Дом с биографией

На юго-востоке Англии по проекту бюро FAT и художника Грейсона Перри построен «Дом для Эссекса» – загородная вилла и произведение современного искусства одновременно.

mainImg
Заказчиком выступила некоммерческая организация Living Architecture во главе с философом Аленом де Боттоном. Ее цель – теснее знакомить широкую публику с качественной современной архитектурой, возводя дома в живописных местах Британии и сдавая их внаем на короткий срок всем желающим. Среди уже поработавших с де Боттоном архитекторов – MVRDV и Майкл Хопкинс, в данный момент строятся виллы по проектам Петера Цумтора и Джона Поусона, но даже «Балансирующий амбар» Вини Мааса и его коллег кажется обычным жильем по сравнению с последним дополнением к собранию Living Architecture – «Домом для Эссекса».
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Эта вилла расположена, как можно догадаться из ее названия, в графстве Эссекс – недалеко от морского побережья, на окраине деревни Рэбнисс (Wrabness), на вершине холма, откуда открываются живописные виды: совсем рядом – места, которые любил писать Констебл. В то же время, Эссекс – это не только красивые пейзажи и милые деревеньки: в его границы входят и промышленные пригороды Лондона, и доки в устье Темзы, и морские курорты. Жители графства часто выступают героями анекдотов: их считают малообразованными, недалекими, лишенными вкуса выходцами из рабочего класса, перебравшимися в Эссекс после войны из трущоб лондонского Ист-Энда и поправившими финансовое положение при Маргарет Тэтчер. Однако за стереотипами скрываются истории конкретных людей, где достаточно не только забавных, но и печальных эпизодов. Это прекрасно знают авторы проекта виллы – архитектор Чарльз Холланд (FAT) и художник Грейсон Перри: оба они родились в Эссексе.
 
Авторы проекта: слева – Чарльз Холланд (FAT), справа – Грейсон Перри в образе Джули Коуп © Katie Hyams

Перри, лауреат Премии Тернера и член Королевской академии художеств, известен своими расписными вазами и гобеленами на темы идентичности, социальной несправедливости, домашнего насилия, нарушения прав женщин, господства разнообразных стереотипов. По его словам, еще 20 лет назад, играя с дочерью, он часто придумывал с ней персонажа, его семью, жизнь – и его жилище. Позже художник размышлял о том, чтобы самому спроектировать дом или даже храм (интерес к «светской», альтернативной традиционным конфессиям религии сближает Перри с де Боттоном, опубликовавшим в 2012 книгу «Религия для атеиста»). На такой основе очередная вилла для Living Architecture стала не просто загородным домом, а «святилищем типичной женщины графства Эссекс» – чем-то вроде паломнической часовни.
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Перри придумал этой «типичной женщине» детальную биографию: ее звали Джули Коуп (от глагола cope – «справляться с кем-либо или чем-либо непростым»), она родилась в Эссексе во время катастрофического наводнения 1953 года, а погибла в 2014, когда ее сбил скутер работника службы доставки блюд с карри (этот скутер, Honda С90, служит люстрой в гостиной-часовне виллы). Она жила в одном из «новых городов», которые строились в Британии после войны, и в типичном поселке 1980-х. Смогла получить высшее образование лишь в зрелом возрасте, после развода с первым мужем, в браке с которым родила нескольких детей. В университете встретила второго супруга и поселилась с ним в деревне Рэбнисс. По замыслу Перри, именно этот, второй муж построил в ее память виллу-часовню, «Тадж-Махал на реке Стур». В целом, художник описывает жизнь своей героини как «историю женского ума, которому помешали реализоваться».
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Такая развернутая «легенда» проекта, казалось бы, отодвигает архитектора на второй план, делает его лишь исполнителем идей художника. Но Чарльз Холланд, как и его коллеги по FAT (бюро существовало в 1995–2014) имеет собственный опыт в современном искусстве, кроме того, все проекты этой мастерской, развивая линию постмодернизма, успешно сочетали орнамент, игру с цветом, исторические цитаты и провокацию. Перри тоже принадлежит к этой линии со своим желанием соединять несоединимое и использовать в качестве источника вдохновения как классическую традицию, так и поп-культуру.
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

«Дом в Эссексе» имеет поэтому развитую генеалогию: здесь и церкви Русского Севера, и матрешки, и норвежские ставкирки, и завораживающие интерьеры Джона Соуна, и керамический декор Лейтон-хауса, и коттеджи в духе движения «Искусства и ремесла»; яркий колорит интерьера отсылает и к Адольфу Лоосу, и к народным традициям.
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse

Вилла напоминает гармошку или выдвинутые друг из друга части матрешки: она делится на четыре части, постепенно увеличивающиеся по мере того, как она «спускается» с холма. Фасады здания сначала хотели покрыть характерной для народного зодчества Эссекса стуковой лепниной, но в итоге остановились на 2000 глазурованных изразцах по проекту Перри: на части из них Джули предстает в виде средневековой символической женской фигуры «шила-на-гиг» (sheela na gig), на остальных изображены связанные с ее биографией символы – булавка для застегивания подгузника, сердце, герб Эссекса, кассета-микстейп, ее инициал J и т.д. Кровля покрыта золотистым сплавом меди, на коньке крыши установлены замысловатые флюгеры, в том числе – серебристая фигура Джули.
 
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse



В интерьере рассказ о героине продолжается: там размещены четыре гобелена и три керамические работы Перри, включая статую Джули больше человеческого роста в уже упоминавшейся двухсветной гостиной-часовне. В это высокое и узкое пространство выходят балкончики из расположенных на втором этаже спален (всего в «Доме для Эссекса» могут разместиться четыре человека, его общая площадь – 190 м2), но попасть на них непросто – двери туда устроены в задних стенках встроенных шкафов. Остальные двери тоже часто замаскированы. Это один из примеров архитектурных «игр» в интерьере, которые Перри полностью называет заслугой Холланда. Также к вкладу архитектора художник относит то, что дом получился не совсем сказочным – или даже совсем не сказочным, и гораздо более четким и актуальным, чем изначально представлял его Грейсон Перри. Получившийся гезамткунстверк завершает «надгробие» Джули Коуп в саду, служащее также и скамьей.

Оригинальность «Дома для Эссекса», казалось бы, должна отпугивать желающих провести там приятный уикэнд среди лугов и холмов южной Англии, однако летний сезон 2015 года был раскуплен почти мгновенно: получается, современные искусство и архитектура служат не худшим «магнитом», чем красоты природы.
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © Jack Hobhouse
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
zooming
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
zooming
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture. Источник: www.ribaj.com
Вилла «Дом для Эссекса» © FAT Architecture & Grayson Perry

24 Июня 2015

FAT: другие проекты
От избыточности до минимализма
Британская программа Living Architecture сообщает о своих новых и обновленных проектах домов, разработанных бюро FAT и художником Грейсоном Перри, архитекторами Петером Цумтором и Джоном Поусоном.
Экран для BBC
Главный административный корпус новой медиа-деревни BBC в Кардиффе, чья длина составляет 260 метров, наконец-то приобрел свой парадный фасад. «Лицо» длинного здания спроектировали два британских бюро – FAT и Holder Mathias Architects.
Кирпичные узоры
Бюро FAT и AA Architects завершило строительство в Шеффилде поселка эко-домов с узорными кирпичными фасадами и "дизайнерскими" наличниками.
Уединение в Уэльсе
«Дом жизни» по проекту Джона Поусона, седьмая вилла программы Living Architecture, задуман как убежище от житейской суеты.
От избыточности до минимализма
Британская программа Living Architecture сообщает о своих новых и обновленных проектах домов, разработанных бюро FAT и художником Грейсоном Перри, архитекторами Петером Цумтором и Джоном Поусоном.
С видом на дюны
В небольшой деревушке графства Саффолк в Англии норвежское архитектурное бюро JVA закончило строительство арендного коттеджа Dune House. Благодаря своему живописному силуэту, эта постройка уже стала местной достопримечательностью.
Кораблик над головами прохожих
В Лондоне открылся очередной объект программы Living Architecture — павильон «Комната для Лондона», спроектированный архитектором Дэвидом Коном и художником Фионой Бэннер.
Архитектура на диком пляже
По проекту шотландского бюро NORD Architecture на пустынном галечном пляже в графстве Кент построена вилла Shingle house – дом для сдачи внаем, реализованный в рамках программы Living Architecture.
Пресса: С пользой для вкуса
Снять на каникулы не средневековый замок, а дом, построенный современными мастерами, предлагает британская организация Living Architecture.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.