Хорошо известный проект Юрия Аввакумова "Русская утопия. Депозитарий" получил
новое выражение в Интеренете.
Первоначальный сайт (он также сохранен и доступен для посещения -
http://guests.iip.net/utopia
) представлял собой подборку неосуществленных проектов русских архитекторов XVIII - XX веков,
сопровожненную указанием автора и даты создания. Цель проекта, разработанного одним из знаменитых мастеров
"бумажной архитектуры" 1980-х Юрием Аввакумовым, очевидна - это свойственное почти всем художественным
явлением собирание традиции, поиск источников своего искусства, который в данном случае сам становится
частью творчества. Утопия всех времен играет роль основы и исторической традиции для "бумажной архитектуры".
Подбор произведений полностью зависит от авторского вкуса - в один ряд здесь поставлены
В.И. Баженов и архитекторы 1980-х гг.; такой разброс привносит явный оттенок
художественно-концептуального подхода в этот, по сути дела, исторический проект;
существовавшая изначально возможность сортировки по четырем пунктам (названию, имени автора,
материалу исполнения и дате) позволяла рассматривать подборку систематизированно, в зависимости
от вкуса. Первый вариант "Утопии", с его простейшим "домашним" дизайном и почему-то только анлийским
языком, при известных недостатках представления в Сети производил большое впечатление и,
следует признать, оставался единственным архитектурным проектом глобального масштаба
в русском Интернете (на фоне явного численного превосходства путеводителей и
рекламы отдельных архитектурных мастерских - т.е., сайтов исключительно любительскогоили, напротив, узко-профессионального коммерческого характера).
Появившийся недавно новый сайт "Утопии" Ю.Аввакумова - www.utopia.ru - отличается
от своего прообраза как дизайном, заказанным у профессионалов - новую оболочку депозитария исполнило
агентство "Sigent" так и содержанием. Дизайн (автор Андрей Васин) - стильный,
простой и аккуратный, он хорошо подчеркивает тему "депозитария".
Полученный в наследство от первого сайта "Утопии" синий цвет (по словам автора,
призванный обозначать одновременно тон чертежной синьки
и цвет монитора) приобрел благородный сдержанный оттенок. Появились свойственные стильному дизайну
элементы - примочки в виде подвижных картинок неясного сожеражния, но явно заимствованных из архива
Депозитария. Последние немного утяжеляют впечатление, но привносят необходимую для художественного
акта загадочность. В целом можно сказать, что "Утопия" обзавелась всеми необходимыми признаками
профессионального ресурса Сети.
При ближайшем рассмотрении, обновление содержания впечатляет еще больше. Большое количество
авторских текстов, а также профессиональные комментарии, прилагаемые к каждому объекту
в разросшемся каталоге, делают путешествие по русской Утопии более чем приятным и познавательным.
Далее, если в первой "Утопии" явно присутствие Баженова и Зосимова не могло скрыть явного
численного превосходства проектов классического авангарда (которого они, несомненно, заслуживают),
то в новом Депозитарии равновесие было восстановлено засчет увеличения числа поздних, почти
современных нам, произведений (1980 - 1990-х гг.), а также усиления внимания к утопиям
XVIII - XIX веков. Значительно усложняет жанровую структуру проекта (построенного в основном на
представлении архитектурных проектов - чертежей, эскизов, моделей, и живописных произведений)
присутствие повести В. Одоевского "4338-й год. Петербургские письма".Возможно, наиболее эффектен раздел "Видео", где представлены
замечательные подвижные трехмерные визуализации двенадцати проектов; из них десять - шедевры авангарда
1920 - 1930-х гг., два принадлежат "бумажной" архитектуре 1980-х. Пока трехмерные модели - заставки и видеороликам более красивы,
чем их динамичные "братья", со сбивчивыми размытыми кадрами и "тяжеловатые" для загрузки, однаков данном случае кажется принципиальной не сложность передачи трехмерного видео по современным телефонным линиям, а
(как и для всякой утопии) - сама по себе идея использования новой технологии, взгляд в будущее.
Вообще Сеть как таковая, вкупе с сегодняшними мифическими и реальными представлениями о ней и о ее перспективах,
сильно связанная с мечтами о будущем и фантастикой, кажется очень подходящим местом для "Утопии".
Справедливости ради хочется признаться - сайт настолько хорош, что его можно долго изучать не отрываясь.
Если же мы посмотрим на список людей и организаций, поддержавших проект, также как и на списокиспользованных архивов - профессиональный уровень ресурса становится все более очевидным.Итак, в новом сайте "Утопии" Ю.Аввакумова хороший дизайн, легкая навигация, интерес к новым сетевым
и компьютерным тезнологиям, большой объем представленных утопических объектов и достаточное
количество комментариев к ним, заставляют признать появление интересного по содержанию
высокопрофессионально исполненного художественного проекта в Рунете. Также приятно отметить
серьезное отношение к Сети как явлению.
С сожалением приходится констатировать, что сетевой проект Ю.Аввакумова остается одним из редких
исключений среди культурных ресурсов русской Сети, а среди как-то связанных с архитектурой - вообще
единственным концептуальным проектом. Желаем процветания !