English version

Архиматика: спальным районам пора просыпаться

Объединив образность и пространственную типологию исторического города с изобилием зелени «города-сада», бюро «Архиматика» предложило для периферийного, но активно развивающегося района Львова кусочек городской среды нового типа, рассчитанной на иное качество ощущений.

mainImg
Архитектор:
Александр Попов
Проект:
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львове
Украина, Львов, ул. Стрыйская, д. 195

Авторский коллектив:
Архитекторы: Васильев Д., Гнатиенко В., Горпенюк Р., Лысенко Р., Морозов Н., Оначук Е., Додонов А., Науменко Е.

2014 — 2016
Исторический центр Львова сравнительно невелик – около 120 га. Один из протуберанцев городской территории, который касается кольца, вытянут на юг и примыкает к Стрыйской улице, оживлённой городской трассе. В самом начале, у одноимённого парка, эта улица может похвастаться штукатурными фасадами эклектики и мелкой «римской» брусчаткой. Южнее, почти сразу, начинаются рабочие посёлки, а далее – микрорайоны и промзоны.

Территория нового ЖК «Леополь Таун» (см. сайт проекта) находится между заводом и ипподромом, недалеко от объездной дороги. Три гектара занимают угол заброшенного питомника по выращиванию рассады деревьев для городского хозяйства, который превратился в подобие леса. Окружение – достаточно перспективное: в пяти минутах пешком – главный городской автовокзал, рядом ипподром, чуть дальше, в двух километрах к югу – футбольная «Арена Львов», построенная к европейскому чемпионату 2012. Рядом несколько парков и за чертой города небольшие села: с востока и с запада. Сейчас городской район между селами к востоку от автовокзала активно застраивается новыми жилыми комплексами, рассчитывая на соседство Арены и планы города по обновлению двух трасс: улица Вернадского должна превратиться в магистраль-хорду, а направленный на север безымянный аппендикс – в проспект Красной калины. У «Леополь Тауна» есть ещё минимум четыре соседа разной степени завершённости стройки, от 5 до 10 этажей.

Комплекс, спроектированный «Архиматикой», вписан в те же высотные отметки, он не вырастает ни над советскими девятиэтажками, ни над новыми ЖК по соседству. Обширный – три гектара, участок и не слишком большой объём требуемой площади жилья – всего 43 300 м2, позволили не превысить разумный масштаб. В то же время он довольно ощутимо отличается от соседей, и не только от типовых.

Во-первых, авторы уделили много внимания изучению контекста, участка и живо отреагировали на все их особенности. Прямоугольная территория бывшего питомника растений, срезанная на северо-восточном углу, образует треугольник. По катетам участка подходят будущие оживленные улицы – поэтому с этой стороны расположились вместительные наземные парковки (подземных здесь нет). Дома на месте теплиц образуют контур-рамку квартального типа, как будто защищают участок от города, но их фронт разорван на три отрезка, обеспечивая свободные проходы внутрь и избегая эффекта дома-стены. По внешней стороне гипотенузы, разумеется, нет никаких парковок, – здесь проходит пешеходный бульвар, который должен соединить автовокзал и автобусную остановку на улице Вернадского с будущей улицей Красной Калины, ведущей к ипподрому и Арене. Бульвар – тоже одно из правил хорошего тона современных жилых комплексов, и в то же время то, что он оказался не внутри, а снаружи, делает «Леополь Таун» более открытым и городу, и лесу. Он рассчитан не только на жильцов – транзитный поток пешеходов также мог бы питать кафе и магазины первых этажей.
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Парк. Проект, 2016 © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Генеральный план © Архиматика

Внутри же архитекторы постарались сохранить старые липы и осины настолько, насколько это было возможно: тщательно искали свободные места для спортивных и детских площадок, минимизировали пожарные проезды до допустимых пределов. Въезд во двор будет разрешён только экстренным службам и маломобильным группам населения, и во дворе получился благоустроенный парк-лес. К тому же для жителей первых этажей запланированы небольшие, около 3 м2, палисадники во внутреннем контуре. Этот крайне актуальный приём современной архитектуры – кусочек личного пространства в общественном благоустройстве, позволяющий вывести людей во двор в разном их качестве – в данном случае неожиданно перекликается с сельским окружением фрагмента растущего нового города. В пятнадцати минутах ходьбы люди, условно говоря, сидят на завалинке собственных частных домов, ну или пьют чай на террасах, а тут – будут осваивать модный палисадник. Первые этажи внешнего контура планируется отдать кафе, магазинам и прочему ритейлу.

Говоря о сохранении старых деревьев и получившемся внутреннем лесе, архитекторы упоминают принцип ‘invite nature in’ – и действительно, если посмотреть на окружение, здесь «лес» не просто сохраняют, огораживая: он «входит внутрь», поскольку границу между комплексом и внешней частью одичавшего питомника авторы сделали максимально проницаемой. Проще всего было оградить территорию со всех сторон домом-стеной, получив замкнутый квартал – рассказывают авторы; но они подошли к решению гибко и со стороны леса заменили дома-стены башнями, ориентированными строго по сторонам света, а значит, обращенным к границе-гипотенузе углами, широко раскрывая проходы внутрь и наружу. Так что и люди, и, условно говоря, деревья «входят» во двор: граница между ним и лесом прозрачна и получается похоже на какой-то из вариантов города-сада; равно как и на санаторий или на университетский кампус, где корпуса расставлены среди зарослей. Впрочем, здесь застройка плотнее и деревья не только приятны, но и полезны: помогают избежать взгляда окна-в-окна. Типология получилась смешанной: три секционных 7-этажных дома по внешним контурам и четыре 10-этажных башни внутри.
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Схемы © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Парк. Проект, 2016 © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Двор. Проект, 2016 © Архиматика

Надо сказать, что авторы не только уделили внимание проницаемости, или пористости своего квартала – возможности свободно пересечь его пешком в любом направлении – они также обосновали эту особенность теоретически, обратившись к прообразам центра города. Архитекторы проанализировали историческую часть Львова по двум параметрам: «отношение плотности застройки к пространствам улиц» и числа сквозных проходов с одной улицы на другую, позволяющих пройти город насквозь через арки, подворотни и проулки. И применили полученные характеристики к планировке своего, совершенно нового комплекса. Получается, что проект реагирует не только на нынешние и будущие особенности территории – архитекторы также прививают новому комплексу имманентные правила старого города, подобные урбанистическому генокоду, пересаживая их с центра на окраины. Вычисленные и заимствованные у охраняемого ЮНЕСКО, знаменитого исторического центра Львова особенности объемно-пространственного построения делают новый комплекс, строящийся по ту сторону советских микрорайонов, причастным старому городу неким скрытым образом. Генокод в данном случае удачное слово, поскольку архитекторы, говоря об использовании урбанистической подосновы, превращают свой ЖК в каком-то смысле в нового родственника исторического города.
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2016 © Архиматика

Впрочем, параллели проведены не только скрытым текстом. Со старым городом перекликается также парцелляция застройки: не больше 20 м от подъезда до подъезда, разнообразие высот и фасадов квартально-секционной части. Фасады секций, которые будут выстроены одновременно, имитируют плотную естественную застройку городского центра – тоже современный приём, позволяющий, раздробив фронт фасада, сделать его соразмерным человеку. «Мы хотели, чтобы получилась своего рода мелкодисперсная система, которая отчасти напоминала бы историческую застройку и была бы сомасштабной, дробной и мелкой, но при этом современной», – рассказывает главный архитектор проекта Дмитрий Васильев.

Но авторы идут дальше актуального приема, выстраивая целую цепочку намеков на образность исторического Львова. К примеру, непринужденные вариации высоты секций – в полэтажа – напоминают силуэт зданий, обрамляющих туристическую площадь Рынок, где скаты кровель также ориентированы продольно, а ступеньки, образованные небольшими вариациями высоты домов на соседних владениях, близки по пропорциям к тому, что мы видим в «Леополь Тауне». Не то чтобы подобных ступенек не было в других местах и городах – но в данном случае сходство именно со Львовом подчеркивают мелочи: рисунок мансардных окон напоминает слуховые окна площади Рынка. Холодный зелёный цвет окисла меди и тёмно-бежевый известняк фасадов с полосатыми деревянными ставнями тоже напоминают центр города. Светлые фасады добавляют колористическую ноту, которая в данном случае завершает тему, напоминая, что в старом городе тёмно-каменные фасады чередуются со светлыми штукатурными. Один из завершающих штрихов – трубы, вернее намеренно похожие на них удлиненные выходы вентиляционных шахт. Вместе с мелкой брусчаткой благоустройства они завершают мизансцену параллелей с историческим Львовом, старательно балансирующую на грани узнаваемости прообраза, не переходя грань стилизации.
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Двор. Проект, 2016 © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Террасы. Проект, 2016 © Архиматика

К реальности и современности нас возвращает множество актуальных приемов: сдвоенный ритм этажей, тяготеющая к holland wall живописная композиция окон, «обёртывание» башен оболочкой скатного силуэта, а также вставки травянисто-зелёных панелей и горизонтальные полоски тёмного камня, напоминающие дерево – они устанавливают образные связи уже не со Старым городом, а с ближайшим растительным окружением. И конечно же, признак современности – выступающие вперёд вертикали лестнично-лифтовых блоков с плоскими кровлями, также как и плоскости террас перед пентхаусами – в отличие от исторической застройки, где под скатами были чердаки, которые, как известно, сохраняют тепло, здесь треугольники верхних объёмов занимают двухэтажные квартиры.
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2016
© Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Проект, 2016 © Архиматика

Среди предварительных вариантов проекта были и плоские, и скатные кровли. Но когда заказчики показали проекты фокус-группе, почти 99% опрошенных поддержали именно щипцовые силуэты как более уютные и «похожие на дом». «Мы не в первый раз строим здания со скатной кровлей. Но впервые я увидел, насколько по-разному люди реагируют на современные формы и на скатные кровли», – резюмирует Дмитрий Васильев. Другой, уже почти реализованный проект «Архиматики» со скатными кровлями – жизнерадостно раскрашенный «Комфорт Таун» в Киеве.

Сходство между ним и львовским «Леополь Тауном» достаточно ощутимы. В то же время, если архитектура киевского комплекса эмоционально рассчитана на образ «Европы вообще», то Львовский вытягивает из темы контекстуальные зацепки, привязывает свой романтический настрой к гению места, одновременно сохраняя некоторую «святочноть» целого – не зря все картинки зимние. Архитекторы рассматривают этот проект как попытку предложить городу не только очередной новый ЖК, но и определённую стратегию развития окружающей среды для полноценной жизни. Спальным районам пора просыпаться, в XXI веке они могут конкурировать качеством архитектуры с историческим центром города.
Архитектор:
Александр Попов
Проект:
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львове
Украина, Львов, ул. Стрыйская, д. 195

Авторский коллектив:
Архитекторы: Васильев Д., Гнатиенко В., Горпенюк Р., Лысенко Р., Морозов Н., Оначук Е., Додонов А., Науменко Е.

2014 — 2016

28 Февраля 2017

Архиматика: другие проекты
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Легкость бытия
Цветет сакура, у костра завязалась беседа, в бассейне шумно возятся дети – это не отпускные картинки, а повседневная жизнь дворов киевского ЖК «Файна Таун». Разбираемся, из чего состоит придуманная архитекторами утопия, и каким образом ее удалось воплотить.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фабрика свободы
ЖК «Республика» по масштабам тянет на микрогород, но при этом успешно преодолевает большинство проблем массовой застройки. Как это удалось Архиматике – рассматриваем на примере реализованной первой очереди.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Нью-Йорк в себе
Компания Архиматика представила свой первый проект для Манхэттена, в котором воплотила все принципы PRO-жилья. Элитный комплекс с выразительной архитектурой спроектирован так, чтобы его жители чувствовали себя в безопасности, но не одиночестве.
Что будет с жильем?
Не исключено, что результатом конкурса «Дом будущего сегодня», проведенного на Арх Москве куратором Григориосом Гавалидисом из GAFA, станет появление в Москве новых прогрессивных форм жилья – коливингов. Публикуем презентации победителей.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
История одной айдентики
Компания Архиматика делится опытом разработки своего нового образа – преемственного, но свежего и отражающего главные ценности бюро: гуманистичность, разнообразие, системный подход.
Школа открытых дверей
Гимназия А+ на территории киевского ЖК «Комфорт-таун» по проекту компании АРХИМАТИКА примечательна не только архитектурой «дружелюбного форта», но и открытостью: она спланирована так, что время здесь могут проводить как ученики и их родители, так и другие взрослые и дети.
Белая нить
Бюро «Архиматика», авторы проекта жилого комплекса в южной части Киева, нашли яркий прием, объединяющий три визуально разрозненных объема в единый «живой организм».
Круг общественной жизни
Общественный центр в ЖК «Республика» в Киеве по проекту компании АРХИМАТИКА – новый формат благоустройства, который объединяет ландшафтный дизайн, детскую площадку и коммерцию, приглашая жильцов кварталов выйти на улицу.
Школа нового поколения
По проекту компании АРХИМАТИКА в Киеве построен новый корпус Печерской международной школы PSI (Pechersk School International), облик и структура которого отвечают запросам новейшей педагогики.
«Умная» улица
Киевский «Файна Таун» – еще один шаг архитекторов «Архиматики» в сторону совершенствования жилых комплексов, начиная от умеренной высотности, открытых кварталов, продуманных променадов, и заканчивая такими мелочами, как площадка для барбекю и слоты для зарядки смартфонов.
От восьми до двадцати пяти
Архитектура ЖК Time в Киеве разыгрывает тему актуального сочетания: 8 этажей + башни, дополняя эту объемную интригу пространственной игрой многоуровневого двора. Кроме того здесь тщательно продуманы планировки квартир.
Оптимально «зеленый»
Компания «АРХИМАТИКА» построила первый во Львове бизнес-центр с сертификатом BREEAM. Благодаря проектным решениям эстетику здания удалось связать с его энергоэффективностью и сократить потребление энергии почти на 40%.
Родительская мечта
Учебный комплекс «Академия современного образования» в самом центре киевского жилого квартала Комфорт-таун объединяет детский сад, начальную школу и школу искусств. Архитекторы бюро «Архиматика» придумали для него архитектуру, отвечающую высокому темпу жизни и учитывающую многие каждодневные проблемы современных родителей.
Высотное предложение
Для киевских архитекторов Александра Попова и Дмитрия Васильева работа с территорией «Филикровли» – первый проект для Москвы. Архитекторы смело, но мотивированно превысили высотные ограничения.
Киевское Майами
Жилой комплекс «Славутич», спроектированный бюро «Архиматика» для отдаленного района на левом берегу Днепра, утверждает новый для столицы Украины тип городского курортного квартала.
Космическая шишка
В киевском бюро «АРХИМАТИКА» разработан проект торгово-развлекательного центра для Новосибирска. Источником вдохновения для архитекторов стала кедровая шишка.
Александр Попов и Дмитрий Васильев: «Эпоха «дискомфорткласса»...
Основатели киевского бюро «АРХИМАТИКА» пытаются менять жилую среду городов на постсоветском пространстве с помощью недорогих, но ярких, атмосферных и очень позитивных объектов. Они рассказали Архи.ру о своих поисках реальной альтернативы унылому наследию спальных микрорайонов.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.