пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Выставка живописи Александра Павловича Васильева (1911—1990)

выставка история искусства Наследие
  дата: 15.07.2011 - 21.08.2011
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Пречистенка, 21, залы Российской академии художеств
  контакты: adv@rah.ru; adv2@rah.ru
  ссылки: www.rah.ru
  Юбилейная выставка к столетию выдающегося сценографа, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Александра Павловича Васильева (1911—1990) организована Российской академией художеств совместно с историком моды Александром Васильевым. Собранные воедино произведения театрально-декорационного искусства, а также станковая живопись и графика 1950-1980-х годов свидетельствуют о ярком таланте мастера, образном и философском взгляде на мир.
 
А.П.Васильев. Мы в загранке. Автопортрет с балбеткой. Холст, темпера. 1984г.
А.П.Васильев. Мы в загранке. Автопортрет с балбеткой. Холст, темпера. 1984г.
А.П.Васильев.Кабул.1962г.
А.П.Васильев.Кабул.1962г.
А.П.Васильев. Петербургские сновидения. Театр Моссовета. 1967г.
А.П.Васильев. Петербургские сновидения. Театр Моссовета. 1967г.
пресс-релиз:
На протяжении творческой карьеры А.П. Васильев оформил более 300 спектаклей, включавших русский классический репертуар,
произведения советских и западных авторов. Помимо ведущих театров Москвы, в числе которых Большой, Малый и МХАТ, художник
сотрудничал с театрами многих городов СССР и ряда зарубежных стран. Для каждой пьесы он искал свой ключ, варьировал стиль, хотя
индивидуальная манера Васильева ощутима во всех постановках. Лучшие его работы отмечены глубокой поэтичностью.
Александр Павлович Васильев родился в январе 1911 года в Самаре в семье статского советника, хранившей память о
выдающихся предках. Детские впечатления вкупе со знанием деталей быта прежней России заметно обогатили его творчество
сценографа и дали импульс Васильеву – коллекционеру старины.
Деятельность Васильева-сценографа началась в 1930 году по окончании Московского художественного техникума "Памяти 1905
года". С первых же самостоятельных шагов в драматическом театре Читы он заявил о себе как смелый экспериментатор, усвоивший
уроки русского конструктивизма, идеи В.Мейерхольда и А.Таирова. В предвоенное десятилетие он также работал в драмтеатрах
Архангельска, Владивостока, Кирова, Куйбышева и Ростова-на-Дону.
В годы Великой Отечественной войны А.П.Васильев стал главным художником фронтовых театров Всероссийского театрального
общества. С театральными и концертными группами совершил множество поездок по фронтам. Минимальными средствами он умел
создать костюмы к постановкам военного времени, изобрел удобную в походных условиях систему разборных декораций.
В 1945 году А.П.Васильев начал работать в столичных театрах, в 1947 вступил в Союз художников СССР. С 1947 года он
был главным художником Московского театра им. М.Н.Ермоловой, с 1954 - главным художником Театра им. Моссовета. За 20 лет
работы под началом легендарного режиссера Ю.Завадского создал декорации к большому числу спектаклей, включая постановки
пьес "Кража" Дж.Лондона, "Дали неоглядные" Н.Вирты, «Леший» А.Чехова, «Василий Теркин» А.Твардовского, «Милый лжец»
Дж.Килти, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Последняя жертва» А.Островского. Немалый резонанс получили декорации для
сценической композиции «Петербургские сновидения» по мотивам «Преступления и наказания». В этой ключевой для Васильева
работе ему удалось воссоздать трагическую атмосферу Петербурга Достоевского.
В 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе А.П.Васильев был удостоен Гран-при за панно «Русская и советская опера». Имел
много других наград, как отечественных, так и зарубежных. Произведения А.П.Васильева хранятся в музеях Большого театра России,
Московского Художественного театра им. А.П.Чехова, Государственном музее А.С.Пушкина, в других российских музеях, а также в
частных коллекциях.
Помимо сценографии, Васильев часто обращался к станковой живописи и графике. Им созданы выразительные, зачастую
театрализованные портреты, пейзажи, интерьеры, натюрморты. В тематических композициях художник давал волю фантазии, юмору,
иронии, но в то же время настойчиво искал идеал, красоту в современном мире. В целом следуя традициям классического искусства,
порой использовал элементы стилистики ар-деко и сюрреализма. Нередко он вводил в станковые произведения предметы из
собственной коллекции, помещал среди них модель – таковы натюрморт «Самовары», композиция «Лето», целый ряд автопортретов.
В экспозицию вошло свыше 100 театрально-декорационных эскизов, картин и рисунков из собраний Самарского художественного
музея и Международной конфедерации союзов художников, а также из личной коллекции сына мастера - известного телеведущего
и художника театра Александра Александровича Васильева. В экспозиции, помимо эскизов сценографии знаменитых спектаклей,
выделяются холсты «Юноша», «Портрет сына», «Художник исторической темы Андронов», портреты художников и деятелей театра –
Шавката, Р.Хачатряна и других, интерьеры мастерской, композиции из цикла «Отшельники», пейзажи из цикла «Япония».

Вернисаж – 15 июля в 17.00
Выставка открыта с 16 июля по 21 августа 2011

Управление информации Российской академии художеств
Тел.: +7 (495) 637 4771, +7 (495) 637 2569
e-mail: adv@rah.ru; adv2@rah.ru


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter