|
пресс-релиз:
«Нижний слой архитектуры» – так звучала тема очередного заседания Совета по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского Союза архитекторов, которое состоялось 29 марта и прошло, как обычно, в Бронзовом зале Дома архитектора. Встреча была посвящена проблемам организации и развития городской среды, в частности, истории и современному состоянию мощения в Петербурге, малым архитектурным формам в городской среде, а также тому, в каком состоянии сегодня в Петербурге находятся объекты, являющиеся частью городского благоустройства. Охват тем оказался весьма широким: от сугубо специальных вопросов технологии мощения до необходимости решительного пересмотра городской политики в области эстетики и благоустройства городской среды. Вел Совет его председатель архитектор Рафаэль ДАЯНОВ (архитектор, директор Архитектурного бюро «Литейная часть-91», член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга). Он и открыл заседание сообщением на тему: «ДОЖДЕТСЯ ЛИ ПЕТРОГРАДЪ БЛАГОУСТРОЕННЫХЪ МОСТОВЫХЪ И ТРОТУАРОВЪ» – НЕМНОГО ИСТОРИИ…» С помощью красноречивых фотографий 1910-х – 1930-х годов и обзора книжных изданий первой трети ХХ века Р. Даянов представил историческую ретроспективу формирования и развития системы мозаичных мостовых (в частности, на материале книг: Крюгер Р., Гравенхорст Ф. Мозаичная мостовая. 1910; Некрасов В.К. Мостовые и тротуары из естественного камня. 1933). Ушедшая культура мощения начала ХХ века – это сугубо российская утрата, подчеркнул Р. Даянов. В подтверждение этой мысли и в качестве содержательного контекста к выступлениям участников Совета был показан слайд-фильм, с которого и началось заседание: многочисленные и удивляющие разнообразием фотографии прекрасно продуманного и мастерски выполненного «нижнего слоя архитектуры» современного Берлина (фото Р. Даянова). В двух следующих выступлениях ведущие петербургские практики – архитектор и скульптор – представили свои творческие работы и проекты. Вадим СПИРИДОНОВ (генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская – ТРИ») выступил с сообщением ИСКУССТВО СОБИРАТЬ КАМНИ и подробно рассказал о двух крупных объектах собственной мастерской, проиллюстрировав свой обзор множеством фотографий. Один из объектов – это грандиозный ансамбль Петропавловской крепости, где после реконструкции сетей мастерская В. Спиридонова получила возможность разработать и осуществить проект благоустройства территории Петропавловской крепости. В. Спиридонов, в частности, подробно рассказал о работах по мощению, где с помощью камня разных тонов были выделены исторические фрагменты, например, канал и рвы, засыпанные в конце XIX века. Второй объект – уютное пространство Конюшенной улицы, где также был реализован масштабный проект благоустройства: заменено асфальтобетонное покрытие, переложены инженерные сети, произведены работы по мощению натуральным камнем. Улице возвратили исторический облик: проезжую часть вымостили брусчаткой, установили новые фонари, расширили пешеходную зону, воссоздали липовую аллею. На бульваре было установлено декоративное ограждение, скамьи и урны, размещены малые архитектурные формы. Однако вандализм, ставший, увы, обычным явлением в Петербурге, привел к тому, что малые формы утратили первоначальный вид. Так, две гранитные чаши, на которых красовались бронзовые Пегасы, остались без крылатых коней: после неоднократных попыток их похищения было решено вообще убрать Пегасов с каменных чаш. Виктор СИВАКОВ (художник декоративно-прикладного и средовых видов искусства, руководитель ПТАМ, директор Регионального архитектурно-художественного фонда, заслуженный художник России) представил доклад, с привлечением фотоматериалов, на тему ВНЕДРЕНИЕ СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В НОВЫЕ РАЙОНЫ ГОРОДА. Несколько лет назад В.Сиваков с коллегами – скульпторами Дмитрием Каминкером, Сергеем Борисовым и другими – создали альбом проектов городской скульптуры, предназначенной для размещения в отнюдь не парадных районах Петербурга. К примеру, в районе Комендантского аэродрома, там, где в стародавние времена находился ипподром, должна была встать скульптура Д. Каминкера «Авиакентавр» – своеобразный образ места. Подобный подход и определил концепцию всего альбома проектов: каждое скульптурное решение призвано было олицетворять именно образ того или иного места. Проекты, вошедшие в альбом, были одобрены и оценены по достоинству, однако ни одна из работ до сих пор не реализована. На вопрос из зала «Почему?» В. Сиваков ответил коротко и ясно: «Чиновники…» Юрий КОСТИКОВ (канд. техн. наук, редактор журнала «Про мощение», директор по развитию проекта «Hess» ОАО «Ленстройдеталь») в докладе CОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ МОЩЕНИЯ рассмотрел основные аспекты дизайна поверхности земли средствами мощения: cсоблюдение баланса между природными и искусственными материалами, создание и поддержание архитектурной индивидуальности городского пространства (варьирование рисунка, фактуры и цвета материалов, геопластика) и разграничение пространства по функциональным зонам. Участникам Совета были продемонстрированы примеры мощения в Санкт-Петербурге. В сообщении также были подробно рассмотрены вопросы строительства и эксплуатации мощеных покрытий, а также технологические аспекты. Автор сообщения рассказал о работе, которая ведется в Санкт-Петербурге по развитию и популяризации мощения. С участием производственных компаний издается журнал «Про мощение», проводится ежегодный «Фестиваль мощения». Это мероприятие включает в себя выставку изделий для мощения и благоустройства, круглый стол производителей и школу мощения. В настоящее время ведется работа над региональным методическим документом «Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки». C первой редакцией документа можно ознакомиться на сайте www.paving.spb.ru. Иван УРАЛОВ (заслуженный художник РФ, профессор Кафедры живописи Института им. И.Е. Репина Р.А.Х., заведующий Кафедрой изобразительного искусства факультета искусств Санкт-Петербургского государственного Университета) подготовил доклад «ГОРОД ПЫШНЫЙ, ГОРОД БЕДНЫЙ...». КОНФЛИКТ СТОЛИЧНОГО И ПРОВИНЦИАЛЬНОГО В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ. Петербург крайне сложен для средового проектирования, он требует виртуозных дизайнерских решений. Давно утрачено благоустройство и характер того, прежнего, настоящего Петербурга, и сегодня трудно разглядеть отпечатки ушедшей культуры, следы петербургского аристократизма в купеческом, мещанском облике Петербурга наших дней. Главная мысль доклада И. Уралова подытожила содержание предыдущих выступлений участников Совета: наряду с КГА и КГИОП Санкт-Петербургу необходимо обзавестись самостоятельным Комитетом по эстетике и благоустройству городской среды (КЭГС), который позволил бы решить очень многие проблемы, вызывающие сегодня споры и недопонимание, а также дал бы возможность утвердиться в приоритетах эстетических ценностей во имя возрождения истинно петербургской городской средовой культуры.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ РАФАЭЛЬ МАРАТОВИЧ ДАЯНОВ: (812) 275-44-08; +7 – 921-964-27-03; rzippa@mail.ru
|