Вашему вниманию представлен уникальный материал – фотографии русской провинциальной архитектуры XVIII-XIX веков. Он уникален по двум причинам – во-первых, о памятниках архитектуры провинции обычно никто не знает, о них не пишут в путеводителях и энциклопедиях. Во-вторых – снимки этих заброшенных разрушающихся церквей и усадеб были сделаны в основном в 1970-е - 1980-е годы, и как нетрудно предположить, до наших дней дожили лишь немногие из них. Это навсегда утраченное национальное достояние, и фотографии Виталия Рудченко в большинстве случаев остаются единственными свидетельствами его существования, что делает эти изображения бесценными.
На выставке представлены 46 фотографий памятников архитектуры двух областей, Костромской и Ярославской, это лишь маленький процент и архитектурного наследия русской провинции, и того, что было снято Виталием Рудченко за почти полвека профессиональной деятельности как искусствоведа и архитектурного фотографа.
Виталий Михайлович Рудченко (р. в 1949 году в Киеве) закончил отделение истории и теории искусства при историческом факультете МГУ им.Ломоносова в 1977 году, искусствоведческая специализация – история иконостасов и монументальной живописи. На выбор профессии кардинально повлияло знакомство в 1964 году с выдающимся ученым, архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, основателем музея в Коломенском и музея им.Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. В 1960-е годы остро стоял вопрос спасения памятников древнерусского зодчества от физического уничтожения, и Барановский здесь был инициатором и главным борцом. Само изучение древнерусского искусства и неразрывно связанного с ним православия находилось в то время под негласным запретом и фактически приравнивалось к инакомыслию.
Благодаря деятельности таких подвижников, как Барановский, в 1970-е годы запрет на профессию был постепенно снят, сложилось целое поколение искусствоведов-«древнеруссников», посвятивших жизнь исследованию и популяризации национального художественного наследия. Виталий Рудченко связал свою профессиональную деятельность с архитектурной реставрацией, с 1983 года он работает в Институте «Спецпроектреставрация», принимает участие во всех экспедициях, собираюших материал для издания «Свода памятников истории и культуры России», с 1998 года – старший научный сотрудник отдела Свода памятников Государственного института искусствознания.