Как управлять концерт-холлом мирового уровня с планшета

Система интеллектуального управления зданием, установленная компанией ABB в амстердамском концерт-холле Ziggo Dome, позволяет изменять любые параметры с помощью мобильного интерфейса. В данном случае проектировщики сосредоточились на освещении.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

28 Января 2019
Реклама
mainImg
Мастерская:
Benthem Crouwel
Проект:
Концертный зал Ziggo Dome
Нидерланды, Амстердам

2009 — 2012
Компaния:
АББ (АВВ)
Сайт:
0 Здание концертного зала Ziggo Dome построено в 2009-2012 годах по проекту голландского бюро Яна Бентема и Мелса Краувела, известных работой над центральными вокзалами Роттердама и Гааги, а также белоснежной трапецией нового крыла амстердамского музея современного искусства Стеделейк. Концертный зал, чья акустика считается лучшей в Нидерландах, построили на юго-востоке Амстердама рядом с Ареной – большим футбольным стадионом, который является «домашним» для клуба Аякс. Юго-восток – современная часть голландской столицы со сложной историей развития. В 1970-е здесь был построен модернистский район Белмер, амстердамские «черёмушки»: район многоэтажного типового жилья, который быстро деградировал в социальном плане и был на две трети разобран. Сейчас общественный центр района Белмер активно превращается в город торговых центров, офисных башен и парков. Появление здесь нового концерт-холла было вполне закономерным.
Ziggo Dome в тёмное время суток. Фотография: Shirley de Jong, 2013 / commons.wikimedia.org / CC BY-SA 3.0
Ziggo Dome фото © Jannes Linders

В процессе создания зал назывался Music Dome, затем его переименовали в Ziggo Dome в честь одного из главных спонсоров строительства, крупнейшего голландского кабельного канала и интернет-провайдера компании Ziggo. Одной из целей строительства было дать Нидерландам возможность принимать гастроли звёзд мировой величины, которым требуется зал с идеальной акустикой и большой вместимостью: от 12 000 до 20 000 человек. До строительства Ziggo Dome, вмещающего 17 000 зрителей, такого зала в стране не было – хотя соседняя Арена вмещает в три раза больше человек и концерты в ней тоже проводятся, акустика там не слишком хороша. После того, как поблизости по проекту Николаса Гримшо в 2007 году построили вокзал Bijlmer ArenA, добираться и до Арены, и до Ziggo Dome стало очень удобно: 600 метров пешком, минут пять прогулки.

Архитектура Ziggo Dome проста и функциональна. Её, можно сказать, вообще нет, настолько она подчинена эффективной конструкции и инженерным требованиям. Купола, присутствие которого можно было бы предположить исходя из названия (Dome), тоже нет – название условно. Зал четырехэтажной высоты с двумя ярусами амфитеатра, и окружающие его вестибюли, репетиционные и кафе помещены в простую коробку-параллелепипед с квадратным планом: 90 х 90 х 30 м. Цокольный этаж заглублен, и пол зала оказывается примерно на 5 метров ниже уровня земли. Ещё ниже – 1 ярус подземной парковки для VIP-посетителей. Самый верхний ярус занят конструкциями потолка, высотой больше 7 м; к ним можно подвесить до 100 тонн сценического оборудования.
Ziggo Dome: концертный зал. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: установка оборудования концертном зале. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Зал строили с расчётом на живое исполнение и для идеальной акустики сделали всё, что было возможно: по 20 акустических панелей в каждом сегменте зрительного зала и панели на потолке поглощают избыточную реверберацию, делая звук «сухим» и чистым. Для посетителей предусмотрена хорошая видимость сцены из любой точки, удобные стулья, обивка которых выполнена согласно последним изысканиям автопрома.
Ziggo Dome: концерный зал. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Тщательное распределение потоков позволяет добираться до места кратчайшим путем; действует множество кафе и даже – это специально подчёркивают и архитекторы, и администрация на сайте Ziggo Dome – туалетов, причём передвижные перегородки позволяют изменять число мужских и женских кабинок. Разумеется, всё предусмотрено и для звёзд эстрады: гримёрные, репетиционные, помещения для команды гастролёров. К тому же зал, хотя и строился как концертный, легко трансформируется – в нём можно залить каток, устроить бассейн олимпийского класса или соревнования по теннису.
Ziggo Dome: концерный зал. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Снаружи же Ziggo Dome – чистейшая тёмная «коробка», простейшая форма. Если бы не светодиодные экраны площадью 10 000 м2, составленные из 840 000 LED-ов и покрывающие все четыре фасада здания, превращая его в объёмный мультимедийный экран, способный транслировать даже видео. Днём, в период репетиций, Ziggo Dome прост, лишь слегка поблёскивает лампочками диодов. А в популярное для концертов современной музыки тёмное время суток он превращается в светящийся куб, способный транслировать любые изображения – в мега-афишу, витрину самого себя. Проезжая мимо, его невозможно не заметить.
Ziggo Dome: медиа-фасады днём. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: медиа-фасады днём вблизи. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Разумеется, концертный зал мирового уровня потребовал сложного электротехнического оборудования. Отвечавшая за его установку компания Beemster Electrical Solutions пригласила компанию ABB, которая спроектировала и инсталлировала в Ziggo Dome систему интеллектуального управления зданием, основанную на открытой шине KNX, решения для которой ABB выпускает уже более 20 лет.

Система, разработанная ABB для управления энергосистемами крупных и сложных зданий, подобных концерт-холлу мирового уровня, называется i-bus KNX. Фактически это «умный дом», масштабированный для решения сложных задач. Такая система управляет всем: от таймеров фонарей, окружающих здание на улице, пожарной безопасности, экономии энергии, кондиционирования и тепла – до программирования медиа-фасада, управления освещением сцены и всех помещений, включая вход и холлы-коридоры. Но в данном случае инженеры ABB, по словам представителей компании, сосредоточились на управлении всеми видами освещения, поскольку оно – важная часть любого концерта.

Вся электрика Ziggo Dome подключена к центральному ядру, от которого разведены четыре основных узла, базирующиеся в цокольном этаже и передающие задачи 56 распределительным линиям на четырёх основных этажах – что обеспечивает запас мощности и надежности, достаточный для нетривиальных задач многофункционального концертного зала, рассчитанного на лучшее качество усиленного звука и максимально эффектные представления.
Ziggo Dome: энергетические кабели в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: оборудование ABB в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: оборудование ABB в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: оборудование ABB в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Наладить, перенастроить и отключить все функции можно с помощью интерфейса, доступного как стационарно – на экранах, встроенных в стены основных помещений, так и с мобильного устройства, с планшета. Что не исключает, разумеется, традиционных тумблеров. Есть что-то фантастическое в том, что один человек, передвигаясь по зданию с планшетом – он же интерфейс управления – в руках, может, к примеру, приглушить свет в любом помещении, включить и выключить всё сразу или активировать, что особенно важно, какой-то из режимов освещения всего здания. Очевидно, что таким образом можно сэкономить гигантское количество не только электричества, но и времени – на одной только ходьбе к выключателям. Конечно же, одним человеком с планшетом в руках в данном случае обойтись невозможно – за системой следит команда специалистов. Но скорость реагирования, возможности и техническое совершенство этого решения очевидны.
Ziggo Dome: сенсорный экран управления, установленный в одном из репетиционных залов. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Современная музыка не только во многом держится на возможностях микширования и усилителей, но и часто бравирует своей технологичностью, выставляет её напоказ, превращаясь в разновидность эстетики хай-тека. Немалые возможности современной техники, подчинённые в конечном счёте одному солисту – «звезде» – определённо производят впечатление. Здание Ziggo Dome работает в унисон, его эстетика – лаконизм и способность к быстрым, обеспеченным техникой, трансформациям. Всё оно целиком – в сущности, тонкое, но работающее как часы сценическое оборудование, deus ex machina, театр-робот, принимающий по 17 000 зрителей за раз. Без интеллектуальной системы управления, работающей, если нужно, «от одной кнопки», этот эффект здания-инструмента был бы неполным.
 
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects

Поставщики, технологии

АББ (АВВ)
Мастерская:
Benthem Crouwel
Проект:
Концертный зал Ziggo Dome
Нидерланды, Амстердам

2009 — 2012

28 Января 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
АББ (АВВ): другие статьи и новости
Benthem Crouwel: другие проекты
Сборно-разборная модель
Новый корпус цифровых наук и индустрий LAB42 в Амстердамском университете спроектирован максимально гибким и удобным для использования и трансформации на всех стадиях «жизни», от строительства до демонтажа. Авторы проекта – Benthem Crouwel Architekten.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Геологический колорит
Новое крыло художественного Музея Арнема облицовано глазурованной плиткой в оттенках ледника, когда-то сформировавшего склон, над которым стоит здание. Архитекторы – Benthem Crouwel.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Гидротехническое наследие
Проект реконструкции дамбы Афслёйтдейк на севере Нидерландов, разработанный бюро Benthem Crouwel и West 8, позволит защититься от наводнений как минимум до 2050 года.
И корабль плывет
В оформлении пешеходного тоннеля под зданием Центрального вокзала Амстердама архитекторы бюро Benthem Crouwel использовали традиционные голландские изразцы.
Зеленый мираж
На Центральной площади Кобленца Benthem Crouwel Architects построили культурный и торговый центры – здания, которые полностью изменили градостроительный сценарий этого пространства.
Ванна, полная искусства
Стеделейкмюсеум — музей современного искусства в Амстердаме — существенно увеличил свои площади за счет эффектной пристройки. Открытие здания после длительной реконструкции состоится 23 сентября.
Завидное упорство
Рем Колхас принял участие в конкурсе на проект «культурного форума» в Гааге, который появится на месте сносимого Нидерландского театра танца — одного из первых реализованных проектов OMA.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.