Существующее здание
Архангельского собора заменило более древнюю
постройку 1333 года - обетный храм Ивана Калиты,
построенный после избавления страны от голода.
Первый собор был изначально задуман как место
захоронения московских князей. Возведение
нового здания было начато Иваном III незадолго
перед смертью и закончено при Василии III. На время
строительства гробницы были вынесены из храма и
поставлены в церкви Иоанна Лествичника.
Собор 1505-1508 гг. строил итальянский архитектор
Алевиз Новый (Альвизе Альберти да Монтаньяна),
приехавший в Россию из Венеции в посольством
Дмитрия Ралева. В Ферраре известно скульптурное
надгробие его работы, а по дороге в Москву мастер,
будучи вынужден задержаться в Бахчисарае,
исполнил резной белокаменный портал для
крымского хана Менгли-Гирея. С.С. Подъяпольский в
статье, посвященной анализу венецианских
истоков архитектуры Архангельского собора
показал, что использованный Алевизом тип
шестистолпного храма был хорошо известен в
венецианской архитектуре XV века, благодаря
работам по реконструкции византийских построек
XI-XIII вв. Использованные в интерьере
Архангельского собора профилированные
постаменты столбов и карнизы также находят
аналогии среди венецианских храмов XV в.
Образцом для Алевизовского собора послужил
Успенский собор Аристотеля Фиораванти, что
определило его пятиглавие, и такую деталь
интерьера, как разделение алтарной преграды на
пять частей, имитирующее пятичастный алтарь.
Перед западным входом в собор расположен высокий
и узкий нартекс. В его углах находятся винтовые
лестницы, освещаемые небольшими узкими окнами (которые
можно сравнить с лестничными башнями
европейских соборов, "спрятанными" в "чехол"
параллелепипеда храмового здания). Помещение
нартекса трехярусное: второй ярус
предназначался для хор, в третьем были освящены
придельные престолы Воскресения, апостола Акилы,
Симеона Столпника и Андрея Критского.
Фасады собора богато декорированы в духе
венецианской архитектуры раннего Возрождения.
Первоначально они были двухцветными - красные
кирпичные стены, материал которых был подчеркнут
раскраской "под кирпич", сочетались с
белокаменными деталями декоративного убранства
(карнизами, пилястрами, архивольтами, капителями
и раковинами). В тимпане центральной закомары
западного фасада помещены характерные для
Венеции круглые окна, освещающие третий ярус
нартекса. Роспись порталов сочеталась с
золочением их резных украшений.
С трех сторон собор был окружен одноярусными
сводчатыми галереями, доходившими по высоте до
карниза, разделяющего фасады на два яруса. О
существовании галерей известно из изображений
XVII в. (Книги об избрании и венчании на царство...) и
чертежей XVIIIв.
Архитектура Архангельского собора оказала
значительное влияние на развитие русского
зодчества XVI в., будучи источником "итальянизмов"
- элементов ордерной ренессансной декорации на
фасадах и в интерьере многих построек.
Перестройки, изменения, реставрация:
середина - вторая половина XVI в. - строительство
двух приделов у восточного фасада (северный
придел Уара (позднее переосвященный в честь
Покрова Богородицы), южный - Иоанна Предтечи)
XVIII в. - разборка галерей архитектором Д.В.
Ухтомским.
1742 - собор стал кафедральным (епископское
богослужение).
конец XVIII - укрепление южной стены контрфорсами
под наблюдением В.И. Баженова.
1962-63 - реставрация (Федоров В.И., Меркелова В.Н.,
Шеляпина Н.С.)
Литература:
1. Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 93-138.
2. Власова Т. Московский Кремль. Архангельский собор. М., 1994.
3. Вятчанина Т.Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI в. АН. Вып. 34: Преемственность и влияние в архитектуре народов СССР. М., 1986. С. 215-223.
4. Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля (материалы к исследованию) // Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 138-159.
5. Доклад Обществу о ходе дела по выяснению вопроса о репарации Архангельского собора в Москве за 1905-1906 гг. Древности: Тр. Комис. по сохранению древ. памятников Моск. Археол. Т.2. М. 1907. С.88-90.
6. Извеков Н. Д. Московский придворный Архангельский собор. Сергиев Посад, 1916.
7. Лебедев А. Московский Кафедральный Архангельский собор. М., 1880.
8. Машнина B.C. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора ГММК. Материалы и исследования. Вып. VI. История и реставрация памятников Московского Кремля. М., 1989. С.84-89.
9. Машнина B.C. Икона "Архангел Михаил" из Архангельского собора Московского Кремля. М., 1968.
10. Меркелова В.Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. I. М., 1975. С. 45-50.
11. Недумов А.Д. Московский придворный Архангельский собор. М., 1890.
12. Подъяпольский С.С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279.
13. Протокол реставрационного заседания 7 окт. 1915 г. Москва. Архангельский собор // Вопросы реставрации. Вып. 17. М. 1916.
14. Пятисотлетие Архангельского собора // Известия императорской Археологической Комиссии Вып. 37. Прибавление. М. 1910. С. 161-162.
15. Пятисотлетие Архангельского собора // Хроника и библиография. Вып. 18. М. 1910.
16. Реставрация фресок Архангельского собора Известия императорской Археологической Комиссии. Вып. 37. Прибавление. М. 1910. С. 162-163.
17. Реставрация фресок Архангельского собора // Хроника и библиография. Вып. 18. М. 1910.
18. Свирин А.Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового. Горнее место Архангельского собора. Древнерус. искусство: Зарубеж. связи. - М., 1975. - С. 280-281.
19. Сизов Е. С. Новые материалы по Архангельскому собору Московского Кремля. Когда был построен Архангельский собор? // АН. Вып. 15, М 1963 с. 176-177.
20. Сизов Е.С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжет // Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964. С. 160-174.
21. Сизов Е.С. Еще раз о трех "неизвестных" гробницах Архангельского собора // ГММК. Материалы и исследования. Вып. I. М., 1973. С. 86-94.
22. Сизов Е.С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора // ГММК. Материалы и исследования. Вып. II. М., 1976. С. 62-97.
23. Сизов Е.С. О некоторых изначальных чертах интерьера Архангельского собора // ГММК. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М., 1980. С. 87-105.
24. Сизов Е.С. О происхождении Покровского придела Архангельского собора в Кремле // Советская археология. № 1. М., 1969. С. 243-250.
25. Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С.405-420.
26. Сухов Д., Крылова В. Реставрация стенописи Архангельского собора // Архитектура и строительство Москвы. № 7. М. 1955. С. 26-30.
27. Хавский П. Московский Архангельский Собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивающих в Московском Архангельском соборе. М., 1862.
28. Шервинский С. Венецианизмы
Московского Архангельского собора // Сб.
Московского Меркурия по истории литературы и
искусства. Вып. 1. М., 1917. С. 191-204.