Существующее здание Архангельского собора заменило более древнюю постройку 1333 года - обетный храм Ивана Калиты, построенный после избавления страны от голода. Первый собор был изначально задуман как место захоронения московских князей. Возведение нового здания было начато Иваном III незадолго перед смертью и закончено при Василии III. На время строительства гробницы были вынесены из храма и поставлены в церкви Иоанна Лествичника.

Собор 1505-1508 гг. строил итальянский архитектор Алевиз Новый (Альвизе Альберти да Монтаньяна), приехавший в Россию из Венеции в посольством Дмитрия Ралева. В Ферраре известно скульптурное надгробие его работы, а по дороге в Москву мастер, будучи вынужден задержаться в Бахчисарае, исполнил резной белокаменный портал для крымского хана Менгли-Гирея. С.С. Подъяпольский в статье, посвященной анализу венецианских истоков архитектуры Архангельского собора показал, что использованный Алевизом тип шестистолпного храма был хорошо известен в венецианской архитектуре XV века, благодаря работам по реконструкции византийских построек XI-XIII вв. Использованные в интерьере Архангельского собора профилированные постаменты столбов и карнизы также находят аналогии среди венецианских храмов XV в.

Образцом для Алевизовского собора послужил Успенский собор Аристотеля Фиораванти, что определило его пятиглавие, и такую деталь интерьера, как разделение алтарной преграды на пять частей, имитирующее пятичастный алтарь.

Перед западным входом в собор расположен высокий и узкий нартекс. В его углах находятся винтовые лестницы, освещаемые небольшими узкими окнами (которые можно сравнить с лестничными башнями европейских соборов, "спрятанными" в "чехол" параллелепипеда храмового здания). Помещение нартекса трехярусное: второй ярус предназначался для хор, в третьем были освящены придельные престолы Воскресения, апостола Акилы, Симеона Столпника и Андрея Критского.

Фасады собора богато декорированы в духе венецианской архитектуры раннего Возрождения. Первоначально они были двухцветными - красные кирпичные стены, материал которых был подчеркнут раскраской "под кирпич", сочетались с белокаменными деталями декоративного убранства (карнизами, пилястрами, архивольтами, капителями и раковинами). В тимпане центральной закомары западного фасада помещены характерные для Венеции круглые окна, освещающие третий ярус нартекса. Роспись порталов сочеталась с золочением их резных украшений.
С трех сторон собор был окружен одноярусными сводчатыми галереями, доходившими по высоте до карниза, разделяющего фасады на два яруса. О существовании галерей известно из изображений XVII в. (Книги об избрании и венчании на царство...) и чертежей XVIIIв.

Архитектура Архангельского собора оказала значительное влияние на развитие русского зодчества XVI в., будучи источником "итальянизмов" - элементов ордерной ренессансной декорации на фасадах и в интерьере многих построек.

Перестройки, изменения, реставрация:
середина - вторая половина XVI в. - строительство двух приделов у восточного фасада (северный придел Уара (позднее переосвященный в честь Покрова Богородицы), южный - Иоанна Предтечи)
XVIII в. - разборка галерей архитектором Д.В. Ухтомским.
1742 - собор стал кафедральным (епископское богослужение).
конец XVIII - укрепление южной стены контрфорсами под наблюдением В.И. Баженова.
1962-63 - реставрация (Федоров В.И., Меркелова В.Н., Шеляпина Н.С.)

Литература: