Глава I. Предыстория витражного искусства в
России
В искусствоведческой науке нет
исследований о витражах в России до 1820-х гг.,
когда было начато их отечественное
производство. Поэтому в диссертации
потребовалась разработка темы "Предыстория
витражного искусства в России" в объеме
отдельной главы.
Древняя Русь, приняв от Византии
христианство, следовала уже установившемся
канону в устройстве храма и обстановке
богослужения. В Византии до ХII века витражи
применялись в убранстве некоторых церквей.
По различным источникам собраны отдельные
факты об использовании цветных оконных
стекол в русских постройках как культового,
так и гражданского назначения в
домонгольский период. Эти опыты
декоративного полихромного остекления
были эпизодическими, не нашли продолжения в
практике древнерусского строительства и не
оказали никакого влияния на приемы
оформления оконных плоскостей в русских
постройках. В Древней Руси витражи не нашли
применения как из-за природно-климатических
условий, так и иной, чем в средневековой
Европе пространственной организации храма.
Кроме того, православная традиция
запрещала писать иконы на "сткле" из-за
хрупкости и недолговечности самого
материала, а значит и образа, на нем
изображенного, в котором по христианским
понятиям таинственно присутствует тот, кто
изображен на иконе.
Запретов на использование разноцветного
оконного стекла в светских сооружениях не
было, и применение витражей в этом случае
зависело лишь от возможностей русского
стеклоделия и импорта. Стекло было
привозным и дорогим товаром, поэтому окна в
зажиточных русских домах закрывались
другими полупрозрачными материалами:
рыбьим пузырем, промасленной бумагой,
слюдой.
Слюдяные оконницы, собранные из различных
по размерам кусков слюды, иногда с ажурными
накладками из олова или жести и подкладками
из цветной бумаги или ткани своим внешним
видом напоминали витражи, выполненные
способом мозаичного набора. Источники
свидетельствуют и о существовании
расписных слюдяных окончин с изображениями
людей, зверей и птиц в геометрических
орнаментах. Такие окончины можно считать
аналогами живописных западно-европейских
витражей. Сравнительный анализ русских и
западно-европейских гравюр, изображающих
жилые интерьеры в Древней Руси XVI-XVII вв.,
позволил сделать вывод, что иностранцы
воспринимали русские слюдяные оконницы как
тип декоративного остекления, равноценный
европейским витражам.
В России оконное стекло оставалось статьей
импорта и тогда, когда в 1630-е гг. появились
первые русские стеклянные заводы, так как
вырабатывали они в основном посуду. Стекло
в окнах было такой редкостью, что
исследователи могут перечислить поименно
его потребителей. Еще большая редкость -
цветное остекление. Оно существовало в доме
князей Василия и Алексея Голицыных, в
палатах боярина Кирилла Нарышкина. По
материалу и технике исполнения, типу
изображения это - полноценные наборные
витражи. Расписные стекла также
встречались в окнах домов русской знати XVII
века: в Коломенском дворце и "Крестовой
палатке" патриарха Филарета.
Появление в XVII столетии в обиходе
придворных кругов витражей закономерно.
Декоративные возможности цветного
остекления были вполне оценены людьми ХVII
века, стремившимися познать бытие во всей
его полноте. Среди расписанных "травами
муравчатыми" стен и потолков, блестящих
полихромными изразцами печей, узорчатых
ковров на полах, обитых тканями косяков и
ставен в интерьерах богатых палат только
окна оставались бесцветными пятнами.
Разноцветные стекла или собранные в
определенный узор пластины слюды дополняли
обстановку роскошной жизни аристократии ХVII
столетия. Цветной свет, проникавший сквозь
стеклянные и слюдяные витражи, создавал
особое, радостное настроение, делал
интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого
убранства помещения.
Таким образом установлено, что витражи в
древнерусской архитектуре встречались
исключительно редко и находились в домах
лиц, принадлежащих к высшим кругам русского
общества.
Реформы первой четвери XVIII века,
европеизация культуры предопределили
развитие в России ранее неизвестных
ремесел и искусств. Основы для развития
искусства витража в следующем, XIX столетии,
были заложены в петровскую эпоху
организацией производства стекла. Видимый
спрос на разноцветное остекление в первое
столетие существования Петербурга
отсутствовал: строящейся столице
требовалось обычное оконное стекло. Однако
источники свидетельствуют, что импорт
витражей все же существовал. Достоверные
сведения об этом относятся к середине XVIII
столетия. М. В. Ломоносов в рапорте 1751 г. в
Академию наук предлагал "делать на
стеклянных заводах ... также и оконничные
цветные стекла, каковых знатное число из
Италии через здешний [петербургский] порт в
Персию провозят..."1. Однако дальше этого
предложения дело не пошло: в середине XVIII
века Усть-Рудицкая фабрика была
единственным предприятием в стране по
изготовлению цветного стекла и не могла
заменить весь импорт.
Самые ранние сведения о витражах в русских
постройках нового времени относятся к
периоду царствования Екатерины II. В
последней трети XVIII века в столице и
подражающей ей провинции был возведен ряд
псевдоготических зданий с полихромными
оконными стеклами. Первыми среди "готических
затей" с витражами были проекты и
сооружения архитектора Ю. М. Фельтена.
Образцы цветного остекления того времени
не сохранились, упоминания в источниках
редки и малоинформативны. Их поиск и
интерпретация может стать самостоятельным
направлением исследования.
Архитектурой классицизма витраж не был
востребован. Строгие архитектурные формы и
ордерный язык требовали синтеза с
монументальной скульптурой. Цветное окно
создает в интерьере особое настроение,
уводит человеческие помыслы в сферу
иррационального и мистического. История
собственно русского витража началась в
эпоху эклектики, претворившей в зодчестве
мировоззрение романтиков.