Зачем нам Лондон

В марте Национальное агентство устойчивого развития организовало поездку в Лондон. В группе были специалисты, интересующиеся самыми разными аспектами развития городов. Мы собрали несколько мнений для того, чтобы показать, насколько может быть полезна подпитка актуальными идеями для российской практики. Всем участникам был задан один вопрос: что вы считаете главным впечатлением от поездки в Лондон?

mainImg
Артак Макарян,
директор по развитию бизнеса и инвестиций, «Жилищное строительство», Москва
zooming
Артак Макарян

– Я бы отметил два пункта, и первый из них – партнерство. Как мы увидели, застройщикам в Лондоне удается сделать многое и сразу, при этом, скорее всего, не инвестируя слишком много собственных средств. За счет привлечения инвестиций и финансирования на самых разных стадиях проекта – от партнеров, от конечных обладателей недвижимости, – умудряются реализовывать огромные затеи на сотни миллионов фунтов стерлингов в сравнительно короткие сроки!
И второе, что хотелось бы отметить, это маркетинг и брендинг территорий. Каждый из нас заметил, как брендированы объекты, и на каком высоком профессиональном уровне. Нетрудно догадаться, что сами же профессионалы давали якобы народные названия зданиям типа «Терка», «Огурец» или «Осколок» – все это, скорее, часть общей маркетинговой концепции по продвижению проекта. Вот этого нам очень не хватает, поскольку брендинг территорий – тема новая в России, мало кто умеет это делать, некоторые путают обычную рекламу с брендингом, но это разные вещи, Нет специалистов того уровня, чтобы привлечь достаточного внимания к комплексным проектам на самих ранних стадиях его развития. У нас девелопер один выкручивается, как может, и, к сожалению, часто за счет экономии на качестве. Нет той синергии, того импульса, что один партнер может дать другому, ведь если это интересно горожанам, то интересно ритейлерам, если интересно ритейлерам, то немедленно появляются инвесторы, а как появляются профессиональные и институциональные инвесторы, все заиграет другими красками!
zooming
«Терка» – 52-этажный небоскреб (арх. Ричард Роджерс). Его форму автор объяснил желанием сохранить обзор на Собор Святого Павла со стороны Флит-стрит. Фото Марины Игнатушко
zooming
Вид на «Терку» со стороны Корнхилл стрит Фото Марины Игнатушко

Тут работает так называемая win-win концепция, где все участники выигрывают от того что идут вместе, плечом к плечу, делая общее дело, поднимая имидж территории.
zooming
Знаменитое здание мэрии («Нарезанный лимон» или «Нарезанное яйцо») Нормана Фостера – изнутри, на уровне холла. Фото Марины Игнатушко
zooming
Первая постройка Ренцо Пьяно в Лондоне – многофункциональный комплекс Central Saint Giles. Фото Марины Игнатушко

Большим участкам, большим застройкам в России, конечно же, нужны подобные подходы, маркетинговые технологии, чтобы привлекать разных участников проекта из разных секторов, включая властей, горожан, банкиров, инвесторов, инженеров. В этой сфере нам есть, чему учиться.

Александр Енин,
декан архитектурного факультета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронеж
zooming
Александр Енин

– Лондон для образовательных целей – (преподавателей и студентов, а также повышения квалификации архитекторов-практиков) – это такая бесконечная книга, которую нужно постоянно перечитывать. Сам подход к формированию любых пространств – на уровне города Лондона, квартала – и любого другого жилого образования – носит совершенно другой характер. Главным мотиватором является население или человек. Решающими должны быть «человеческие», а не технические и технико-экономические критерии оптимальности. В этом отношении качество комфортной среды совершенно отличается от нашей практики. В историческом центре, новых районах, в районах реконструкции усилия властей, девелопмента и архитекторов направлены на создание комфортной городской среды. Нам, в некоторой степени, нужно это учитывать.
– Но разве у нас все делается не для комфорта горожан?
– В Англии, как показывает практика, подход системный. Проектируют по-другому. Да и сам процесс, роль архитектора отличаются от российской практики. Архитектор, начиная с идеи, и до её реализации, участвует во всем процессе. Присутствие архитектора сразу заметно. Так, район реконструкции бывшей промзоны вблизи вокзала Кингс-Кросс может служить иллюстрацией такого подхода. Кингс-Кросс относился, скорее, к категории трущоб, имел не самую лучшую репутацию, хотя находится в самом центре Лондона. Сейчас мы видим там молодых людей с папками и мольбертами подмышкой, поскольку именно сюда – в бывшие привокзальные складские помещения – переехал Лондонский университет искусств и престижный колледж Сент-Мартинс, готовящий дизайнеров. Университет находится в отреставрированном зернохранилище! Всего в этот район переехали 6 колледжей искусств – и они очень хорошо вписались в атмосферу истории, творчества и развития. Здесь модернизируют, реставрируют старинные дома, строят новое жилье, сохранили, несмотря на большие расходы на предварительную подготовку, старые газгольдеры на их историческом месте (подобный опыт есть у Вены). Газгольдеры выполнены из чугуна, и в конструктивном, инженерном аспекте – совершенно уникальные сооружения. Они использовались во многих английских фильмах, и English Heritage – организация по охране памятников культуры – предложила хотя бы несколько газгольдеров сохранить. Застройщики с этим предложением согласились. Внутри одного разбит парк, а внутри «тройки» – жилой комплекс из трех домов разной высоты, напоминающий движение газа в цилиндрах.
zooming
Новая застройка района Кингс-Кросс. Фото Александра Енина
zooming
Фрагмент набережной с амфитеатром. Район Кингс-Кросс. Фото Марины Игнатушко
zooming
Кингс-Кросс: общественное пространства между офисных зданий. Фото Марины Игнатушко

На своем прежнем месте сохранилось здание Немецкой гимнастической школы. Этот чуточку напоминающий кирху дом стоит прямо напротив выхода из международного терминала Сент-Панкрас. Соседство разностилевой архитектуры совершенно не «колет» глаз. Как говорит известный французский архитектор Поль Шеметов, проблема сочетания старого и нового – это проблема хорошей архитектуры.
…Мы шли по строящемуся району, и увидели огороженный садик, где растут овощи, фрукты, деревья. Он принадлежит жителям из старого жилого фонда. Такие соседские сады-огороды популярны в Европе, помогают сформировать ряд индивидуальных общественных пространств, имеющих свою специфику. Авторы идеи хотели, чтобы жители понимали, что происходит, и чувствовали, что это принадлежит и им тоже.

Тимур Кадыров,
заместитель главного архитектора Казани
zooming
Тимур Кадыров у входа в транспортный отдел лондонской мэрии

– В Казани мы занялись темой внедрения энергоэффективности в проектирование и строительство, потому поездка за примерами показалась очень удачной. Я был первый раз в Лондоне. Первое, что бросилось в глаза: микс всего – разной архитектуры, подходов, технологий, времяпрепровождения.
Мои знакомые по учебе в Милане, работающие сейчас в Лондоне, посоветовали обязательно посмотреть район Шордич. Как было сказано, это новое место силы, новый городской центр, то, что является up-to-date. Действительно, в Шордиче наглядно представлены изменения под воздействием джентрификации. Был деградирующий район с не очень хорошей архитектурой, в нем создали условия для креативного класса, в первую очередь – для уличных художников, интерес к ним притянул сервис, появились и другие люди, добавили свои аспекты креативности. Место стало необычным. Со своим лицом. Но потом начинается известный процесс: повышается стоимость жилья, на смену андеграундным и хипстерским вещам приходит чистая коммерция, поскольку там уже сложился поток – понятно, кто финальный пользователь, что можешь продавать. В социальном плане джентрификация – негативный процесс: небогатые люди вынуждены уезжать с привычных мест. С точки зрения развития городской территории и городской экономики, это явление позитивное: среда улучшается, идет приток туристов и новых инвестиций. В Шордиче на нескольких квадратных километрах можно проследить эту цепь от начала до апофеоза.
zooming
Район Шордич. Фото Марины Игнатушко

Сначала думаешь, что попал в полуразрушенный пригород, но интуитивно выбираешь направление, видишь, куда движутся люди, поворачиваешь за угол и обнаруживаешь в перспективе – небоскребы, с деградирующим районом соседствуют офисы, например, Европейского банка реконструкции и развития… Общественные пространства, которые формируются в Шордиче, нельзя назвать инновационными: они подчинены общей логике, которую мы уже давно прочитываем в Дефансе и других подобных районах, но остается атмосфера этого места, и масса работ стрит-арта, делающих Шордич неповторимым.
Что касается моей непосредственной темы, Лондон дает массу информации о работе транспортных систем. Город – с огромной маятниковой миграцией. При этом, мы помним, что первое в мире метро открылось в Лондоне, и удивительно, как город умеет поддерживать исторические линии, старые тоннели – маленькие по современным меркам. В центре ощущается разница в размере платформ, переходов, но очень качественная навигация и принципы грамотного wayfinding искупают многие неудобства. Лондонское метро интегрировано с пригородными электричками (как в Париже, Милане, Берлине), есть скоростные линии, новые виды метро – без водителей.
zooming
Одна из станций старой ветки метро. Фото Марины Игнатушко
zooming
Одна из станций старой ветки метро. Фото Марины Игнатушко
zooming
Переход к станции Crossrail «Кэнери-Уорф» Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко
zooming
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко
zooming
Сад на станции Crossrail «Кэнери-Уорф» Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко

Очень интересный проект – Crossrail – пригородная электричка, которая будет проходить сквозь весь Лондон, иметь несколько станций пересадок в метро и на железнодорожных вокзалах, позволит людям с периферии не загружать конечные вокзалы (как это было когда-то в Москве), рассредоточить потоки на узловых станциях метро в самом центре города. Проект интересен еще своим дизайном, например, станция «Кэнери-Уорф», спроектированная сэром Норманом Фостером, имеет футуристический дизайн с очень уютным ботаническим садом на верхнем уровне под открытым небом.

Александр Лазаренко,
компания Solomio, Ростов-на-Дону
zooming
Александр Лазаренко и Барбара Джонс на выставке Ecobuild

– Лондон – форпост глобализации (и экологических трендов), и я здесь получил огромную энергетическую подпитку. С архитектурой города был знаком по публикациям, но живьем она произвела еще большее впечатление – особенно скверы Лондона, которые, по сути, являются островами деревни, «забытыми» в городе. Они очень органично сохранены и вписаны в архитектурные городские массивы любых периодов.
zooming
К Олимпиаде-2012 в Лондоне разбили аутентичный парк – болотный – с соответствующим ландшафтом и наполнением. Фото Марины Игнатушко
zooming
Прополка водных растений в болотном парке. Фото Марины Игнатушко

Что же касается новейших инновационных материалов – по этому поводу я испытал смешанные чувства. Не нашел вдохновенья, но увидел рынок. На выставке Ecobuild 2017 было два стенда с продукцией литовского производства: соломенные панели компании Ecococon. Большой удачей считаю личное знакомство с Барбарой Джонс (Barbara Jones), автором множества исследований и книг по строительству из органического сырья: на нее произвела впечатление презентация нашего предприятия и продукции. В Великобритании большое внимание уделяется созданию и внедрению строительных систем, ограждающих конструкций с высоким коэффициентом сопротивления температурному воздействию, при этом здесь тщательно учитывают экологические представления о материалах, их воздействие на человека. По этим критериям продукция нашего ростовского предприятия более чем конкурентоспособна. Энергоэффективные конструкции и системы существуют, но в силу своего консерватизма, российский и европейский строительный рынок на них реагирует очень вяло: стараются использовать промышленные образцы, в то время как сырье для производства безопасных биопозитивных материалов просто и доступно. Мой вывод: я – на правильном пути, европейский, мировой опыт экологического энергоэффективного строительства в скором времени будет актуален и в России.

Евгений Щербаков,
архитектор, Москва
zooming
Евгений Щербаков на фоне башни 30 St Mary Axe Нормана Фостера

– В Лондоне неизбежно испытываешь культурный шок: Олимпийский парк, старый и новый Сити, «Кристалл», переправа на фуникулере в новый шикарный район, объекты редевелопмента, стрит-арт, выставка экологического строительства... Хорошо, что команда участников поездки была подобрана так, что у нас была прекрасная возможность всесторонне обсудить увиденное и покритиковать его. На экскурсии в Инновационный парк BRE мы видели индивидуальные дома-победители британского конкурса разных лет (лучшими становятся те, за кого проголосует несколько десятков тысяч жителей Альбиона): во всех сделан акцент на решение проблемы энергопотребления – за счет разных приемов и проектных решений.
zooming
Цоколь башни 30 St Mary Axe Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко
zooming
В инновационном парке BRE. Фото Евгения Щербакова

У нас было не запланированное заранее, а обговоренное уже в Лондоне посещение архитектурной мастерской Дэвида Родена (DRA David Rodden Architects). Мне удалось поработать совместно с Дэвидом над концепцией проекта торгового комплекса Bullbridge в городе Жуковский. У британского архитектора уже было в портфолио несколько российских проектов, в том числе реализованный проект бизнеспарка NEOpolis в Новой Москве. И мне хотелось познакомить нашу делегацию с Дэвидом, показать стиль его работы и взгляды на развитие города. Меня потрясает графика его поисковых эскизов, методичность и точность, присутствующие на самых ранних стадиях проекта.

Марина Игнатушко,
журналист, архитектурный критик, председатель правления общественной организации «Открытая Стрелка», Нижний Новгород
zooming
Марина Игнатушко

– В Европе восхищает тактичность рекламы, качество городской среды и навигации, а, главное, ценности, которые города предъявляют как основополагающие. Вы сразу – на улицах, в транспорте – узнаете о всех важнейших выставках и спектаклях. Музеи – заполнены посетителями в любой день и час. Специально ездила смотреть район Докландс, который активно развивается с 1990-х, и готов подпитывать интерес еще не один год. В старом здании порта, где разгружали сахар, создан музей порта и района – современный и живой. На набережной стоит кран – уже декоративный – знак этого места. К слову, на противоположном берегу, где работает выставочный центр ExCeL London (по проекту Гримшо), декоративные краны выровнялись в целые шеренги, а перед выставочным порталом установлен памятник портовым рабочим. В Докландсе увидела и первый памятник Майклу фон Клемму – человеку, повлиявшему на концепцию развития этого нового финансового центра Лондона, потом уже на Сент-Панкрас – памятник поэту Джону Бетжемену, организовавшему кампанию в защиту старинного здания вокзала и в целом много сделавшему для сохранения викторианской архитектуры во 2-й половине XX века, когда ее памятники часто оказывались под угрозой сноса.
zooming
Докландс, среда. Фото Марины Игнатушко
zooming
Здание бывших складов – самое старое в районе. Сейчас в нем располагается музей, отель, магазины, рестораны и клубы. Фото Марины Игнатушко
zooming
Докландс – очень зелёный район: такого количества зеленого стекла больше в Лондоне нет нигде. Фото Марины Игнатушко

 

28 Марта 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.