18.10.2016

Черные объекты

В Норвегии по проекту Петера Цумтора построен посетительский комплекс для исторической цинковой шахты.

информация:

Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение

Три сооружения Петера Цумтора в ущелье Алльманаювет на юге Норвегии появились в рамках архитектурной программы «Национальных туристических маршрутов»: эта программа предполагает создание зон отдыха, арт-объектов, смотровых площадок на самых живописных участках автодорог. Среди авторов проекта – преимущественно норвежцы, однако швейцарцу Цумтору были поручены сразу два объекта: мемориал Стейлнесет в Вардё на Баренцевом море (он открылся в 2010–2011 годах) и комплекс Алльманаювет на маршруте, пролегающем по провинции Рюфюльке.
 
Комплекс Алльманаювет © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение





В обоих случаях архитектор работал, как обычно, очень долго и тщательно. Алльманаювет был поручен ему в 2002, строительство началось в 2009, а открылся новый комплекс лишь в прошлом месяце. Все три постройки – маленький музей, кафе и санитарный блок – возведены на каркасе из соснового бруса под кровлей из гофрированного цинка. Собственно объемы с помещениями внутри закреплены на каркасе так, чтобы слегка колебаться от ветра. Их стены выполнены из фанеры, изоляции и слоя черной водозащитной пропитки; также в черный цвет окрашены интерьеры. Кроме того, объекты расположены как будто ненадежно: туалеты нависают над склоном, кафе и музей подняты на тонкие сваи. Все это должно напоминать об опасности и тяжести труда горняков, добывавших в Алльманаювет руду, а также о постройках этой шахты, от которых остались сейчас в лучшем случае фундаменты. Именно поэтому Цумтор отказался от выбранной вначале сухой кладки (так сложены лишь подпорные стенки) в пользу дерева и черного цвета. Так как упор делается на судьбе горняков, также предусмотрена возможность визита в шахту.
 
Комплекс Алльманаювет © Knut Wold
Комплекс Алльманаювет © Knut Woldоткрыть большое изображение

Месторождение в Алльманаювет разрабатывали очень недолго, с 1881 по 1899 годы. При высоких мировых ценах на цинк был выгоден чрезвычайно трудозатратный способ: шахтеры добывали куски руды, скидывали их от входа в шахту вниз, в ущелье, чтобы эти блоки раскалывались на меньшие части (в этом месте Цумтор поставил музей), затем их промывали в реке Стурельва (рядом теперь парковка и санитарный блок) и везли в соседний город Сёуда, откуда их морем отправляли на металлургический завод в Уэльс. В конце столетия цены на цинк упали, и шахта закрылась. Однако краткий период процветания (за 18 лет было добыто 12 тонн руды) положило начало промышленному развитию Сёуды и всей области Рюфюльке.
 
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eiken
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eikenоткрыть большое изображение

Три постройки соединяют покрытые гравием дороги и каменные лестницы. Маршрут начинается от упомянутых парковки и санитарного блока и ведет к кафе, в темном интерьере которого расставлена мебель светлого дерева, а из окон открываются панорамные виды окрестностей – как и везде в Норвегии, главный «аттракцион» в любых обстоятельствах. В расположенном дальше музее – всего две освещенные через проемы в кровле витрины, одна – с историческими документами, схемами и набросками Цумтора, вторая – с подлинными шахтерскими инструментами. Все экспонаты подбирал сам архитектор. В противоположном от входа торце помещено окно, откуда можно увидеть не только окрестности, но и дно ущелья, куда кидали руду. Ни у витрин, ни у фундаментов исторических построек (которые, в частности, они фланкируют кафе) не найти поясняющих этикеток: посетителям не подсказывают мысли и эмоции.
Комплекс Алльманаювет © Silja Lena Løken / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет © Silja Lena Løken / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Кафе © Tonje Tjernet / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Кафе © Tonje Tjernet / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Кафе © Silja Lena Løken / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Кафе © Silja Lena Løken / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Кафе © Silja Lena Løken / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Кафе © Silja Lena Løken / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Музей © Tonje Tjernet / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Музей © Tonje Tjernet / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Музей © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Музей © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Музей © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Музей © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет © Tonje Tjernet / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет © Tonje Tjernet / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eiken
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eikenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eiken
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eikenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eiken
Комплекс Алльманаювет © Harald Christian Eikenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Туалет © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Туалет © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Туалет © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Туалет © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Туалет © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Туалет © Trine Kanter Zerwekh / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. В процессе строительства © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Окрестности © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Окрестности © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Окрестности © Silja Lena Løken / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Окрестности © Silja Lena Løken / Statens vegvesenоткрыть большое изображение
Комплекс Алльманаювет. Окрестности © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesen
Комплекс Алльманаювет. Окрестности © Fredrik Fløgstad / Statens vegvesenоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Проект Эдем
Николас Гримшо, 1996 – 2001
Проект Эдем

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

22.03.2017

Опоры Buzon для купола Михайловской дачи

Для возведения купола нового конференц-зала в Михайловке были использованы регулируемые опоры Buzon, позволившие в точности реализовать сложный архитектурный замысел.
BUZON
07.03.2017

В MIT изобрели солнечные панели-«хамелеоны»

Компания Sistine, основанная в школе управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте (MIT), разработала солнечные панели, которые могут имитировать любую поверхность.
другие статьи