Ведут в счете

В разных частях планеты памятники архитектурного наследия оказываются близки к гибели или, наоборот, оказываются в самом выгодном положении. На текущий момент, по счастью, хороших новостей больше.

mainImg
В Порт-о-Пренсе, столице Гаити, в прошлом январе, в годовщину разрушительного землетрясения, торжественно открылся после реконструкции «Железный рынок» («Рынок Ипполита») — чугунное сооружение конца 19 столетия. Он, как и многие подобные «изделия», был произведен во Франции. Он должен был стать вокзалом Каира(!), но в итоге оказался на Гаити. Два его зала были приспособлены под торговлю, но главное в рынке — его замысловатый главный вход с часами и парными минаретами высотой более 20 м.
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret

Еще в 2008 от пожара сильно пострадал один из залов, а землетрясение довершило дело. Казалось, рынок уничтожен, но ирландский миллиардер Денис О'Брайен (Denis O'Brien), владелец одного из ведущих сотовых операторов Гаити Digicel, выделил на его спасение 12 млн. долларов и пригласил британского архитектора Джона МакАслана для руководства проектом. Значительную часть сооружения пришлось возвести заново из стальных конструкций, включая крыши залов (общая площадь – почти 2000 м2, высота – 10 м), также они получили новые опоры и Х-образные фермы, которые должны спасти сооружение в случае новой катастрофы. Немало труда потребовалось для реконструкции входа; в частности, часы пришлось для ремонта отправить их первоначальному производителю во Францию.
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе сразу после землетрясения в январе 2010 © Roger Lemoyne

Но рынок удалось открыть к запланированной дате, чтобы показать жителям Гаити, что, несмотря на очень тяжелое положение в стране, ситуация будет улучшаться. О'Брайен взял на себя управление рынком на ближайшие 50 лет, а также задумал открыть в столице несколько базаров меньшего размера: это должно хотя бы частично упорядочить жизнь в Порт-о-Пренсе и облегчить жизнь местным торговцам.
«Сигрем-Билдинг» в Нью-Йорке

Знаменитый небоскреб Людвига Мис ван дер Роэ «Сигрем-Билдинг», напротив, остается в стороне от любых потрясений. Он привлек внимание общественности по другому поводу: в нем зарегистрированы самые богатые люди США, если считать по почтовым отделениям. Как и многие другие высотные здания Нью-Йорка, эта башня имеет собственный почтовый индекс, а именно по индексам одна из общественных организаций составила рейтинг мест с самым высоким средним доходом населения, основываясь на открытой налоговой отчетности.
«Сигрем-Билдинг» — офисная башня, но американский налогоплательщик может указывать любой удобный ему адрес для получения налоговых документов. Поэтому среди тех, чей доход составляет в среднем $13,9 млн. в год (данные по 2007), могут быть как работающие там бизнесмены, так и миллионеры, чьими делами управляют компании, имеющие там свой офис.
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com

Еще один памятник «героического модернизма», который может выиграть от соседства с богатыми людьми — терминал авиакомпании TWA Эро Сааринена в нью-йоркском аэропорту Кеннеди. Последнее десятилетие прошло для него бурно: в 2001 TWA разорилась, постройка перешла к компании JetBlue, которой был нужен более крупный и удобный терминал — к тому же сооружение 1962 года не соответствовало требованиям безопасности, введенным после 11 сентября 2001.
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com

Замаячила угроза сноса, но новый терминал в итоге построили рядом, а старый оказался никому не нужен. Его отреставрировали и удалили асбест на средства Портового управления Нью-Йорка, но, кроме проведенной там единожды художественной выставки, никакого применения не нашли. Но теперь идея есть: чиновники ищут застройщика для строительства между зданием Сааринена и терминалом JetBlue бутик-отеля на 150 мест. Терминал TWA будет играть роль его вестибюля с дорогими магазинами и ресторанами, благо архитектор предусмотрел для них место. Хотя некоторые вопросы «приспособления» представляют потенциальную опасность для памятника, «элитарность» программы гарантирует уход за ним и небольшой износ.
zooming
Школа в Вейланде. Фото © Christine Cipriani

Но не все постройки модернизма ценятся публикой одинаково: снос ждет среднюю школу в Вейланде близ Бостона, построенную бюро Вальтера Гропиуса The Architects Collaborative в 1960 (хотя и без участия самого мастера). Для своего времени это была одна из передовых школ — с планом типа кампуса, где располагались сначала 6, а затем 8 корпусов разного назначения. Из них сохранят лишь легкоатлетический манеж, остальное заменят на малоинтересный, почти типовой дизайн — зато с более просторными помещениями, современной проводкой и без асбеста. Руководство школы посчитало, что реконструировать старое здание слишком дорого: легче построить новое. Впрочем, в таком решении нет ничего нового для США: по подобным причинам снесли в Чикаго Госпиталь Майкла Риза, построенный по генплану Гропиуса и под его руководством (при этом уничтожили и более ранние больничные корпуса — начала 20 века), и более эффектную, чем в Вейланде, школу Ривервью в Сарасоте Пола Рудольфа — а ведь ее пытался спасти Норман Фостер.
zooming
Трашиганг-дзонг в Бутане. Фото © Stephen J. Kelley/World Monuments Fund

Но закончить стоит на оптимистичной ноте: World Monuments Fund, нью-йоркская общественная организация, публикующая начиная с 1965 раз в два года список из памятников архитектуры и истории, находящихся в наибольшей опасности, объединила усилия с голландским государственным фондом Prince Claus Fund. Их программа «Экстренной помощи культурному наследию» получила от обоих учредителей по 500 000 долларов. Обе организации всегда занимались спасением памятников, но финансирования часто не хватало, поэтому вместе они смогут действовать успешнее. Уже выбраны первые объекты помощи: средневековые монастыри-крепости в Бутане — Трашиганг-дзонг и Драмеце-лакханг, уникальная жилая застройка рубежа 19¬20 веков на Гаити и мечеть Лубук–Барех (17 в.) и неоготический монастырь Св. Льва (1903) в индонезийском городе Паданг: все они пострадали от недавних землетрясений. Четвертым в этом списке стал пакистанский участок долины Инда: в ближайшее время там при пуске плотины Диамер-Бхаша будут затоплены тысячи неолитических наскальных изображений. Средства нужны на составление их описи и возможное спасение.

01 Марта 2011

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.