Воспитание архитекторов по-английски

Учеба в London Metropolitan University и трактовка профессии архитектора в Великобритании.

Автор текста:
Руперт Шишко

mainImg
0 London Met – это один из самых многонациональных вузов Англии. Здесь учатся студенты из 170 стран мира, в том числе – много русских. Архитектура преподается на факультете имени сэра Джона Кэсса (CASS) вместе с другими творческими курсами.

Свою учебу на звание бакалавра я начал с подготовительного курса (foundation year). Этот курс более всего пригодится тем, кто не очень уверенно владеет английским языком, или тем, кто раньше не имел дела с обучением по творческим специальностям. В моем случае этот год был полезен как художественная подготовка. Нулевой год направлен на развитие основных умений: рисования, композиции, фотографирования, а также написания текстов. Хотя на этом уровне не стоит ожидать архитектурного обучения как такового, этот курс позволяет привыкнуть к английской образовательной системе и к способу работы с преподавателями, и освоенные навыки помогут более эффективно действовать в будущем. Задачи, поставленные перед студентами – это обследование зданий, изготовление модели архитектурной детали, дизайн какого-нибудь устройства и очень много коротких сочинений. По окончании этого курса можно не только продолжить обучение по специальностям «архитектура» или «архитектура интерьеров», но и еще по ряду других курсов. Нагрузка нулевого года – всего два дня в неделю: это позволяет студентом дневной формы обучения еще и подрабатывать, но надо учесть то, что учебный план предусматривает много самостоятельной работы. С первого по третий курс нагрузка становится больше – три дня в неделю, но, чтобы успеть выполнить все задания, многие приходят на факультет каждый рабочий день, включая субботу.
Выставка работ студентов нулевого курса. Фото © Руперт Шишко

На первом курсе обучение проводится в большой группе студентов – будущих архитекторов и проектировщиков интерьеров, поскольку первый курс у этих специальностей практически не отличается. В целом, первый курс многим похож на нулевой, но его основной фокус – это уже именно архитектура. Структура учебного года – это постоянное увеличение масштаба проектов, начиная с задания на проектирование мебели или устройства, затем – дизайна выставки, а заканчивая проектом небольшого здания в сложившейся городской среде. Нагрузка постоянно увеличивается, так как, наряду с растущей сложностью задач и решений, со временем уделяется все больше внимания различным «частностям» и техническим деталям, но переход от приятных к серьезным проектам – плавный. Чтобы приучить студентов к совместному труду, много проектов делается в группах, и такие групповые задачи составляют важную долю от финальной оценки – как на нулевом, так и на первом курсе.
Обследование здания павильона; 1-й курс. Фото © Руперт Шишко



Обучение на втором и третьем курсах проводится в группах по 20–30 человек, так называемых studios (мастерских). Каждая проектная студия имеет свою собственную тему, которая каждый год меняется. В зависимости от темы студии, студенты могут заниматься жилой средой, коммерческой или культовой архитектурой, отношением между ландшафтом и архитектурой или восстановлением запущенной городской среды. На этом этапе студенты должны более тесно сотрудничать с преподавателями на основе индивидуальных учебных планов. Обычно студию ведут два педагога, причем большинство преподавательского состава составляют практикующие архитекторы. Работа в студии не только дает возможность дважды в неделю обсуждать свои проекты с преподавателями, но еще и видеть решения своих сокурсников. Преподаватели CASS часто говорят о том, что на «обычных» занятиях можно узнать много, но и друг от друга студентам тоже можно многому научиться.

Ежегодно в конце ноября каждая студия отправляется в экскурсию в одну из стран Европы. Кроме того, иногда работающие в лондонских бюро преподаватели приглашают студентов посетить спроектированные ими здания – готовые или еще строящиеся. В целом, учеба в студии – это как будто работа в архитектурной мастерской, где происходит постоянный обмен идеями и решениями. В конце учебного года студенты имеют возможность обсудить детали своих проектов с профессионалами различных отраслей извне вуза. Это в большей степени касается дипломников, поскольку их работы подразумевают более детальное исследование.
Выставка работ первокурсников. Фото © Руперт Шишко



В целом, на протяжении всего обучения проектирование составляет половину финальной оценки и является основной целью учебы на факультете CASS университета London Met. Технические предметы – это 25%, а история и теория архитектуры и искусства дает оставшуюся четверть набранных баллов. В Великобритании архитектура – это скорее творческая, чем техническая профессия. Британцы считают, что архитектор необязательно должен знать все про строительные технологии или конструкцию проектируемого здания, и именно поэтому здесь существуют разнообразные близкие к архитектурной образовательные программы, которые сосредоточены на технических аспектах работы архитектора. Например, это архитектурные технологии (architectural technology), гражданское и архитектурное инженерное дело (civil and architectural engineering), архитектурное проектирование и технологии (architectural design & technology), но эти программы не подразумевают дальнейшее получение лицензии архитектора и обычно не имеют продолжения на уровне магистра.

Поскольку «коммуникация» – очень важное умение, особое внимание уделено написанию текстов. От студентов требуют писать самые разные сочинения, но наиболее интересны короткие пояснительные тексты к проектам, например, по 200 слов, и, чтобы хорошо подобрать эти слова, иногда надо сильно потрудится. Такое внимание к «литературной» стороне профессии архитектора характерно для всех курсов, начиная с нулевого, но степень этого внимания все же зависит от преподавателя. Этот аспект учебы лично мне очень помог при работе в строительной фирме, где ежедневно надо было отвечать на десятки писем.
Совместный воркшоп 8-й студии CASS с немецкими студентами в Лейпциге в 2012. Фото © Руперт Шишко

Возможность следить за своим «развитием» предоставляется несколько раз в год на презентациях проектов, называемых «crit» (коллективный разбор студенческих работ). Кроме публичного представления проекта, это мероприятие служит стимулом для начала дискуссии между сокурсниками, преподавателями других студий и специально приглашенными гостями. «Crit» – это очень важный и напряженный день, но при этом и большой факультетский праздник.
Итоговая выставка учебного года. Фото © Руперт Шишко

Все время обучения на факультете CASS в London Met делается упор на нескольких направлениях: во-первых, это умение работать в коллективе, что крайне важно для архитектурной отрасли – как и для строительной сферы в целом. Во-вторых, это обширные исследования (research). Многих преподавателей более всего интересует не сам проект, а именно процесс его создания, в том числе – проведенные исследования окружающей среды и контекста, его влияния на будущих пользователей и т.д. При этом сразу бросается в глаза то, как много внимания уделяется человеку. «Человеческий подход» (human approach) и «обязанность заботиться» (duty of care) – это основные ценности, которые профессора стараются передать студентом. «Обязанность заботиться» – это, проще говоря, озабоченность качеством своей работы и ее влиянием на окружающих. Это важная роль архитектора в обществе как создателя пространства, ответственного перед людьми и перед средой. Это особая этика, которой архитектор должен следовать при разработке любых проектов, даже самых маленьких.
Очередь из желающих увидеть выставку в CASS. Фото © Руперт Шишко

Если говорить о более материальной стороне обучения, архитектурное отделение CASS очень хорошо оснащено технически. Кроме компьютерного зала, здесь есть станки лазерной резки, а также цех с оборудованием для работы с брусом, металлом и другими материалами. Доступны также 3d-принтеры разных размеров. В отличие от некоторых других архитектурных школ, в CASS студентам рекомендуют использовать разные материалы для моделирования разных проектов.
Выставка одной из студий. Фото © Руперт Шишко

Условия поступления – разные в зависимости от страны происхождения и выбранного курса, но они не более сложны, чем российские. Конечно, обязательно надо подтвердить свое знание английского языка, однако, кроме наиболее распространенного IELTS, London Met признает и другие сертификаты. Проще поступить на подготовительный курс, зачет по итогам которого обеспечит вам место на первом курсе. Процесс поступления очень прост: если вы отвечаете требованиям по оценкам и сертификату английского языка, вас приглашают на собеседование. Оно проходит в дружеской атмосфере; кроме презентации своего портфолио, надо еще поговорить с преподавателем об архитектуре, своих интересах и ожиданиях от учебы.
Выставка дипломных работ на степень магистра. Фото © Руперт Шишко



Время от времени в CASS читают лекции дизайнеры, инженеры, архитекторы из разных стран Европы и мира. Постоянно открыты выставки, причем экспозиции меняются несколько раз в год. Обычно их организуют студенты магистерских курсов, но иногда свои работы представляют и учащиеся бакалавриата. Ежегодно по окончании учебного года открывается общефакультетская выставка, где свои проекты выставляют все курсы и студии. Это очень важное событие в London Met, поскольку эта экспозиция открыта для широкой публики, причем для студентов старших курсов это также и возможность воспользоваться случаем и показать свои работы потенциальным работодателям, так как выставку посещают и профессионалы.

Важно подчеркнуть, что дорога к получению лицензии архитектора в Великобритании – довольно долгая. Звание бакалавра – это лишь первый шаг на этом пути, и прежде, чем возвратиться в вуз на магистерский курс, надо обязательно поработать один год в архитектурном бюро: это так называемый «year-out».

18 Сентября 2014

Автор текста:

Руперт Шишко
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.