Игра отражений

Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

25 Апреля 2019
mainImg
Мастерская:
Delugan Meissl
Проект:
Жилой дом Casa Invisibile
Словения

2013
0 В ассортименте компании 3AComposites, которая производит известные по всему миру композитные панели ALUCOBOND® и в этом году отмечает свое 50-летие, коллекция naturAL – одна из самых востребованных. Поверхности, предлагаемые проектировщикам в составе этой коллекции, отдают дань естественной красоте металла – его приглушенному сиянию, способности поглощать или отражать свет. Наиболее яркая среди них, пожалуй, – зеркальная поверхность ALUCOBOND® naturAL Reflect.

Поверхность ALUCOBOND® naturAL Reflect по эстетическим качествам не уступает зеркалу: такая же гладкая, с высокой отражательной способностью. Ее преимущество в удобстве эксплуатации, поскольку поверхность не боится осадков, морозов и жары, защищена от коррозии и плесени, ее легко чистить. При этом, в отличие от зеркала, композитные панели ALUCOBOND® просты в обработке, легко монтируются на фасаде, обладают малым весом, принимают практически любую форму и, само собой, намного прочнее.
Исследовательский и посетительский центр Paläon
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Совокупность этих характеристик позволяет архитекторам по всему миру использовать ALUCOBOND® naturAL Reflect в самых разных и, как правило, концептуальных проектах. Как оказалось, зеркало – довольно емкий материал, наполненный метафорами и смыслами, и с помощью него архитекторы могут достичь разнообразных, подчас противоположных эффектов. Итак, что можно сделать со зданием с помощью фасадных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect:

Растворить в окружении
Casa Invisibile, то есть «невидимый дом», придумали австрийские архитекторы из бюро Delugan Meissl. Он модульный, недорогой, быстро возводится и разбирается, а еще – легко адаптируется под любое окружение, не нарушая, а почти буквально растворяясь в нем.

Дом полностью облицован зеркальными панелями большого формата ALUCOBOND® Plus, чтобы швов было как можно меньше. Снаружи есть раздвижные элементы, которыми, как ставнями, можно закрывать большие окна и двери – тогда-то дом и становится «невидимым», оставляя лишь намек на свои очертания. Ровная поверхность способна отражать не только деревья и облака, но даже движение звезд. Получается своего рода природный «медиафасад», который постоянно меняется – в зависимости от времени года или даже погоды: после дождя на некоторое время остаются красивые потеки, после сильного мороза – неповторимые узоры.
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
***

Выразить идею инклюзии 
В Детском центре в городке Ньюкасл-Уэст в Ирландии работают с детьми с психическими и физическими особенностями, важная часть работы – помочь им интегрироваться в общество. Этот процесс бюро SATA отобразило в архитектуре здания.

Планировка «вывернута» наружу: в центре находятся технические помещения, окруженные круговым коридором, а по внешнему периметру располагаются просторные и наполненные светом терапевтические кабинеты, зоны ожидания и офисы. Сплошное остекление нижней части здания стирает границу между интерьером и экстерьером, но главное, что все дети, независимо от возраста, роста или физических ограничений могут наслаждаться видом на сад.

Верхняя часть здания чуть нависает над нижней, защищая кабинеты от прямых солнечных лучей. Эта своеобразная «крыша» полностью облицована зеркальными панелями ALUCOBOND® naturAL Reflect, которые «соединяют» здание с небом и садом, то есть буквально, почти осязаемо интегрируют его в окружение. Средники окон задают движение вверх. Послание, заложенное в архитектуре, считывается довольно прозрачно, но поэтичное воплощение вызывает трепет: работа, происходящая внизу, постепенно приводит к тому, что дети становятся частью общества и окружающего мира.
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
***

Создать футуристичный образ
Исследовательский и посетительский центр Paläon в Нижней Саксонии – тоже во многом о почтительном отступлении перед природой и слиянии с ней, но экспрессивные формы и линии создают запоминающийся образ. Почему бы архитектуре будущего не быть такой? Яркой и технологичной, но все равно существующей в согласии с природой.

Центр Paläon построен по проекту бюро Holzer Kobler Architekturen на окраине города Шёнинген недалеко от места уникальной и важной археологической находки – деревянных копий возрастом около 300 тысяч лет, которые считаются древнейшим оружием, найденным учеными. Под этот артефакт в 2009 году было решено построить целое здание. Paläon полностью облицован панелями ALUCOBOND® naturAL Reflect разной ширины, которые длинными полосами, расположенными под разными углами, взмываются ввысь подобно копьям. Посетители центра могут не только познакомиться со свидетельствами древней жизни, найденными в Шёнингене, но и побывать в действующих лабораториях и даже принять участие в исследованиях. Природное окружение, которое отражает фасад, – тоже часть экспозиции. В поле, например, пасутся лошади Пржевальского, как они делали это 300–400 тысяч лет назад, что подтверждают найденные здесь останки.
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
***

Привлечь покупателей
Зеркальные поверхности уместно использовать не только на открытых участках в окружении природы, но и в ткани города, причем даже на больших объектах. Пример – один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов Поволжья «Гуд’OK», построенный в центре Самары по проекту ESP «Expo Service- und Projektmanagement Hannover GmbH». Огромное здание объединяет магазины и офисы площадью больше 250 тысяч м2. Фасады рядом с главной входной зоной оформлены зеркальными панелями ALUCOBOND®: на уровне первого этажа панели уложены горизонтально и «гладко», выше – поставлены вертикальными полосами, которые создают сложную игру отражений и преломлений. Здесь у зеркала появляется новая, городская коннотация: как возможного символа консюмеризма и главного атрибута примерочных.
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
***

Скрыть объем или высоту
В городе зеркальная поверхность может пригодиться и в работе со старой архитектурой. Так, в Генте архитекторы бюро TRANS architectuur-TV Dynamo надстроили бывший кирпичный склад для хранения хлопка простым кубическим объемом, облицованным панелями ALUCOBOND®. При этом удалось соблюсти непростой баланс: новая часть контрастна по отношению к старой, но при этом не подавляет. Материал отражает небо, таким образом увеличение высоты и изменение пропорции здания не ощущается. Также зеркальными панелями оформлен вход, скрытый за старинными деревянными воротами. Обновленное здание будет обслуживать безнес-парк UCO, расположенный по соседству: здесь откроется ресторан, карьерный центр, несколько переговорных и офисы.
Реконструкция бывшего склада Balenmagazijn в Генте
© TRANS architectuur Hannelore Veelaert
Реконструкция бывшего склада Balenmagazijn в Генте
© TRANS architectuur Hannelore Veelaert
Реконструкция бывшего склада Balenmagazijn в Генте
© TRANS architectuur Hannelore Veelaert
***

Найти финальный штрих или «изюминку»
Фрагментарное использование зеркальных панелей ALUCOBOND® также позволяет добиться выразительных эффектов. Авторы кампуса Life Science в Зальцбурге, архитекторы бюро Berger & Parkkinen, называют главным элементом своего здания «перевернутую крышу», которую стоит искать в низу здания – с первого взгляда она больше напоминает «живот». Основной объем кампуса нависает над заглубленным первым этажом, а образовавшаяся внутренняя плоскость волнистого козырька облицована зеркальными панелями, которые «сцепляют» здание с садом и умножают пространство.

У проекта сильная концептуальная сторона: архитекторы хотели по-новому интерпретировать городской ландшафт, создать пространственную стратификацию, вторящую ритмам, типичным для исторического центра, но в новом звучании. Не последнюю роль в воплощении задуманного сыграл материал.
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
***
Мастерская:
Delugan Meissl
Проект:
Жилой дом Casa Invisibile
Словения

2013

25 Апреля 2019

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.