В первые годы советской власти, в московской художественной школе ВХУТЕМАС, был создан факультет обработки дерева и металла (в просторечье Дерметфак). Факультетом руководил Александр Родченко, который собрал под своим крылом многих авангардных художников: на дерметфаке в разные годы преподавали Владимир Татлин, Эль Лисицкий и художники из группы «конструктивистов».
Конструктивизм в искусстве — не то же самое, что архитектурный конструктивизм. Это художественное направление, один из многих «-измов» начала XX века, который изобрели Александр Родченко, братья Стенберги и их единомышленники. Главная идея конструктивистов — создавать не образы, а реальные конструкции. Следуя этому принципу, конструктивисты проектировали тиражные функциональные вещи: мебель, плакаты; а кроме того, стали учить этому своих студентов во ВХУТЕМАСе. Это было художественно-промышленное производство, переосмысленное и основанное на новых, авангардных, принципах. Дерметфак ВХУТЕМАСа стал одной из первых в мире школ промышленного дизайна.
О цикле лекций: Четыре лекции рассказывают о двух авангардных художественных школах, заложивших основы промышленного дизайна в Европе: ВХУТЕМАСе и Баухаузе. Эксперименты, которые проводились в этих школах – скорее не история, а предыстория дизайна в его нынешнем виде. Как самостоятельная дисциплина промышленный дизайн сложился только в послевоенное время. Тогда же, в 50-е и 60-е годы, сформировались советская и германская школы дизайна с собственными традициями, учебными программами, с устойчивым положением в национальной экономике. Эти школы по-разному относились к своему авангардному прошлому. В двух последних лекциях рассказывается, как наследие Баухауза и ВХУТЕМАСа повлияло на формирование национальных школ дизайна в Западной Германии и СССР.
О лекторе: Антон Дежурко ― архитектурный журналист. Работал в журналах «Интерьер+Дизайн», ARX, DOMUS (русский), INTERNI (русский), AD (русский). Автор статей в журналах «Проект Классика», Made in Future, SPeeCH, "Проект Россия", сайта archi.ru, БРЭ. Консультант выставки «Знак качества: выставка достижений советского дизайна» («Этажи», Санкт-Петербург, 2011), куратор выставки «Морфология советской квартиры» («Арх Москва», 2011).