектуры. Объемная композиция
церковного здания решалась сочетанием
горизонтального объема корабля и башни звона,
размещенной над пространством нартекса. В
некоторых случаях допускались дополнения к
общей композиционной схеме или принципиально
новые решения. В данном периоде были
представлены одно-, двух- и трехбашенные
симметричные и однобашенные асимметричные
композиции главных фасадов храмов. Трехчастный
симметричный западный фасад решался
традиционно: центральная часть с преобладающими
по размерам элементами, - порталом, розой или
окном обозначалась ступенчатыми контрфорсами
(пилястрами), как и боковые составляющие фасада;
завершался треугольным (каскадным) фронтоном,
переходящим в башенный объем. Если
использовалась двухбашенная схема, то фронтон
являлся объединяющим композиционным элементом.
Как правило, при данной схеме центральная часть,
имеющая большие размеры в нартексе, в объеме
выражалась крупными, не равнозначными боковым
составляющим формами. Асимметричный главный
однобашенный фасад, трехчастный по
композиционному решению, завершался также
треугольным (каскадным) фронтоном, сопряженным с
гранью башни звона. Оконные проемы стрельчатого
или полуциркульного характера, значительно
выросшие в размерах, в некоторых случаях
заполняли практически всю плоскость простенка
между контрфорсами (пилястрами) бокового фасада.
Сохранялось метрическое чередование
выступающих из плоскости стены ступенчатых
контрфорсов (пилястр) и оконных проемов.
Геометрия элементов фасадов основывалась на
вытянутых формах с преобладающим вертикальным
направлением, что
|
|
|
13 |
|
| | |