Архсовет Москвы-19

8 октября состоялось выездное заседание Архитектурного совета Москвы, посвященное модернизации массового индустриального жилищного строительства.

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Россия, Москва, Варшавское шоссе

2014

«ПИК-Индустрия»
На этот раз заседание Архитектурного совета проходило в непривычном формате и в новом месте – в стенах Музея Москвы. Как поясняют организаторы мероприятия, выбор площадкинеслучаен, ведь вынесенный на рассмотрение вопрос касается и прошлого российской столицы, и ее будущего. Помимо очевидной связи с историей города, большие залы музея позволили совместить заседание совета, собравшее непривычно многочисленных участников, приглашенных экспертов и представителей прессы, с проведением выставки проектных предложений по преобразованию серий жилых домов повторного применения. Как пояснил в своем вступительном слове Сергей Кузнецов, «модернизация панельного домостроительства является одной из самых приоритетных задач города на ближайшие годы». Именно поэтому МКА во главе с главным архитектором постарались привлечь к этому вопросу как можно больше внимания.
Серия жилых домов. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»
Выставка проектных предложений по преобразованию серий жилых домов повторного применения в Музее Москвы. Фотография А.Павликовой



Всего было представлено пять архитектурно-градостроительных концепций, подготовленных домостроительными комбинатами совместно с проектировщиками. Во всех предложениях авторы постарались максимально приблизиться к ранее сформулированным критериям-требованиям к новым сериям жилых домов.

Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Заказчик:  «ПИК-Индустрия»
Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

zooming
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow». Общий вид

Юлия Бурдова и Ольга Алексакова первыми представили свой проект – жилой квартал, который предлагается возвести на месте производственного комплекса ГазСтройМаш. Согласно планировочному решению 6-секционные жилые дома переменной этажности (12-24 этажа) сформируют прямоугольные в плане кварталы с обособленной дворовой территорией, общественными учреждениями на первых этажах и сквозными проходами с улицы во двор. При этом возможности данной серии не ограничиваются только квартальной планировкой, но легко выстраиваются в самые сложные, продиктованные местоположением формы.
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

В рамках этого проекта архитекторам необходимо было модернизировать серию П-3М, созданную в середине 1970-х гг. как жилье с очень простым и чистым планом. Однако постепенно этот план оброс массой деталей и выступающих на фасаде элементов, эркеров и крупных балконов, которые, по мнению проектировщиков,  привели к появлению многочисленных сложных и «корявых» узлов. Первое, что предложили сделать Юлия с Ольгой – это выровнять план, задав равный шаг несущих стен. Такое решение дало возможность получить ограниченное число фасадных панелей, которые при этом могут иметь самую разную отделку. Этот индустриальный и строгий по форме подход отчасти ограничил вариативность планировок, что, тем не менее, не сказалось на их качестве: большие холлы и кухни, гардеробные, места под встраиваемую технику и т.д.
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»

Таким образом, было создано нечто вроде базового остова, основания типового жилого дома, которое в зависимости от места и условий возведения может изменяться, обретая индивидуальные пластические очертания фасадов. Главная мысль проекта состоит в том, что над каждым домом, принимая за основу проектирования предложенную Buromoscow модель, должен работать архитектор. Только такой подход позволит в итоге получить разнообразную и комфортную для жизни среду.
zooming
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе. Заказчик: «ПИК-Индустрия». Проектировщик: проектное бюро «Buromoscow»



Обсуждая представленную концепцию, большинство членов совета усомнилось в рациональности предложенной схемы с равным, единым для всего дома шагом. Алексей Воронцов высказал убеждение, что неправильно и довольно сложно строить на одном шаге и гостиную, и кухню. С ним согласился и Андрей Гнездилов: «Единый шаг секций – все равно, что один на всех размер обуви». Такое построение пространства, по его мнению, приводит к его нерациональному использованию: скажем, явный перерасход площадей произойдет при размещении лестниц. Неубедительными, хоть и элегантно выглядящими Гнездилову показались и фасады с жесткими панелями и довольно тонкими перемычками.

Андрей Боков назвал данный проект «рестайлингом старого продукта». По его мнению, архитекторы не привнесли в проект ничего радикально нового. Правительство Москвы периодически возвращается к теме модернизации панельного жилья, привнося незначительные изменения. Появляются чуть модернизированные дома, которые все так же мало нравятся людям. «Вы сейчас отважились на героический поступок. Но если ваш проект будет реализован, – предупредил Андрей Боков архитекторов, – приготовьтесь, что вас будут ругать все ближайшие 50 лет».

В дискуссию с Боковым вступил Сергей Чобан, заметивший, что нигде в мире не строится жилье в таком количестве и так сравнительно дешево, как в Москве. Другой вопрос, что в Москве строительство окупается за три года, а в Берлине – за двадцать. Чобан с сожалением констатировал, что в связи с этим в ближайшие десятилетия наш город ни за что не откажется от панельного домостроительства, а поэтому просто необходимо искать решения для его модернизации и усовершенствования. По словам Чобана, избежать «ненависти» горожан можно, придумав универсальные фасады, которые «не примелькаются» слишком быстро. В качестве положительного примера он привел доходные дома Петербурга середины XIX века – типовые проекты, которые до сих пор нравятся всем, и ни у кого не возникает желания их модернизировать. В этом смысле сдержанные, лишенные излишней пестроты фасадные решения рассматриваемого проекта, показались Чобану вполне уместными. Единственное, на что он попросил обратить внимание – недостаточное разнообразие инструментов и художественных средств для создания разных образов фасадов. И эти инструменты должны быть созданы одним архитектором – автором типового проекта. Если же в каждом отдельном случае будут привлекаться разные архитекторы, создавая свою архитектуру, то это неизбежно приведет к существенному удорожанию строительства.

Активно поддержал представленную работу Владимир Плоткин, отметивший, что предложенное решение создать базу для жилой застройки на едином конструктивном модуле – это шаг перехода от типового домостроения к полутиповому. Это открывает гораздо больше возможностей для проектирования. И если в дальнейшем у авторов получится усовершенствовать планировки квартир, добиться их большего разнообразия, то проект вполне можно считать успешным.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Разработчик: компания «Терра-Аури»

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Серия, разработанная архитекторами из «Терра-Аури», представлена широтными и угловыми секциями высотой 9, 17 и 18 этажей, возведенными на полносборном каркасе. Архитекторы предусмотрели разнообразные планировочные решения застройки, в том числе традиционного квартального типа. Входы в жилую часть устроены со двора, тогда как первые этажи уличного фронта полностью отданы под общественные функции. Первые этажи со значительной поверхностью остекления открыты городу.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Всего было разработано 12 вариантов отделки фасадов с различными видами разбивки на панели и предложениями по компоновке балконов и лоджий на фасаде – утопленными в плоскости стены или, наоборот, сильно выступающими вперед, ахроматическими или изобилующими цветными вставками. Для создания разнообразной застройки авторы предлагают также использовать целую палитру отделочных материалов с возможностью их окрашивания в массе. Кроме того, возможно нанесение на фасады рисунков либо использование рельефных поверхностей. Все это проектировщики продемонстрировали в качестве инструментария, который может быть использован для создания практически неограниченного количества вариантов решения пластики фасадов.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»

Что касается планировки, то здесь авторы уделили особое внимание лестнично-лифтовому узлу, что позволило существенно сэкономить площади и снизить общую стоимость квартир.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури». Генплан
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури»



У членов совета представленный проект особых вопросов не вызвал, хотя Сергей Кузнецов попросил всех проектировщиков обратить внимание на ранее высказанные замечания, поскольку все они в равной степени должны быть учтены при последующей доработке концепций.

Михаил Посохин оценил вариативность решения фасадов, однако посетовал, что авторы оставили без внимания кровлю зданий. По его мнению, рельеф домов может создаваться не только за счет разной этажности секций, но и с помощью наклонных поверхностей кровли, фронтонов и каких-либо других архитектурных приемов, позволяющих обогатить архитектуру и силуэт. Сергей Чобан посоветовал авторам подумать над предложением расположить балконы один под другим, что, по его мнению, приведет к появлению хаотичных надстроек. Замечания были высказаны также по поводу недостаточно продуманной системы парковки, допускающей возникновение стихийных стоянок во дворе. Андрею Бокову совсем не понравились представленные планировки квартир, в том числе в угловой секции, не отвечающие современным требованиям. Их он попросил полностью пересмотреть. На это замечание проектировщики ответили, что конструктивная схема позволяет получить самые разные планировки квартир – от эконом- до бизнес-класса.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Разработчик: компания «Терра-Аури». Макет
Архитектурно-градостроительные решения для жилого дома в Бескудниково
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Проектировщики из «Моспроекта» представили совету готовый проект полносборных многосекционных домов на основе унифицированного сборно-монолитного безригельного каркаса. Данный проект, который, по мнению разработчиков, мог бы лечь в основу новой серии, предусматривает строительство на месте старых панельных пятиэтажек в районе Бескудниково секций новых домов переменной этажности высотой от 8 до 25 этажей. Комплекс включает четыре корпуса, расположенных по периметру участка, с четким делением на общественную и придомовую территорию. Благоустроенную территорию двора пересекает широкая внутренняя улица. Паркинг вынесен за пределы комплекса.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3

Строительство предполагается вести с использованием элементов и изделий заводского производства, что позволит обеспечить точность процесса и существенно сократить сроки реализации. Широкие возможности были продемонстрированы в плане решения фасадов с применением кирпича, вентфасадов и навесных панелей. В данном случае предлагается применять системы навесных вентилируемых фасадов с навесными панелями, используемых для балконных ограждений. Разнообразие достигается еще и за счет возможности формировать разнообразный силуэт застройки.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Планировочно-градостроительные решения

Универсальная система с шириной пролетов 3, 6, 12 и 18 м и шагом колонн 6 и 3 м позволила задать в проекте свободную планировку квартир. Первые этажи, согласно критериям проектирования новых типовых домов, запроектированы как нежилые помещения, которые вместят все необходимые общественные функции. Входы в подъезды организованы со стороны двора.
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Решения фасадов
Архитектурно-градостроительные решения для строительства жилого дома в районе Бескудниково. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектировщик: «Моспроект», архитектурно-проектная мастерская №3. Планы первого и типового этажей

Совет сразу обратил внимание на разницу между стандартным панельным домостроительством и представленным проектом со смешанной конструктивной схемой. Комплекс смотрится куда как выигрышней, однако и стоимость такого строительства гораздо выше. «Мы сейчас сравниваем несопоставимые вещи,» – возмутился Сергей Чобан. А Сергей Кузнецов попросил авторов просчитать, насколько себестоимость такого дома дороже панельного. По сути, по замечанию Кузнецова, сейчас создан некий гибрид с «немотивированно сложными фасадами», относящийся к другой категории жилья. И, несмотря на то, что он во многом отвечает разработанным критериям, сейчас его нельзя рассматривать наравне с другими концепциями. Ханс Штимманн не одобрил решения изолировать жилую часть от общественной, что неизбежно произойдет при организации входов в жилую часть исключительно со стороны двора. Алексей Воронцов отметил, что предложенные авторами решения в плане планировок выглядят довольно оптимистично, однако фасады показались ему, как и Кузнецову, чрезмерно агрессивными.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов
Заказчик: «Домостроительный комбинат №1»
Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill Taller de Arquitectura

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

ДСК-1 и МНИИТЭП представили сразу две концепции модернизированного типового жилья. К проектированию одной из серий было привлечено бюро испанского архитектора Рикардо Бофилла, которое занималось разработкой не только объемно-пространственной композиции и фасадов жилых домов высотой от 3 до 17 этажей, но и предложило свои принципы организации застройки. Планировочные решения предполагают различную конфигурацию зданий на участке: квартальную, циркульную, меридиональные улицы и др. Такие градостроительные возможности обеспечиваются разнообразием секций, включающих прямую широтную, меридиональную, угловую и поворотную.  
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

Образ фасадов формируют несколько типов оконных проемов, применяемых в разных частях здания, а также цветовая градация, задающая вертикальный и горизонтальный ритм. Кроме того, предусмотрены варианты блокировки различных секций. Что касается первых этажей, то здесь были разработаны два варианта организации пространства, предполагающие размещение как общественных функций, так и квартир для инвалидов-колясочников.
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП совместно с Ricardo Bofill taller de arquitectura

Жилой дом в Некрасовке
Заказчик: «Домостроительный комбинат №1»
Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Общий вид

Вторая концепция, разработанная тандемом МНИИТЭП и ДСК-1 – это пилотный проект жилого комплекса в Некрасовке. Дом предполагается построить на базе секций серии П44Т-1/17, схожей с проектируемой по квартирографии и общим планировочным принципам. Данную серию отличает разнообразие плоскости фасадов. Здесь предполагается использовать фасадные панели с облицовкой цементно-песчаной плиткой, окрашенной в заводских условиях в необходимые цвета.
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Решение подъездов
Жилой дом в Некрасовке. Заказчик: «Домостроительный комбинат №1». Проектировщик: МНИИТЭП, мастерская №1. Генплан.

Обсуждая представленные ДСК-1 концепции, члены совета задались вопросом: что, собственно, ценного внес в проект Рикардо Бофилл? Созданные при его участии фасады показались собравшимся скучными и однообразными. Андрей Гнездилов заметил, что авторы предлагают использовать до боли знакомое и давно надоевшее сочетание цветов и материалов. И если даже предположить, что архитектор при проектировании был ограничен жесткими рамками, то и тогда непонятно, почему нет явных, выверенных пропорций и ясности архитектурного стиля.

С этим суждением не согласился Ханс Штимманн, который увидел в проекте признаки приближения к архитектуре, прослеживающиеся в таких позитивных элементах, как аттиковый этаж и грамотное решение первых этажей. Александр Кудрявцев предположил, что Рикардо Бофилл попытался воспеть один из самых сильных архитектурных образов советской эпохи – пятиэтажный панельный дом. Реализовать проект Бофилла, по мнению Кудрявцева, было бы возможно в единственном экземпляре. В случае же массовой застройки будет получена совершенно безликая среда.

Подводя итог обсуждению, Сергей Кузнецов попросил авторов подумать, каким образом можно было бы разнообразить облик зданий в обеих представленных концепциях, причем не только с помощью сочетания цветов, но архитектурными и пластическими средствами.
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

В завершение заседания архсовета своим опытом в реализации проектов панельно-каркасной жилой застройки поделились концерн «Крост» и финская компания Arkkitehtisuunnittelu Jukka Tikkanen.  
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

Представитель концерна «Крост» показал несколько реализованных в Москве проектов, которые наглядно демонстрируют, что даже в нынешних условиях и в рамках действующего законодательства возможно усовершенствование индустриального строительства и достижение скромными средствами качественного результата. Такие нехитрые приемы, как расположение балконов и окон в шахматном порядке, применение разнообразных материалов, в том числе архитектурного бетона на фасадах и в интерьерах, тщательная проработка планировок – все это и многое другое дает возможность добиться разнообразия и комфортности среды без удорожания строительства.
Объекты, реализованные в Москве концерном «Крост»

Аспект стоимости панельного строительства в своем заключительном докладе подробно, но с юмором осветил финский архитектор Юкка Тикканен. Большой опыт панельного строительства в Финляндии позволил понять, как можно удешевить любой проект, отказавшись лишь от технического этажа и обильного остекления окон и балконов.

Напомним, что финальные предложения по модернизации панельного жилья будут представлены разработчиками уже в декабре. В течении 2015 года новые серии будут постепенно внедряться в производство, и, в соответствии с распоряжением Сергея Собянина, в 2016 году строительство панельных домов старых серий будет полностью остановлено, вместо них будут возводить типовые дома модернизированных серий.
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Многосекционный жилой дом на Варшавском шоссе
Россия, Москва, Варшавское шоссе

2014

«ПИК-Индустрия»

10 Октября 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.