В конце 50-х годов в СССР возникла собственная школа промышленного дизайна. Она была создана «сверху», как система государственных учреждений, и «задом наперёд»: сначала обеспечили дизайнеров рабочими местами, и только потом создали в вузах профильные кафедры, которые выпускали дипломированных дизайнеров. Центром этой системы был ВНИИТЭ, институт технической эстетики. Он издавал журналы, проводил выставки дизайна, готовил «остепенённых» специалистов для вузов и представлял советский дизайн за границей, входя в ICSID – международное содружество государственных «дизайнерских» организаций.
Послевоенный европейский дизайн мифологизировал своё авангардное прошлое, преувеличивал его значение. В СССР, насколько можно установить, этого не было. Советский дизайн не вспоминал о своём прошлом. Дело, вероятно, в том, что советский дизайн был учреждён в 50-е годы из-за острого чувства отставания от Запада. Советские вещи 50-х годов, по сравнению с американскими и европейскими, выглядели старомодными, некрасивыми. Поэтому люди, которые пришли в систему дизайна, включая её создателя, Юрия Соловьёва, были стихийными западниками: модно одевались, слушали джаз, стремились окружить себя труднодоступными западными вещами. Суровый пафос советского авангарда был им совершенно чужд.
О цикле лекций: Четыре лекции рассказывают о двух авангардных художественных школах, заложивших основы промышленного дизайна в Европе: ВХУТЕМАСе и Баухаузе. Эксперименты, которые проводились в этих школах – скорее не история, а предыстория дизайна в его нынешнем виде. Как самостоятельная дисциплина промышленный дизайн сложился только в послевоенное время. Тогда же, в 50-е и 60-е годы, сформировались советская и германская школы дизайна с собственными традициями, учебными программами, с устойчивым положением в национальной экономике. Эти школы по-разному относились к своему авангардному прошлому. В двух последних лекциях рассказывается, как наследие Баухауза и ВХУТЕМАСа повлияло на формирование национальных школ дизайна в Западной Германии и СССР.
О лекторе: Артём Дежурко ― архитектурный журналист. Работал в журналах «Интерьер+Дизайн», ARX, DOMUS (русский), INTERNI (русский), AD (русский). Автор статей в журналах «Проект Классика», Made in Future, SPeeCH, "Проект Россия", сайта archi.ru, БРЭ. Консультант выставки «Знак качества: выставка достижений советского дизайна» («Этажи», Санкт-Петербург, 2011), куратор выставки «Морфология советской квартиры» («Арх Москва», 2011).