Все современные системы преподавания дизайна восходят к программам, которые разработали в Ульмской школе, основанной в 1953 году. ВХУТЕМАС и Баухауз — в большей степени наследники старой системы художественно-промышленных училищ. В Ульме дизайнеров учили понимать экономику производства, технологию, маркетинг.
Особая мастерская под руководством Ганса Гугелота, созданная при школе, выполняла заказы крупных фирм. В частности, вся линейка продукции Braun конца 50-х годов создана в этой мастерской. Ульмская школа, при всём несходстве с Баухаузом, старалась установить связь с прерванной традицией, разыскивая и принимая в штат людей, связанных с авангардной школой 20-х годов. Её первым ректором был Макс Билл, выпускник Баухауза. Вильгельм Вагенфельд, другой выпускник Баухауза, работал в мастерской Гугелота.
О цикле лекций: Четыре лекции рассказывают о двух авангардных художественных школах, заложивших основы промышленного дизайна в Европе: ВХУТЕМАСе и Баухаузе. Эксперименты, которые проводились в этих школах – скорее не история, а предыстория дизайна в его нынешнем виде. Как самостоятельная дисциплина промышленный дизайн сложился только в послевоенное время. Тогда же, в 50-е и 60-е годы, сформировались советская и германская школы дизайна с собственными традициями, учебными программами, с устойчивым положением в национальной экономике. Эти школы по-разному относились к своему авангардному прошлому. В двух последних лекциях рассказывается, как наследие Баухауза и ВХУТЕМАСа повлияло на формирование национальных школ дизайна в Западной Германии и СССР.
О лекторе: Антон Дежурко ― архитектурный журналист. Работал в журналах «Интерьер+Дизайн», ARX, DOMUS (русский), INTERNI (русский), AD (русский). Автор статей в журналах «Проект Классика», Made in Future, SPeeCH, "Проект Россия", сайта archi.ru, БРЭ. Консультант выставки «Знак качества: выставка достижений советского дизайна» («Этажи», Санкт-Петербург, 2011), куратор выставки «Морфология советской квартиры» («Арх Москва», 2011).