Репрезентативный великокняжеский храм
был придворной церковью резиденции Всеволода
Большое Гнездо. в летописи нет упоминания о
храме, его можно найти только в некрологе
Всеволода. Относительная датировка
строительства устанавливается по косвенным
данным как 1194-97.
Первоначально храм был
окружен закрытыми галереями, доходившими до
уровня аркатуры; перед западным фасадом
находились две лестничные башни. Пропорции
споскойны и величественны, в облике храма нет
подчеркнутого вертикализма, свойственного
Успенскому собору Андрея Боголюбского и церкви
Покрова на Нерли.
Фасады богато украшены белокаменными
рельефами, сочетающими фигуративные
изображения и растительные орнаменты. Вероятно
участие в возведении собора русских мастеров;
возможно, их участием объясняется усиление роли
орнаментальных мотивов и плоскостная
трактовка части рельефов. Колонки аркатурного
пояса опираются на повисающие
в воздухе консоли - мотив трактован менее
рационально, чем этот же элемент на фасадах
Успенского собора Андрея Боголюбского (где
колонки зрительно опираются на уступ отлива).
Сюжеты рельефов:
скульптура сосредоточена в верхней части
фасадов над аркатурным поясом.
Между колонками аркатурного пояса - фигуры
святых. В поясе западного прясла северного
фасада - фигуры Бориса и Глеба. В центральном
тимпане каждого из трех фасадов (западного,
южного и северного) - изображение
царя Давида - псалмопевца.
В восточной закомаре южного фасада - Вознесение
Александра Македонского (Александр - в корзине,
которую тянут наверх два грифона, которые
тянутся за приманкой - двумя львятами в руках
императора).
В восточной закомаре северного фасада - предп.
изображение Всеволода с сыном Дмитрием на
коленях и поклоняющихся ему сыновей (Воронин Н.Н.)
В интерьере - изображения лежащих львов в
импостах столбов под барабаном.
Интерпретация сюжетов скульптуры Дмитровского
собора (а также других владимирских памятников)
остается спорной.
Наиболее вероятна их связь с текстом псалма
Давида "всякое дыхание да хвалит Господа"
Другие трактовки:
- изображение "собора всей твари"
- иллюстрация "Голубиной книги"
- или "Беседы трех святителей"
- выражение репрезентативного начала, основная
идея - прославление княжеской власти (фигуры
львов - символов власти, включение композиции
Вознесение Александра Македонского)
Замененные в XIX в. рельефы:
Большинство фигур в аркатурном поясе (их
отличает плоскостность, грубоватая обработка)
Крещение в западном тимпане южного фасада
Повреждения, перестройки, изменения:
XVI, XVIII - собор горел
1837-1839 - реставрирован по распоряжению Николая I.
Ошибочно разобраны древние галереи и лестничные
башни, заменена часть рельефов. Здание,
потерявшее поддерживающие его объемы галерей и
башен, начало разрушаться - лопнули паруса и
подпружные арки, началось расслоение столбов.
1952 - реставрация А.В. Столетова, спасшая памятник
от разрушения.
Живопись:
Роспись XII в. с изображением Страшного суда
сохранилась на сводах хор. Раскрыта в 1918.
В центральной части - фигуры двенадцати
апостолов и ангелы, на юго-западном своде -
Шествие праведников в рай; Богоматерь на троне и
праотцы в раю.
Живопись южной части центрального свода хор,
вероятно, принадлежит кисти греческого мастера;
напротив, в северной части - русского.
Литература:
Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово.
Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1965. С.67-86.
Косаткин В. Димитриевский собор во Владимире.
Владимир, 1914.
Мацулевич Л.А. Хронология рельефов
Димитриевского собора во Владимире-Залесском. //
Ежегодник Российского института истории
искусств. Т.1. Пг., 1922. С. 253-299.
Малицкий Н.В. Поздние рельефы Димитриевского
собора в г. Владимире. // Труды Владимирского
научного общества по изучению местного края. В. V.
Владимир, 1923. С.3-46.
Грабарь И.Э. Фрески Димитриевского собора во
Владимире.//Русское искусство. 1923. №2-3. С.41-47.
Воронин Н.Н. Скульптурный портрет Всеволода III. //
Краткие сообщения Института истории
материальной культуры АН СССР. В. XVIII. М., 1947. С. 61-65.
Рикман Э.А. Изображение бытовых предметов на
рельефах Димитриевского собора во Владимире. //
Краткие сообщения Института истории
материальной культуры АН СССР. В.XLVII. М., 1952. С.23-40.
Казаринова В.И. К вопросу о тектонике в
архитектуре. // Вопросы теории арзитектурной
композиции. В. I. М., 1955. С.28-37.
Даркевич В.П. Подвиги Геракла в декорации
Димитриевского собора во Владимире. // Советская
археология. 1962. №4.