Послушай голову

О ежегодном фестивале Moscow Design Week, экспозиции которого отрыты до воскресенья включительно.

Реклама

Moscow Design Week, проходящая в этом году в пятый раз, по традиции выбрала своей основной площадкой большой зал в центре дизайна Artplay, строение №2. Здесь на двух этажах показывают разнообразные дизайн-объекты: мебель, скульптуры, плакаты. Общая тема выставки: «Innovation to save the planet» – проблема сохранения планеты и ее ресурсов, причем человек рассматривается как один из ценных ресурсов. Тема популярная, она вдохновляет архитекторов и дизайнеров на эксперименты и открытия уже многие годы, достаточно вспомнить недавнего лауреата Прицкеровской премии Шигеру Бана с его дешёвыми и быстровозводимыми картонными домами для людей, оставшихся без крова.

Заметным гостем выставки стала всем знакомая (и родная) IKEA, выделяющаяся среди большинства участников не только бюджетностью продукции, но и павильоном, который выглядит как настоящий дом с двускатной крышей. Кровати, усыпанные подушками, вместительные шкафы, деревянные лошадки, уютные торшеры и вереница кухонных кранов, словом, полный набор для создания уюта простыми средствами. Кстати, в субботу, 18 октября, представители компании прочтут лекцию «Будит любовь. Будит природа» – именно так звучит икеевский девиз в этом сезоне.

Организаторы графического фестиваля Weltformat, прошлой осенью привозившие плакаты из Люцерна во ВШЭ, в этом году провели для москвичей экскурс в мир графического дизайна, рассказав об айдентике, развитии шрифта и конечно, о собственном фестивале. Как? На примере своих работ, разумеется. О роли плаката в жизни современного горожанина зрители могут задуматься, изучая швейцарские примеры, расположившиеся на третьем этаже. Плакаты выполнены в разных техниках и форматах, и каждый из них поставлен на деревянный мольберт.

Широко анонсированная инсталляция школы «Там-там», заведения для молодых дизайнеров, основанного лидером «Алхимии» Алессандро Гурьеро, вынесена организаторами на улицу и установлена на балконе таким образом, что сразу из-за скульптур открывается вид на Спасо-Андроников монастырь. Лаконичные головы-истуканы из белого пластика не чужды любоначадия: из уст каждой из Whispering Heads (шепчущих голов) доносятся негромкие голоса, излагая рекомендации: работать, почитать многих богов, думать о цикличности жизни. Самые понятные мысли излагают женские голоса, полунаучную абракадабру – мужской, а последняя голова в цепочке и вовсе издает лишь мерное гудение.

Обобщив и переосмыслив скульптуры с Острова Пасхи, дизайнеры предложили современным горожанам поговорить почти что со стенами – белыми, непреступными и полностью искусственными. Само по себе это предложение уже хороший повод поразмыслить.

Самый культовый проект Moscow Design Week – «Design SuperHeroes», знакомящий широкую общественность с гуру мирового дизайна и их изделиями, в этом году на поверку обернулся полупустым темным залом с ироничными изделиями группы «Мемфис» и несколько другими иконами дизайна: диван-губы, фаллические кактусы, кресла-шестеренки. Под всеми изделиями откровенно не хватает подписей с именами авторов: видимо, зритель попросту не имеет права их не знать.

В этом же зале  расположился концептуальный куб: портал в человеческий рост, внешняя часть которого темна, как ночь, а внутренняя представляет собой множество светящихся прямоугольников, напоминая зрителю об эстетике Захи Хадид и одновременно провозглашая: «Движение как элемент дизайна». Игра со светом ведется и на единственной белой стене зала: здесь поселились красивые композиции, созданные электрическими светильниками. Тему графических параллелепипедов продолжает лес прямоугольных колонн с суперграфикой, напротив окна на этаж выше. 

Несколько пугающее внедрение техники в человеческий разум продемонстрировано дизайн-бюро «Варенъйе Организм», причем буквально: с помощью шлема посетители выставки могут поучаствовать в странной игре, когда их голова становится джойстиком, управляющим реальностью. Организаторы обещают, что через пару лет весь мир будет подвластен нашим мозговым волнам и предлагают начинать тренироваться уже сегодня – такая вот технократическая утопия.

Расширение географии дизайна и нанесение на карту российского потребителя новых точек всегда было одной из важных задач Moscow Design Week. В этом году внимание кураторов привлек к себе австрийский промышленный дизайн – и не напрасно: глядя на эти предметы (даже самые биоморфные), сразу вспоминаешь, на каком языке говорил Баухауз. Простые геометрические объемы и ахроматические сочетания цветов по-прежнему актуальны – особенно когда это сделано с таким вкусом и любовью. К сожалению, на арт-объектах нельзя посидеть – это строго запрещено.

На выставочной площадке, слева от лестницы, была организована небольшая библиотека, где посетители в уютной обстановке могут полистать многочисленные печатные материалы выставки. Мебель для этого уголка предоставлена компанией Bene: гости могут вдоволь покрутиться вокруг своей оси в креслах с высокими подголовниками из серии Parcs, а также попробовать себя в роли дизайнера, нарисовав рабочее место своей мечты. 

Совсем рядом с библиотекой гости могут полюбоваться на красивую домашнюю утварь – в том числе на изделия Alessi: те самые программные серебристые чайники и штопоры. 

Дизайн не был бы дизайном, если бы не адресовался напрямую к потребителю. Именно поэтому выставка включает в себя Design Market, где можно купить книги и журналы по теме, а также дизайнерские украшения, технические аксессуары и некрупный декор.  

Как ни странно, самыми занятными и привлекательными объектами выставки оказались вещи простые и осязаемые, те, что можно купить прямо сейчас: мебель, обтянутая 3D-текстилем и не боящаяся дождя и солнца, модульные системы из закаленного стекла, керамические светильники. Центром притяжения посетителей стал еще один деревянный павильон-домик, сверху донизу заполненный старыми выпусками журнала Seasons, которые можно свободно забирать с собой. Напротив этого павильона расположились мобильные стенды издательства TATLIN, знакомящие посетителей с молодыми архитекторами России и их проектами.

Выставка полна занятных дизайн-продуктов, и несмотря на ощущение некоторой хаотичности, радует посетителя многими озорными объектами, а игровой момент, как известно, сегодня очень важен.

17 Октября 2014

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.