Светопрозрачные фасады высотных многофункциональных зданий

В статье проведен анализ архитектурных и конструктивных решений светопрозрачных фасадов, представлены подходы к их классификации и особенности применения с учетом типа зданий.

Реклама

Стекло относится к материалам, использование которого для отделки фасадов позволило придать им особый облик, соответствующий представлениям об идеальном современном здании. Этому способствуют эстетические качества стеклянной поверхности, которая может быть зеркальной, полупрозрачной, цветной. Также играет роль элегантный вид конструкций рам, возможность получения четких граней и правильных изгибов, больших гладких поверхностей. В целом остекленное здание выглядит аккуратным. Кроме того, применение стекла в отделке фасадов подчеркивает владение строителей высокими (сложными) технологиями, являющимися результатом прогресса инноваций. Для этого требуется сложное производство изделий имеющих особые эксплуатационные и эстетические качества, обеспечение высокой точности монтажа конструкций. Все это обеспечивает имидж тем, кто может выполнить такое здание, и тем, кто им пользуется.
Отношение профессионалов к стеклу в архитектуре не однозначное. Одни критики считают, что современное здание со стеклянным фасадом может быть уместно в любом архитектурном контексте, не подавляя историческое окружение, а отражая и умножая его шедевры. Другие - поднимают проблему безликости архитектуры стеклянных зданий, потерю в ней национальных черт. В качестве примеров можно привести т.н. «международный» стиль, внедренный Мис ван дер Роэ, в его постройки «Лейк шор Драйв», «Сигрем билдинг» и многие другие здания ООН в Нью-Йорке, Конгресса в Бразилии, института «Гидропроект» в Москве, позволяют говорить  о том, что «стеклянная» архитектура универсальна и одинакова для любой точки земного шара, также как типовые проекты крупнопанельных домов.
На практике использование светопрозрачных фасадов не всегда обеспечивает высокие качества архитектуры, остекление не абсолютный принцип получения современного престижного здания, действующий во всех случаях. Его применение еще не означает, что здание будет удачным. Стекло всего лишь материал фасада, одно из средств архитектуры, применение которого должно быть уместным в конкретном случае. Для этого необходимо удовлетворить массу требований, предъявляемых к будущему зданию, что обеспечивает методика проектирования. В соответствии с ней, как правило, на первом месте находится архитектурно-планировочное решение, разрабатываемое с учетом функции здания, которому подчинены архитектурно-художественное решение, основанное на законах композиции, а также конструктивное решение.
Светопрозрачные фасады, применяемые при строительстве современных зданий, имеют большое разнообразие по архитектурным эстетическим и техническим характеристикам. Их классификация по этим признакам позволяет создать систему, облегчающую выбор решения фасада архитектором. Для этого предлагается выполнить классификацию по двум направлениям -  архитектурному и конструктивному решению. В этом случае архитектурное решение определит выбор остекления фасада в соответствии с архитектурно-планировочными и архитектурно-художественным требованиям, а конструктивное – в соответствии с требованиями к конструкциям и их материалам.
Классификация светопрозрачных фасадов по архитектурному решению позволяет выделить следующие группы: перфорированные, ленточные, сплошные,  вентилируемые с облицовкой из стекла, двойные.
Фасады с перфорированным остеклением (рис. 1) используются при архитектурном решении здания, когда рамы устанавливаются между несущими элементами его каркаса (выступающими торцами перекрытий, балками, колоннами, торцами стен). Получается фасад, на котором остекленные плоскости разделены по горизонтали и вертикали. Конструкции фасадной системы в данном случае опираются на перекрытия, а также крепятся по бокам к стенам, или колоннам, а сверху к потолку.

Фасады с ленточным остеклением (рис. 2) создаются непрерывными горизонтальными проемами без простенков. В результате образуются поэтажные ленты по одному фасаду или всему периметру здания, состоящие из непрерывной остекленной полосы и непрерывной непрозрачной подоконной части стены. Несущие колонны и стены в данном случае выполняются утопленными за ленту остекления. Конструкции фасадной системы в данном случае опираются на перекрытия или подоконную стену, сверху крепятся к потолку, а также могут крепиться к торцам стен и колонн.
Фасады со сплошным остеклением (рис. 3) представляют собой непрерывную в горизонтальном и вертикальном направлении внешнюю стеклянную оболочку. Изнутри остекление выполняется от пола до потолка, от стены до стены. Конструкции такого фасада крепятся путем их подвешивания к торцам (передним кромкам) междуэтажных перекрытий с помощью консольных кронштейнов.
 
Вентилируемые фасады с облицовкой из стекла позволяют достичь впечатления сплошного остекления фасада, тогда как помещения имеют обычные окна. Они обеспечивают остекление простенков и глухих участков фасада, при этом остекление стен и окон может выполняться в одной плоскости. Такие конструкции освоены фирмами, выполняющими вентилируемые фасады, и крепятся кронштейнами к наружной стене. Они выполняются аналогично обычным не прозрачным вентилируемым фасадам с воздушным зазором. Часто используются в архитектурных решениях современных зданий, для создания впечатления сплошного остекления. Стеклянная поверхность над стенами выполняет декоративную роль, и закрывает от внешних воздействий утеплитель. Внешняя расшивка состоит из планок шириной 75 и 80 мм.
Данные системы могут применяться совместно с любыми другими (перфорированном, ленточном и другом остеклении) для облицовки глухих участков.
Двойные фасады (рис. 4) предполагают сплошное остекление, но отличаются от рассмотренных выше тем, что имеют основной - внутренний и дополнительный - наружный слои остекления. Внутренний и наружный слои фасада устраиваются на различном расстоянии друг от друга, которое может быть от нескольких дециметров до 2-х метров. При этом, дополнительный наружный слой, как правило, имеет одинарное остекление и выполняет функции защиты от порывов ветра, осадков и солнца. Он может иметь открывающиеся рамы и солнцезащитные жалюзи. Основной внутренний слой имеет двойные или тройные стеклопакеты, может быть выполнен в виде фасада со сплошным, ленточным, перфорированным остеклением, или любой иной системы.

Однако нельзя не упомянуть большое количество критических материалов о данных решениях [1].
Классификация светопрозрачных фасадов по конструктивным решениям позволяет выделить следующие группы: опорно-ригельные, рамные, спайдерные, структурные, полуструктурные, вентилируемые и тепло-холодные вентилируемые, панельные.
Опорно-ригельная конструкция состоит из вертикальных опор и горизонтальных перемычек - ригелей, собираемых на месте. Несущая структура остается с внутренней теплой стороны. Монтаж данной конструкции яв¬ляется достаточно сложной операцией. Элементы заполнения, то есть все стеклопакеты, панели и крепежные элементы доставляются разрозненно и собираются на месте. Процесс монтажа ведется снаружи здания. Как правило, для монтажа требуется возведение строительных лесов. В случае плохих метеоусловий сборка значительно затрудняется и увеличивается вероятность допущения ошибок.
Данные конструкции применяются для фасадов с перфорированным, ленточным, сплошным остеклением, а также для вентилируемого фасада с облицовкой из стекла. Кроме того, они могут быть использованы для остекления зимних садов, светопрозрачных крыш, куполов.
Рамная конструкция состоит из каркаса, образованного вертикальными опорами и горизонтальными перемычками, в который вставляются рамы с остеклением, имеющие заводскую готовность. Несущая структура остается частично снаружи и должна иметь утепление. Конструкция имеет ряд отличий от опорно-ригельной, основным из которых является то, что монтаж и застекле¬ние (установка рам) производится изнутри. Учитывая заводскую готовность рам, можно сказать, что погодные условия гораздо меньше влияют на процесс сборки.
Данные конструкции используется для фасадов со сплошным остеклением, при перфорированном и ленточном остеклении, а также для двойных фасадов.
Структурное остекление основано на способе установки стекол и стеклопакетов, при котором рамы не видны на внешней плоскости фасада, за счет чего создается эффект сплошной стеклянной поверхности с малозаметными швами. Стекла или стеклопакеты приклеиваются к алюминиевой раме, вставляемой в опорно-ригельный каркас, или непосредственно к несущему каркасу. При этом оконные стекла (стеклопакеты) вплотную примыкают друг к другу и крепятся клеем снаружи без видимых крепежных лент или иных фикси¬рующих элементов. Несущий каркас остается с внутренней теплой стороны. Процесс монтажа стеклопакетов ведется снаружи здания. Как правило, для монтажа требуется возведение строительных лесов. В случае плохих метеоусловий сборка значительно затрудняется и увеличивается вероятность допущения ошибок.
Используется для фасадов со сплошным остеклением, а также для вентилируемого фасада с облицовкой из стекла, при перфорированном и ленточном остеклении. Необходимо заметить, что данные решения считаются опасными и практически не используются в ряде стран, в том числе и Германии [2].
Полуструктурное остекление отличается от структурного тем, что каждый стеклопакет обрамлен фиксирующим алюминиевым кантом, видимым снаружи, что позволяет избежать падения стекла при повреждении клея.
Используется для фасадов со сплошным остеклением, а также для вентилируемого фасада с облицовкой из стекла, при перфорированном и ленточном остеклении.
Спайдерное остекление новое решение для остекленных фасадов. Основано на использовании каркаса, образованного вертикальными опорами и горизонтальными перемычками, в который вставляются стеклопакеты. Герметизация достигается за счет заливки пространства между стеклопакетами и каркасом специальным силиконовым герметиком. Сами стеклопакеты держатся на специальных кронштейнах — спайдерах, которые крепятся к несущему каркасу.
Используется для фасадов со сплошным остеклением, а также для вентилируемого фасада с облицовкой из стекла, на глухих участках при перфорированном и ленточном остеклении.
Тепло-холодные вентилируемые фасады являются вариантом вентилируемых систем и применяются там, где имеются глухие участки стен, не требующие  термоизоляции всей поверхности. Стеклянная поверхность над стенами выполняет только декоративную роль. В этом случае может быть использован облегченный каркас без терморазрыва (специальных мероприятий, обеспечивающих снижение теплопотерь через несущие элементы каркаса), что упрощает конструкцию и позволяет уменьшить стоимость фасада.
Используется для вентилируемого фасада с облицовкой из стекла, на глухих участках стен (торцов, простенков и т.п.).
Панельные фасады производят в цехах в виде готовых к монтажу фрагментов. Они уже включают каркас с установленными стеклопакетами и открываемыми элементами. Такие фасады отличаются минимальными сроками производства и монтажа. Процесс монтажа ведется снаружи здания. Как правило, для монтажа требуется возведение строительных лесов. В случае плохих метеоусловий сборка значительно затрудняется и увеличивается вероятность допущения ошибок.
Используется для фасадов со сплошным остеклением, а также при перфорированном и ленточном остеклении.
Классификация материалов конструкций остекленных фасадов предусматривает деление на следующие группы: алюминиевые, стальные, комбинированные.
Алюминиевые профили выполняются, как правило, из «трехкомпонентного сплава» алюминий, магний, кремний и имеют антикоррозионное покрытие. Алюминий обладает высокой теплопроводностью, поэтому обычно все производители выпускают два вида профилей: "холодные" и "теплые". "Холодные" профили не подходят для фасадов отапливаемых зданий. "Теплые" профили имеют в своей конструкции теплоизолирующую вставку, которая обеспечивает лучшую теплоизоляцию профиля. Вставка изготавливается из армированного стекловолокном полиамида. Для повышения термо- и звукоизоляции она может быть выполнена из полиуретана.
Декоративная отделка профиля обеспечивается анодированием, окрашивание порошковым методом и имитация поверхности различных материалов, при этом форма внешних накладок может быть самой разной - плоской и коробчатой, полукруглой и чечевицеобразной.
Стальные профили издавна применялись у нас в одинарном переплете. Сейчас на смену им пришло новое поколение стальных фасадов, которое по сопротивлению теплопроводности, коррозионной стойкости, дизайну не уступает алюминиевым фасадным системам, и имеет существенные преимущества по цене. Так же и как алюминиевые, стальные профили могут быть "теплые" и "холодные".
Декоративная отделка осуществляется за счет различных видов окраски, обеспечивающих широкие возможности в плане цвета, фактуры и текстуры.
Комбинированные профили внешне похожи на профили из ПВХ, которые всем хорошо знакомы по пластиковым окнам и дверям, но изнутри они усилены армирующим стальным профилем. Достоинством фасада из таких конструкций считается возможность использования пластиковых окон.
Другим вариантом комбинированных конструкций является совмещение стального каркаса и алюминиевого профиля. Когда необходимо остеклять большие пролеты, то часто становится экономически целесообразно установить дешевый стальной каркас, на который закрепить алюминиевые конструкции, чем увеличить их жесткость.
Декоративная отделка алюминиевых и стальных поверхностей аналогична рассмотренной выше (см. декоративную отделку стальных и алюминиевых профилей). Для ПВХ профилей отделка обеспечивается за счет ламинирования и за счет возможности моделировать большое количество вариантов таких свойств как фактура, текстура и цвет может копировать самые разнообразные материалы (дерево, металл, камень).

Выбор архитектурного решения светопрозрачного фасада не может быть случайным или основываться только на эстетических предпочтениях. Для разных типов зданий существуют свои критерии в использовании остекления фасадов, из которых наиболее важными следует считать функциональные.
Например, в жилых зданиях, в силу особенностей планировочных решений, жестких теплотехнических, противопожарных требований и традиционной экономии, сплошное остекление применяется лишь для ограждения балконов, нижних этажей с общественными помещениями и зимних садов на крышах. Иногда оно может использоваться для гостиных представительных квартир и апартаментов. В жилых рядовых комнатах, тем не менее, устанавливаются традиционные окна. Сплошное остекление совершенно не уместно в спальне, требующей уютную и интимную обстановку. Следовательно, для жилых зданий можно использовать фасады с  ленточным и перфорированным остеклением, вентилируемую систему с облицовкой из стекла, а также двойные фасады, внутренний слой которых может иметь не сплошное остекление, а обычные окна с простенками и подоконной частью.
Архитектура общественных зданий включающих помещения офисов, банков, торговых, спортивных и развлекательных центров, напротив, имеет тенденции к значительному увеличению площадей стеклянных фасадов. Для них подходят фасадные системы, с перфорированным, ленточным и сплошным остеклением, а также двойные фасады. Однако, остекление всей наружной стены не всегда уместно и в общественном здании. Оно наиболее востребовано в престижных помещениях, но не обязательно и даже не уместно для рядовых рабочих комнат.
Многофункциональные здания, включающие в свою объемно-пространственную структуру разные помещения – жилье, гостиничные номера, офисные помещения, представляют собой наиболее сложную задачу при проектировании. С одной стороны фасадная поверхность должна быть подчинена единой архитектурной идее, поэтому остекленный фасад такого здания, как правило,  представляет собой общую стеклянную стену. При реализации такой идеи наиболее уместен двойной фасад. Вместе с тем, имеется возможность организовать комбинированный фасад, учитывающий разность требований к освещению помещений различного назначения – квартир, гостиничных номеров, офисов.  
Выбор конструктивного решения и материалов светопрозрачных фасадов основывается на их архитектуре, возможности применения в конкретном случае данных конструкций. При этом учитываются параметры фасада и их влияние на экономическую целесообразность тех или иных конструкций. Кроме того, не маловажным фактором является процесс монтажа, требующий устройства лесов, или допускающий проведение всех работ изнутри здания, что может оказаться решающим при неблагоприятных погодных условиях. Размеры конструкций, необходимость их усиления определяют выбор материала профилей, каркаса и рам.
Подводя итоги, следует сказать, что, использование в проектировании светопрозрачных фасадов требует рассмотрения целого ряда вопросов. Одним из инструментов, призванных помочь в принятии решения является классификация. Она учитывает, положительные и отрицательные свойства рассматриваемых конструкций и целесообразность использования для зданий различного назначения.
Следуя методу перехода от общего к частному, прежде всего, необходимо определить тип фасадов, используя классификацию по архитектурному решению, которая позволяет учитывать архитектурно-планировочные и архитектурно-художественные требования к ним. Следующим этапом проектирования является выбор возможных вариантов конструкций фасада, на основе классификации по конструктивным решениям. Далее, с учетом требований конструирования и условий эксплуатации назначаются материалы несущих конструкций и тип стекол. Так систематизация разнообразных архитектурных и конструктивных решений остекленных фасадов позволяет архитекторам, разрабатывая архитектурно-художественный облик современных зданий, создавать желаемую композиционную  структуру, учитывать градостроительное окружение, ахитектурно-планировочное решение объекта, а также нюансы, возникающие при взаимоувязке в едином архитектурном решении функциональных, конструктивных, технологических и художественных вопросов.

Канд. арх., проф. А.А. Магай;
канд. арх., доц. Н.В. Дубынин

(Статья опубликована в периодическом издании Вестник МГСУ – 2010 г. - №2)


Литература:

1.    Гетис.К. Стеклянные двойные фасады (начало)  // AВОК. 2003. № 7. С. 10-17.
Гетис.К. Стеклянные двойные фасады (продолжение) // АВОК. 2003. № 8. С. 22-31.
Гетис.К. Стеклянные двойные фасады (продолжение) // АВОК. 2004. № 1.С.  20-23.
2.    Руководство по высотным зданиям. Типология и дизайн, строительство и технология. Пер. с англ. М.: ООО «Атлант-Строй», 2006. 228 с.

11 Ноября 2010

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.