SOS: Шуховская башня под угрозой уничтожения

Шуховская радиобашня в Москве необоснованно признана аварийной и может быть демонтирована, что означает ее гибель как памятника инженерного искусства.

mainImg
Продолжаем сбор подписей под открытым письмом против демонтажа Шуховской башни
Подписаться можно здесь

Построенная в районе Шаболовка по проекту инженера Владимира Шухова в 1920–1922 башня – уникальная гиперболоидная конструкция, использовавшаяся для радио-, а затем и теле- вещания с 1922 по 2002 год. Шуховская башня была первой крупной постройкой в Москве после Октябрьской революции и стала одним из символов русского авангарда, ее новаторскую для своего времени конструкцию возвели несмотря на дефицит металла, без использования сложных технических приспособлений. Однако несмотря на уникальность памятника и на то, что башня обладает статусом объекта культурного наследия, ее ни разу комплексно не реставрировали, а с 1991 – даже не красили. Поэтому все существующие проблемы с сохранностью Шуховской башни – на совести ее владельца, подписавшего в свое время охранное обязательство –  ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), входящего в структуру Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
zooming
Коллаж © Александра Селиванова
zooming
Шуховская радиобашня © Александра Селиванова

После долгих лет бездействия, в течение которых историки архитектуры, защитники наследия, архитекторы и инженеры, включая Владимира Ф. Шухова, правнука Владимира Шухова, и возглавляемый им фонд «Шуховская башня», безуспешно пытались добиться реставрации этого уникального памятника, Минсвязи выступило с предложением: демонтировать ненужную этому ведомству башню, чтобы затем осуществить ее «восстановление на новом месте в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году» (цитата из проекта постановления правительства РФ, опубликованного 7 марта 2014). Такая формулировка может подразумевать полную утрату памятником подлинности и создание новодела.
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина

Рассмотрим аргументы чиновников и контраргументы экспертов – историка архитектуры, доцента МАрхИ Анны Броновицкой, директора Центра Авангарда Московского музея толерантности Александры Селивановой, президента фонда «Шуховская башня» Владимира Ф. Шухова, ЦНИПИ строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова во главе с директором Н.И. Пресняковым.

Минсвязи: Башня может обрушиться, причем в возможной зоне разрушения находятся 17 зданий, в том числе жилые дома, школа и детский сад.

Эксперты: несмотря на коррозию, Шуховская башня вполне устойчива. Это подтвердили в своем заключении в феврале 2014 специалисты ЦНИПСК им. Н.П. Мельникова (этот документ имеется в распоряжении редакции Архи.ру). Существует опасность выпадения отдельных деталей – но только в направлении вертикально вниз, т.к. подобная конструкция упасть на бок полностью или частично не может.
Заявления об опасности обрушения постройки, которые делает Минсвязи, основываются на недоступной для изучения экспертизе, выполненной по его заказу ЦНИИ Промзданий.
zooming
Шуховская радиобашня © Александра Селиванова

Минсвязи: Демонтаж и последующая сборка заново не нанесут вреда башне.

Эксперты: специалисты ЦНИПСК подчеркивают, что демонтаж равнозначен гибели памятника: части башни удерживаются на месте заклепками, а не винтами, кроме того, этих частей очень много – башню собирали из всех доступных в годы Гражданской войны металлических фрагментов, в том числе небольшого размера. Опыт сотрудников ЦНИПСК по восстановлению после демонтажа скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» показал, что старые металлические каркасы после демонтажа не пригодны к вторичному использованию: шедевр Мухиной сейчас стоит на полностью новом каркасе. Такая же судьба может ждать и Шуховскую башню, с той разницей, что она вся и состоит из каркаса.
zooming
Шуховская радиобашня © Александра Селиванова

Минсвязи: Перенос памятника на новое место – обычная практика. На ВВЦ, в Парке Горького или в районе Калужской площади (эти варианты назвал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин на заседании Общественной палаты РФ 7 марта 2014) Шуховская башня будет успешно сохранена, и к ней будет обеспечен доступ населению – то, что в нынешней ситуации якобы сделать невозможно. При этом башня будет передана с баланса РТРС в распоряжение Департамента культуры Москвы.

Эксперты: Памятник по Федеральному закону N 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» неотделим от своего участка. Его перенос в российской и мировой практике возможен лишь в исключительных случаях: при угрозе затопления, природной или техногенной катастрофы – ничего подобного мы на Шаболовке не наблюдаем.
Как и в момент своего строительства, сегодня 150-метровая башня служит высотной доминантой своего района. Кроме того, она – «фокусная точка» прилегающего комплекса памятников 1920-х–1930-х: рядом расположены Хавско-Шаболовский жилой массив группы АСНОВА, первый дом-коммуна Георгия Вольфензона, студенческое общежитие Ивана Николаева, Москворецкий Мосторг (Даниловский универмаг) Вячеслава Олтаржевского и др. В случае ее «исчезновения» будет искажен исторический облик значительной городской территории, а появление башни на новом месте – к примеру, на ВВЦ – исказит и его облик.
Кроме того, перенос башни из не самого популярного района в один из статусных «узлов культуры» города противоречит заявляемой московскими властями политике децентрализации культурной инфраструктуры.
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина


Минсвязи:
Шуховская башня – «типовое» инженерное сооружение, поэтому его можно разбирать и переносить – в отличие от «настоящего» памятника.

Эксперты: По такому же принципу в уникальности можно отказать и парижской Эйфелевой башне. Шуховская башня возведена по особому проекту, на ее решение наложил отпечаток период создания с его технологическим и экономическим уровнем, а в процессе монтажа сам Владимир Шухов многократно вносил коррективы. Несомненно, что при повторной сборке Шуховской башни никто не будет воспроизводить технические приемы начала 1920-х, и это еще одна причина назвать «новую» башню всего лишь подделкой.
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина

Доводы против демонтажа Шуховской башни были рассмотрены на заседании Общественной палаты РФ 7 марта 2014. Там представитель Минкульта Владимир Цветнов, директор Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия, четко заявил: «Объекты культурного наследия, в том числе Шуховская башня, не подлежат демонтажу. Демонтаж объектов культурного наследия законодательством Российской Федерации не предусмотрен».



Однако в тот же день был опубликован уже упоминавшийся проект постановления Правительства РФ, предусматривающий перенос башни, и выяснилось, что средства на демонтаж уже найдены Минфином. Президент фонда «Шуховская башня» Владимир Ф. Шухов видит в этом результат давления заинтересованных лиц. Он и другие эксперты подозревают, что за идеей переноса памятника стоит проект строительства на его месте высотного здания: так как при сносе объекта можно построить на его месте здание аналогичной высоты, это позволит обойти ограничение на высотную застройку в пределах 3-го транспортного кольца. То есть имеется возможность соорудить 150-метровый небоскреб в центре Москвы: участок башни и граничащий с ним бизнес-центр «Шухов-плаза» вместе дают достаточные для этого 2 га.

Выразить свой протест против демонтажа Шуховской башни можно, обратившись в электронную приемную Москомархитектуры, на сайт правительства РФ или в Минкомсвязи expertiza@minsvyaz.ru.

Подписаться под открытым письмом против демонтажа башни можно здесь.

zooming
Шуховская радиобашня © Александра Селиванова
zooming
Шуховская радиобашня © Александра Селиванова
zooming
Шуховская радиобашня © Александра Селиванова
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская радиобашня © Юлия Тарабарина
zooming
Долгострой рядом с м. Шаболовская © Юлия Тарабарина

14 Марта 2014

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.