Стальная паутина министерства культуры

Здание Министерства культуры и коммуникаций в Париже архитектора Франсиса Солера.

Автор текста:
Елизавета Эбнер

10 Декабря 2014
mainImg
0 Во всех городах с историческим центром рано или поздно встает вопрос: что делать с наследием? Как правило, архитектурным памятникам дается «вторая жизнь», и они получают новую функцию – или даже несколько. В такой момент, за очень редким исключением, возникает резкое противоречие между планируемым и существующим видами использования. По очевидным причинам, приходится делать перепланировку, проводить реконструкцию, в общем, всеми правдами и неправдами пытаться подготовить здание к жизни в современном ритме. Сразу нужно отметить, что сделать это грамотно сложно с объективной точки зрения и потому удается совсем немногим архитекторам, причем даже небольшой процент удачных реноваций обычно остается спорным.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Сразу отмечу, что мне понадобилось время, чтобы понять и оценить проект, о котором я хочу вам сегодня рассказать. Я долго ходила вокруг этого здания, смотрела на него с разных точек и подробно изучала сопутствующие ему материалы. Это вовсе не было любовью с первого взгляда. Миланская школа с обязательным курсом реконструкции и реставрации оставила неизгладимый след в моем сознании, и я придирчиво отмечала про себя, что, например, из-за создания нового фасада появились явные визуальные нарушения в частях фасада исторического. В общем, на фоне общего положительного впечатления у меня оставались сомнения, в которых мне хотелось разобраться.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Архитектор, сделавший проект этой реновации – замечательный Франсис Солер. Он особенный мастер, и понимание его работ всегда требует определенной интеллектуальной подготовки, так как они всегда сочетают в себе философский смысл и необычайно интересные концепции. Но, к сожалению, именно по перечисленным причинам его проекты часто остаются нереализованными, и Жан Нувель (которого я тоже очень люблю) побеждает у него в конкурсах – выступая, возможно, с менее глубокими, но более понятными большинству предложениями.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Впрочем, в этом конкретном конкурсе – на новое здание Министерства культуры и коммуникаций в Париже – все же победил Солер. Французский Минкультуры, ранее рассредоточенный по семнадцати округам города, решил соорудить для себя новую штаб-квартиру, чтобы собрать все свои департаменты в одном месте. И место, конечно, было выбрано прекрасное: в самом центре города, на территории бывшей революционной части Пале-Рояль, в непосредственной близости от Лувра и «Комеди Франсез». На предоставленной министерству площадке располагались два здания в разных стилях: первое – 1920 года, второе – 1960 года, никак не связанные между собой. Более ранняя постройка была спроектирована как резервный склад для крупного универмага в Лувре, а второе строение служило пристройкой к Министерству финансов, в то время занимавшему северное крыло Лувра. В задание конкурса входило объединение этих зданий в единое сооружение: с общей структурой переходов и уровней, с удобными планировками и гармоничным внешним обликом. Учитывая огромную разницу между двумя постройками по всем пунктам, это задание напоминало поручение Золушке отделить горох от чечевицы. Хотя прослеживался и идейный подтекст: министерство же культуры? Значит, должно соединять в себе различные стили и ценности, рассматривать все эпохи как равно важные и вообще показывать архитектурным решением своей штаб-квартиры, что основа культуры – гармония.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Первое действие Солера было довольно радикальным: он проделал брешь в стене одного из зданий, мотивируя это тем, что офисам, которые планировались со стороны улицы Бон-Анфан, из-за ее узости и темноты не будет хватать света. Несмотря на смелость этого шага, все получилось удачно, ведь даже сегодня на этой улице очень мало света и, если на секунду представить, как темно тут было раньше, то подход Солера представляется единственно верным. Сохранившиеся от стены материалы архитектор распределил, насколько это было возможно, по периметру получившегося внутреннего двора. Во этом дворе был разбит очень приятный сад, который стал прекрасной альтернативой узкой темной улице.
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Прежде, чем приступить к разработке планов, Солер изучил толщину стен, глубину зданий, уменьшил размеры наклонных ребер и ликвидировал все то, что, с его точки зрения, выступало наружу без значительных на то причин. В результате, стали возможными относительно безболезненное объединение двух зданий между собой, соединение этажей, располагавшихся на разных уровнях, создание удобных рабочих мест.
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Главный вход был сделан со стороны оживленной улицы Сент-Оноре: он представляет собой просторный холл с низким потолком. Есть здесь и лестница, подобная тем, что обычно бывают в крупных исторических универмагах. До реставрации она находилась в плачевном состоянии. Стеклянный фасад заменен раздвижными окнами, а офисы представляют собой пространство свободного плана во всю глубину здания, без каких-либо перегородок.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

После перепланировки центральное пространство постройки превратилось в служебную зону, а остальные помещения за счет упрощения периметра были присоединены к саду. Стоит отметить, что архитектурное решение внутренних зон основывается на ранее существующей структуре с минимальными ее изменениями. При этом архитектор создал пространства с максимально гибкой геометрией. Новые планы штаб-квартиры Министерства культуры кажутся удобными и уместными и, в принципе, не оставляют вопросов, чего не скажешь о довольно спорном решении фасадов.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Франсис Солер полностью покрыл стены и крыши перестраиваемых корпусов сетью из нержавеющей стали. Орнамент напоминает узоры Гектора Гимара в стиле ар нуво, но сам Солер рассказывает, что в структуре сетки использованы отмасштабированные на компьютере до неузнаваемости фрески Джулио Романо из Палаццо дель Те в Мантуе. Получился такой забавный переход к современному искусству путем упрощения истории с помощью новейших технологий. Модульные элементы сетки – одного размера по всему периметру здания, исключая внутренний двор с садом.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Собственно, мои сомнения породила именно эта сетка. Она выглядит очень эффектно и привлекательно, даже – с определенных ракурсов – создает эффект дымки. К тому же она формально не причиняет вреда историческим фасадам: они отреставрированы, но больше никак не изменены. Однако, опять же, с определенных ракурсов, эти модули дробят фасад на визуально непропорциональные части, что кажется не совсем верным решением. Было также не совсем понятно, как чувствуют себя сотрудники министерства, так как рисунок сетки очень насыщен и, как мне казалось, может раздражать при взгляде изнутри здания. Согласитесь, не всем приятно проводить рабочий день, периодически взглядывая на стальные переплетения вместо вида за окном.
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Однако мое мнение насчет неудобства сетки для пользователей сооружения Солера впоследствии изменилось. Оказалось, что она работает по принципу ажурных оконных решеток в арабском зодчестве: умело скрывает интерьер снаружи, но при этом обеспечивает прекрасную видимость изнутри (Солер, кстати, родился и вырос в Алжире). Получилась такая восточная философия: тебя не видно, но ты прекрасно видишь все вокруг.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel

Здание Министерства культуры и коммуникаций в Париже – прекрасный ответ заданию конкурса: исторические здания объединены в единое целое внутренне и внешне, причем это сделано изящно и со смыслом. Франсис Солер выполнил прекрасный проект реновации и не просто подарил зданиям, улице, площади – всему этому месту – вторую жизнь, но также приспособил его к современности так искусно, что сохранил его исторический дух. А орнамент-сетку, как мне кажется, можно воспринимать как паутину, которую оставляют на бутылках особенно редких, коллекционных вин, чтобы подчеркнуть их ценность. Это, конечно, всего лишь версия – ведь архитектуру Солера нельзя прочесть легко и быстро, но, если вы умеете читать между строк, то со временем определенно откроете в ней для себя что-то особенное.
 
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Georges Fessy, Nicolas Borel
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte
Министерство культуры и коммуникаций в Париже © Francis Soler Architecte

10 Декабря 2014

Автор текста:

Елизавета Эбнер
Похожие статьи
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?