А

 
Архитектурный альманах Корпус - web-версия                                    30/03/2001
http://korpus2.ussr.to/

25 марта появилась сетевая версия архитектурного альманаха "Корпус" (№ 2), посвященного возвращению модернизма в архитектуру. Постмодернизм кончился. Во всем мире это произошло уже достаточно давно; теперь, судя по всему, он окончательно ушел и у нас. В общем-то, нельзя сказать, что он был так уж плох, но лишь в ряде своих проявлений. Некоторые же формы постмодернизма, особенно те, которые он принял на задворках Европы, частенько приходится поминать разными словами, глядя по сторонам…
Сборник, или альманах, состоит из четырех статей, каждая из которых по-своему интерпретирует составляющие неомодернизма. Эти составляющие определены авторами альманаха следующим образом : это неоконструктивизм, деконструктивизм и хай-тек. Соответственно этим направлениям (условность деления на три составляющие отмечена самими авторами) в современной архитектуре посвящены три отдельные статьи; их резюмирует и предваряет текст профессора Н.Н. Кудряшова "Парадоксы современной архитектуры". В этой, наиболее концептуальной статье альманаха заявлена позиция его создателей. Вкратце ее можно обрисовать так: модернизм в XX веке не умирал и не заменялся постмодернизмом, который в таком ракурсе оказывается шуткой и мистификацией, временным архитектурным развлечением. Цитируем: "Была мода на "пост", да и то лишь, в основном, в американской архитектуре, а сейчас в Китае и России". 
Россия - наследница "классического" (с позволения сказать) модернизма - конструктивизма 1920-х гг., ставшего признанной основой всего искусства XX века, а на родине (как всегда) незаслуженно забытого. 
Этим определяется одна из основных задач авторов альманаха - показать истоки современного неомодернизма, среди которых на почетном месте оказывается конструктивизм 1920-х и супрематизм Малевича, а также и другие направления авангарда начала века. Заметим, что при подчеркнутом внимании к российским корням модернизма авторы отнюдь не забывают лучших страниц его европейской истории, и жалеющим составить представление о корнях современного конструктивизма найдется чем здесь поживиться. 
Вторая (наверное основная) из задач альманаха - составить у читателей представление о характере и принципах современного неомодернизма, в частности о том, чем он отличается от классических образцов этого направления. Здесь новый модернизм объявляется "модернистским" направлением, чистым от социального пафоса своего прародителя. Итак, он "…создает языком сложных образов многофункциональное, многоуровневое пространство…".
Каждая из трех статей интересна индивидуальным подходом автора (все авторы - молодые архитекторы) к задачам. Все они достаточно обстоятельны, насыщены материалом, иллюстрированы. Наиболее логично организована и фундаментальна, на наш взгляд, статья о неоконстркутивизме (А.М. Волков).
Альманах явно имеет свой взгляд на стилевую ситуацию в современной архитектуре - а именно представляет мнение противников уходящего постмодернизма и адептов модернизма. Маленькое замечание - даже в России постмодернизм уже не живет наверное года уже два или больше. Видимо, появившийся недавно альманах следует воспринимать как одну из попыток (весьма удачных !) архитекторов подвести под это теоретическую базу.
Благодаря единству концепции издание отличается цельностью и красотой замысла, исполняя одновременно роль манифеста-прокламации утверждающегося на нашей почве неомодернизма и справочного пособия для любопытствующих о его истории и характере.
Добавим - цельность замысла дополняется стильностью дизайна, исполненного Simon Rastorgueff Studio (http://hram.ussr.to/), некоторые детали которого отсылают нас к все тому же авангарду 1920-х.
Некоторое недоумение, на фоне обще стильности и единства цели-задач-исполнения вызывает появление в ряду текстов о неомодернизме статьи под названием "Верую ?", в которой вполне обстоятельно, пестря цитатами, в том числе (преимущественно) из Библии, показано, что христианский храм - 1) место собрания верующих и 2) место принесения Бескровной Жертвы. Все это бесспорно, но вопрос не в этом, а в том, почему эта статья нашла место в среди текстов о неомодернизме? И почему такое название? И почему в названии вопрос?

Пока писался этот текст, мы заметили, что в Сети появился уже № 3 "Корпуса", посвященный постомодернизму. Здесь мы находим изложение позиции постмодернизма (сам термин автор статьи считает неадекватным, называя как более точный "постсовременность") в статье Михаила Кудряшова "Ситуация постмодернизма", заканчивающейся цитатой на тему "всему приходит конец" - читай постомодернизму, а также конспект-резюме работ Ч. Дженкса под названием "Взлет" и публикацию перевода текста Р. Вентури "Банальный символизм в архитектуре…". Хочется отметить, что создатели альманаха очень последовательны - апология модернизма сменилась изложением позиций его оппонента. 
Любопытно, что же будет в № 4 ?

P.S. Появление на сайте полной версии текстов, публикуемых в архитектурном альманахе - хороший знак, который, возможно, предвещает дальнейшее насыщение РуИнтернета профессиональными тестами, в том числе освещающими теоретические проблемы современной архитектуры, а значит, говорит о развитии отношения к Сети как серьезному способу обмена информацией вообще и публикаций в частности. Позволим себе выразить искреннюю надежду на дальнейший прогресс в этой области.

Проекты Архи.Ру:
[Каталог ссылок]
[Новые поступления]
[Наши рецензии]
[Зарубежные сайты]
[Новости сайтов]
     Примечание:
    отмечены наиболее интересные ресурсы (частное мнение acrhi.ru). Критерии - информационная насыщенность и качество дизайнерского решения  наиболее интерес.
    наши рецензии
    убитые ссылки

 

Проекты Архи.Ру:

 

А