пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Неизвестная провинция в фотографиях Виталия Рудченко

выставка Фотография
  дата: 29.01.2016 - 26.02.2016
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Козицкий пер., дом 5
  организатор: Министерство культуры Российской Федерации
Государственный институт искусствознания
  контакты: +7 (495) 6293376
  ссылки: ruinaru.ru
  Выставка по материалам экспедиций «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России».
 
Виталий Рудченко. Фото предоставлено ГИИ
Виталий Рудченко. Фото предоставлено ГИИ
Медведки Сусанинский р.- ус. С.А. Бартенева. Главный дом, 1-я четв. 19 в. ф. Рудченко 2006. Предоставлено ГИИ
Медведки Сусанинский р.- ус. С.А. Бартенева. Главный дом, 1-я четв. 19 в. ф. Рудченко 2006. Предоставлено ГИИ
пресс-релиз:
Открытие 29 января в 17 часов

На традиционной январской выставке сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства ГИИ в этом году представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г.

Верхневолжье, и особенно Костромская и Ярославская области, обладающие удивительным богатством и разнообразием своего культурного наследия, были его любимыми. Начиная с 1970-х годов он участвовал в обследовании этого региона и сделал несколько тысяч снимков расположенных здесь архитектурных памятников. Представленные ныне фотографии не делались автором специально для какой-то выставки, а выбраны из его огромного архива, складывавшегося постепенно из экспедиционных материалов. Многие из сельских храмов, запечатленных на снимках, сегодня оказались заброшенными, исчезли находившиеся в них великолепные иконостасы, а усадьбы, уже в момент обследования пребывавшие в полуразрушенном состоянии, не дожили до наших дней. И фотографии Рудченко остаются единственными и бесценными свидетельствами существования этих прекрасных сооружений.    

Виталий Рудченко с детства увлекался фотографией, причем его главным интересом была съемка архитектурных памятников. Четырнадцатилетним подростком в 1964 г. он познакомился с выдающимся архитектором-реставратором и блестящим знатоком древнерусского зодчества Петром Дмитриевичем Барановским, с которым, несмотря  на огромную разницу в возрасте,  дружил до самой его смерти. Знакомство с Барановским во многом определило выбор профессии  Виталия Михайловича: в 1977 году  он окончил отделение  истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова  и стал признанным специалистом по истории иконостасов и монументальной живописи. Он также связал свою профессиональную деятельность с архитектурной реставрацией – работал в Экспериментальных специализированных научно-производственных реставрационных мастерских ЦС ВООПиК и институте «Спецпроектреставрация», участвуя при этом во всех экспедициях Государственного института искусствознания, собирающих материал для издания «Свода памятников архитектуры и монументального искусства  России». С 1998 года он стал сотрудником сектора Свода памятников нашего института. Его фотографии, особенно снятые в 1970–1990-х годах,  стали основой для работы по «Своду памятников», ими иллюстрированы изданные и готовящиеся к выпуску тома, а также главы «Истории русского искусства», посвященные русской провинции.

Трудно оценить эти снимки, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых зачастую приходится пешком. Съемка заброшенного храма  в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с  сознанием того, что повторить её скорее всего будет невозможно, требует огромного мастерства.

Фотограф, как правило, очень ограничен во времени, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную  информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его портрет. Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтоб на первое место вышел сам памятник.  Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его снимков, его сугубо индивидуальный авторский взгляд. Все эти сдержанные черно-белые фотографии пронизывает невероятная радость первооткрывателя. Восхищение художественным качеством памятника сильнее ужаса разорения, а интерес к его исторической уникальности не позволяет смотреть на него равнодушно. Благодаря такому взгляду эти произведения не потеряны для нас.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter