Увидеть мир из дамской сумочки

Владимир Белоголовский о рекламном проекте – передвижном выставочном павильоне – Мобильное искусство от “Шанель” (Chanel Mobil Art), созданном по эскизам Захи Хадид.

mainImg

zooming
Павильон Мобильное искусство от “Шанель” в Центральном парке Нью-Йорка
zooming
У входа в вогнутовыгнутый павильон Мобильное искусство от “Шанель”
Моду, коммерцию, искусство и архитектуру все реже можно представить в чистом виде. Эти дисциплины давно переплелись в единое взаимовыгодное сосуществование. Новым витком развития такого сотрудничества следует считать запущенный с большой помпой рекламный проект – передвижной выставочный павильон – Мобильное искусство от "Шанель" (Chanel Mobil Art). Однако рассчитанный на двухгодичное мировое турне амбициозный проект, побывавший уже в Гонконге, Токио и Нью-Йорке неожиданно свернулся на полпути. В связи с охватившим мир финансовым кризисом пришлось отменить дальнейшие гастроли павильона в Лондоне, Москве и Париже. Мой рассказ о том, как Мобильное искусство было представлено в конце прошлого года в Центральном парке Нью-Йорка, где проект и завершился. 

Манящее в неизвестность текучее пространство интерьера Захи Хадид
Проект, задуманный креативным директором "Шанель" Карлом Лагерфилдом, одновременно напоминает своей энигматической формой и цветок, и ракушку, и пудреницу, и космический корабль из будущего, и спортивный автомобиль и, что вполне понятно, стильную дамскую сумочку. Некоторые критики поспешили вынести обвинительный приговор необычному проекту, как чисто коммерческому. Однако побывав внутри, я пришел совсем к другому заключению – это, хоть и не чистое, тем не менее, настоящее искусство!

zooming
Йоко Оно, “Древо желаний” под куполом завершающего зала экспозиции павильона Мобильное искусство от “Шанель”
Павильон от "Шанель" создан для популяризации всемирно известного брэнда и рекламы сумочки Коко Шанель "2.55" (элегантный аксессуар впервые поступил в продажу в феврале 1955 г., отсюда и название). Футуристическая оболочка и плавно переходящие один в другой интерьеры созданы по эскизам знаменитой Захи Хадид, лауреата самой престижной среди архитекторов Прицкеровской премии. Павильон знакомит с работами двух десятков художников и фотографов из Европы, Азии и Америки, включая сатирические видеоинсталляции прославленной российской арт-группы "Синие носы".
В Нью-Йорке павильон приземлился в идеальном месте – Центральном парке со стороны Пятой авеню, что совсем недалеко от художественного музея Гуггенхайм. Именно в нем два года назад с огромным успехом проходила масштабная выставка "Заха Хадид, 30 лет в архитектуре". Я не случайно вспомнил здесь о музее Райта. Павильон Хадид, как и музей великого Райта, демонстрирует редкое качество – текучесть архитектурной формы. И если музей Райта, противопоставляет свои органические формы строгой геометрии манхэттенской архитектуры вокруг, то проект Хадид, разбитый внутри парка, максимально вливается своей динамичной формой в природный контекст.

zooming
В комнате из тысяч зеркал
При знакомстве с павильоном возникает ощущение, будто находишься на взлетно-посадочной площадке космодрома. Вогнутовыгнутая оболочка из стекловолокна, закрепленная на скрытом от глаз стальном скелете-каркасе, придает форме павильона высокотехнологическую обтекаемость, а нежная фиолетовая подсветка у основания создает впечатление, будто детище Хадид вот-вот отправится в путь. А совсем рядом с этим фантастическим существом может показаться, что оно вовсе не высокотехнологическое, а... живое. Кажется, что оно ворочается и перемещается по мере к нему приближения и, как-то незаметно вы вдруг оказываетесь полностью во власти этого существа. Парковая зона сменяется террасой, окруженной волнообразными стенами-плавниками и плавно переходит в интерьер, где вас встречает вежливый персонал "Шанель" в черных униформах.

"Чувствуйте себя комфортно. Расслабьтесь. Вам ничего не придется делать. Проходите внутрь и ничему не удивляйтесь." Это звучит в наушники глубокий и низкий голос легендарной французской актрисы Жанны Моро (Jeanne Moreau). Она будет сопровождать вас в течение всего тура. Доверьтесь ей и следуйте каждому ее повиновению. Вы быстро забудете как здесь оказались, с кем прибыли и что вообще ожидали здесь увидеть. Все это не важно. Не о чем не думайте. Добро пожаловать в волшебный потусторонний мир. Последующие полчаса вы проведете в полуподвешенном состоянии – в окружении эротической музыки, текучего пространства и искусства, способного трансформировать действительность, пусть даже и ненадолго.

"Жизнь определяется формами", звучит голос француженки и приглашает вас в бесформенное пространство, вымощенное тысячами многоцветных керамических плиток с зависшими над головой хрустальными формациями. Вам хочется кружить здесь будто у вас есть крылья. Все начинает рябить в глазах и терять очертания. Здесь так красиво, свободно… Но пора идти дальше за завлекающим куда-то голосом. Впереди ступени – раз, два, три, четыре... Голос постепенно заглушает музыка и вы оказываетесь на платформе с уходящим в колодец коническим экраном, по которому проплывают сюрреалические образы. Вы смотрите вниз, но ощущение такое, будто все происходящее находится где-то наверху, среди облаков. Мелькающие образы повторяются. Пора идти дальше – к стене света. "Не бойтесь, идите на свет, входите сквозь стену света, мы ждем вас…" Как здесь темно. Как здесь сыро. Какие-то мутные тени, какое-то лежащее на полу отражение. "Не правда ли, мы часто предпочитаем отражение реальности?" Как здесь спокойно. А что такое реальность? Возможно, это... Но нам пора идти дальше. Идемте.

На огромной стене чередуются провокационные образы экзотических цветов и так похожих на них частей красивого женского тела. На экранах, спрятанных в картонных коробках, происходят незатейливые игровые сцены – обнаженные мужчины и женщины дерутся кожаными сумками, покорно ждут в очереди за желанными сумочками, плывут по реке на огромных сумках-плотах... Бред, сумасшествие... Мы окружили себя какими-то странными вещами. Мы готовы отдавать за них свое время, деньги, достоинство, свободу... Вещи полностью овладели нами. Мы больше не принадлежим сами себе. Впрочем, наше путешествие не окончено и рано делать выводы.

На экране – индийское кино: "Что ты искал в моей сумочке?", недоумевает болливудская красавица. Соперничество, зависть, месть... "В сумочке можно спрятать все, что угодно. За сумочку можно и убить." Мрачно рассуждает голос. Мы идем дальше и оказываемся в комнате из тысяч зеркал и ступеней, ведущих в тысячи отражений... Как такая крошечная комната может вмещать в себя столь бесконечное пространство? Чудно...

Мы медленно продвигаемся к центру павильона и вдруг, наталкиваемся на огромный макет широко раскрытой сумочки Коко Шанель. Это та самая желанная "2.55", но в стократ больше с неподъемно золотой цепью на полу. От нее исходит знакомый запах духов. Внутри сумочки в пудреницу, вместо зеркальца вмонтирован экран, на котором полуобнаженные женщины-коммандос ведут прицельный обстрел сумок "Шанель", разбивая вдребезги перекрещенные буквы "С". Все это театр, игра. Никто не в силах ничего изменить. Мы скоро проснемся и вещи снова овладеют нами. Наша свобода иллюзорна. Нам все время говорят, что делать, куда идти, как себя вести, что покупать...

Путешествие подходит к концу. Мы находимся в последнем зале с экспозицией Йоко Оно. Здесь под прозрачным куполом растет живое дерево с записочками. "Подойдите. Смелее", произносит голос Жанны Моро. Напишите одно сокровенное желание, прикрепите его на ветку и оно обязательно сбудется. Мы действительно свободны в своем выборе. Некоторые, подходя к дереву прежде, чем написать свое желание, проверяют, что написали другие. Так свободны ли мы? В своей записочке я написал то, о чем мечтаю – я хочу быть свободным!

21 Января 2009

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.