|
архитектурно-строительную практику оказали
популярные в дворянских кругах последней четверти XVIII - начала XIX веков труды:
М.Е.Головина, Н.П. Осипова, И. Лема, Н. Иванова, Ф. Куантеро, В.А. Левшина,
И.Ляликова, И.-Г. Громана и Н. Ефремова, а также рекомендации "землеведов",
членов Вольного экономического общества и корреспондентов
"Экономического магазина"- А.Т. Болотова, И.М.Комова, П.И. Рычкова или М. Муромцева.
Из подобных сочинений любой "сельский житель" мог почерпнуть
сведения об архитектуре "древних и нынешнего времени разнонародных зданий"
Египта и Вавилона, Персии и Америки, Китая и Турции, различных европейских стран. В
них он мог найти не только всевозможные типы усадебных построек - домов,
замков, храмов, часовен, Эрмитажей, павильонов, беседок, киосков, гротов,
руин, хижин, шале, мостов, виадуков, псарен, конюшен, скотных дворов,
менажерий, риг, но и их стилистические вариации в духе палладианства и
неоготики, шинуазри и тюркери. Такие сочинения, с одной стороны, способствовали
воспитанию у провинциальных помещиков хорошего художественного вкуса, а с
другой, по ним любой "сельский житель" мог легко выстроить себе господский
дом, церковь и служебные здания, разбить парк, развести сады и огороды,
распланировать имение наилучшим образом, исходя из "манеры", личных
пристрастий и материального достатка. Единство представленных в таких сочинениях
взглядов на обустройство сельской "порядочной" усадьбы может
рассматриваться как своеобразная концепция усадебного строительства,
рассчитанная, в основном, на помещиков "средней руки". Однако она была вполне
приемлема и для более широких слоев дворянства, конечно с учетом определенных
поправок на их финансовые и художественные возможности. Согласно этой
концепции "порядочная" усадьба воспринималась "сельскими жителями" как
единый жилой, хозяйственный и художественный комплекс, воплощавший в себе мир
гармоничного сосуществования человека и "Натуры", школу
воспитания творческой души и приют личного счастья каждого ее обитателя от
младенчества до самой смерти. Подобной усадьбе в идеале отводилось среди
ландшафта "место возвышенное, с красивыми дальновидностями, и такое с которого
бы можно обозревать все части своих полей."7 Исходя из хозяйственных и
художественных соображений, в ее состав признавалось необходимым включать:
"господский дом", "поварню", "пекарню", "погребок для хранения зеленей
и корней поваренных", '"чулан к хранению мяс", "погре-
|
|
|
|
бок для молочных сборов", "баню", "жилые
покои для приказщика, конюхов, скотников и других рабочих людей",
"конюшни", "хлева", "овчарники",
"свиные закуты", "голубятню", "курятники",
"сараи", "анбары", "сарай
каретной", "винницу", "пивоварню", "ледник",
"житницы", "ригу", "гумно",
"дровяной сарай", "пуни для соломы", "оранжереи",
"теплицы", "парники", "грунтовой
сарай", и т.п., а также обширный сад, разделенный на четыре
части, т.е. "овощник", "сад плодовитый", "сад цветочный" и
"увеселительный лесочек". Основными принципами размещения многочисленных и
разнообразных построек усадьбы в ее планировочной и объемно-пространственной
структуре были объявлены "четыре вещи: простота, правильность, соответствие
частей усадьбы и небольшие издержки". При этом утверждалось, что
"строение, местоположение и соразмерность зданий должны быть определяемы с
точностью по мере величины дачи, равно как по свойствам и качеству
произведений оныя"8. Главной художественной доминантой усадьбы признавался
господский дом с необходимыми к нему службами и парадным двором.
Наиболее выгодным и удобным для "сельских жителей" считался
"маленькой каменной дом" (или деревянный "под камень"), который
рекомендовалось строить в "полтора этажа, нижней маленькой с сводами, а верхней настоящей
для хозяйского пребывания с накатными потолками". В нижнем этаже такого
дома советовали размещать "кладовую комнату", "сухой погреб для
вин", "кухню с приспешнею", две комнаты "для житья служителям или мастеровым женатым и
холостым" и "передние сени" с лестницей наверх, во втором - сени с лестницей
под "крышку", "прихожую из которой ход в столовую или зал, а на стороне в
простенке буфет, предспальню, спальню, детскую, девичью, просторный гардероб
или верхнюю кладовую и задние сени с лестницею, как вниз, так и вверх".
Под "крышкою" целесообразным признавалось устраивать два
дополнительных помещения: одно - для мужчин, другое - для женщин.9 Более
состоятельным помещикам рекомендовалось возводить каменные
двух-трехэтажные "большие дома" с "французским расположением" комнат, т.е.
апартаментами, которые могли предназначаться "или дтя фамилии, или для
гостей, или для великолепия"10. Кроме того, таким помещикам советовали заводить в
усадьбах школы для обучения деревенских ребят ремеслу и богадельни для
престарелых или больных крепостных крестьян и дворовых, а также
устраивать усадебные храмы.
Ефремов Н. Опыт сельского домостроительства ...
С. 6, 16.
9 Болотов А. Т. О строении//Экономической магазин.
М, 1782. Ч. IX. С 259-260
Головин М.Е. Краткое руководство к гражданской
архитектуре ... Ч. II. С. 63
|
|
|
|
|
| | |